Ранние симфонии моцарта. Сколько симфоний написал Моцарт: одна из граней таланта австрийского гения? Вольфганг Амадей Моцарт

Большинство ранних симфоний, писавшихся им в Лондоне, Зальцбурге и Италии, находились в русле течений его эпохи и не предполагали особой концепционности. Это была праздничная, но вместе с тем не ритуально-торжественная, а скорее радостная музыка, которой открывались концерты и другие мероприятия. Поэтому минорных симфоний среди ранних нет (за исключением g-moll № 25, о которой речь пойдет чуть далее).

Цикл варьируется: встречается и 3-частный итальянского типа, и 4-частный (с менуэтом и трио на третьем месте).

Из зальцбургских симфоний можно выделить Es-dur K.132 (№ 19, 1772 год), которая, возможно, была приурочена к рождественским праздникам. Оркестровые состав: струнные, 2 гобоя, 4 валторны. В цикле 4 части (медленная существует в двух разных вариантах – Andante на 3/8 и Andantino grazioso на 2/4). Симфония любопытна тем, что, как установили исследователи в XX веке и как это несомненно ясно слышали современники в Зальцбурге XVIII века, в ее медленной части (на 3/8) цитируются две религиозные мелодии:

а) григорианский напев Credo in unum Deum – в главной теме,

b) Joseph, lieber Joseph mein (“Иосиф, милый мой Иосиф”) – рождественская песня, которую каждое Рождество в Зальцбурге играли колокола башни Верхнего замка.

Знаменитая ранняя симфония № 25 g-moll (K.183=173dB), написанная в Зальцбурге в 1773 году, резко выделяется своим драматическим характером. Считается, что она предвещает позднюю симфонию в той же тональности № 40, однако они все же очень различны.

Симфония № 25, вопреки своей необычности для раннего симфонического творчества Моцарта, находится тем не менее в русле духовных и художественных течений своего времени. Впоследствии по некоторому недоразумению такие музыкальные произведения конца 1760-х – начала 1770-х годов стали связывать с немецким литературным течением “Буря и натиск” (Sturm und Drang, название романа Ф.М.Клингера, давшее наименование всему направлению). Однако нетрудно заметить, что, во-первых, ни Гайдн, ни Моцарт не имели никаких контактов с Гёте, Шиллером, Клингером и их единомышленниками, а во-вторых, никак не могли вдохновляться соответствующими произведениями, поскольку роман Гёте “Страдания молодого Вертера” был написан в 1774 году, роман Клингера “Буря и натиск” в 1776, а бунтарские драмы Шиллера “Разбойники” и “Коварство и любовь” – только в 1781 и 1784 годах.

В музыке эта тенденция, не имевшая собственного названия, проявилась явно раньше, когда одно за другим стали появляться произведения подчеркнуто мрачного, трагического и патетического характера, написанные либо сплошь в миноре, либо с преобладанием минорных красок: 1760-е – “Орфей” и “Альцеста” Глюка, симфонии g-moll И.К.Баха и Антона Фильса, конец 1760-х – начало 1770-х – симфонии Й.Гайдна № 39 (g-moll), 44 (e-moll), 45 (fis-moll), 49 (f-moll); симфония Л.Боккерини “La casa del diabolo” (“Дом дьявола”, d-moll).

Вероятно, причиной этого было не какое-то общее меланхолическое или бунтарское настроение, вдруг охватившее даже совершенно не склонных к унынию композиторов (вроде Боккерини, И.К.Баха, Й.Гайдна и Диттерсдорфа), а объективная потребность эпохи Просвещения углубиться в психологичю человека. В литературе это нередко связывалось с идеей чувствительности (направление сентиментализма); недаром тогда же были созданы самые известные сентименталистские романы – “Кларисса” и “Памела” Самуэля Ричардсона, “Юлия, или Новая Элоиза” Ж.Ж.Руссо.

В музыке же, сознательно сбросившей с себя груз барочных традиций, возниколь потребность в исследовании новых выразительных возможностей музыкального языка (и в частности, минорных тональностей). Ведь новизна в это время также осознавалась как особая ценность. Когда этот этап был пройден, классики вернулись на новом уровне к идее просветленной гармонии, обогащенной пережитым опытом. Но к “Буре и натиску” всё это имело разве что метафорическое отношение.

Симфония № 25 вряд ли должна называться “маленькой”, как это иногда бывает в литературе. Напротив, на фоне других симфоний Моцарта начала 1770-х годов она выглядит внушительно объемной и не сильно проигрывает в размерах симфонии № 40 (особенно если учитывать повторения). В ней 4 полновесных части (Allegro con brio, Andante, Menuetto + Trio, Allegro). Окрестр: струнные, 2 гобоя, 2 фагота, 4 валторны.

Влияние И.К.Баха ощущается здесь довольно сильно. По тематизму она ближе всего к его оркестровой симфонии g-moll, в которой все три части в миноре (g – c –g). В симфонии № 25 сказывается некоторая юношеская угловатость, фактура местами слишком лапидарна и фрагментарна, однако тематизм обладает исключительной яркостью.

Среди ранних симфоний Моцарта можно отметить также D-dur № 31 – “Парижскую” (К.297=300а), написанную в июне 1778 года во время второй (неудачной) поездки в Париж. Эта 3-частная симфония предназначалась для исполнения в “Духовных концертах”, руководимых тогда Жозефом Легро. Поэтому по оркестровке и стилистике она несколько отличается от зальцбургских симфоний.

Оркестр: струнные, 2 флейты, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 2 валторны, 2 трубы, литавры (в Зальцбурге Моцарт часто обходился без флейт, кларнетов там вообще не было, трубы и литавры использовались эпизодически). В “Духовных концертах” оркестр был большой (53 человека): по 10 первых и вторых скрипок, 4 альта, 10 в-челей, 4 к-баса, парные деревянные духовые (но 4 фагота), по 2 валторны и трубы, литаврист.

Стилистически же Моцарт старался ориентироваться на вкус парижской публики. Он преднамеренно начал симфонию с унисонного f всей струнной группы (coup d’archet – “удар смычком”, введенный когда-то Люлли); Andante G-dur 6/8 носило характер излюбленного французами романса (позднее Моцарт написал новое Andante 3/4 примерно в том же духе), финал веселый и блестящий. Согласно письмам Моцарта, симфония публике понравилась, и исполнение первого Allegro прерывалось аплодисментами.


| 2 | | |

Хотя Моцарт написал более 50 симфоний, некоторые из них (ранние) были утеряны. Свою первую симфонию великий композитор написал в восьмилетнем возрасте и создал все свои произведения в этом жанре за 25 лет. Сложно установить, симфоний написал Моцарт, хотя существует пронумерованный список из 41 произведения. Но три из них признаны творениями других композиторов, авторство четвертой – под сомнением. За пределами официального списка осталось около 20 подлинных симфоний, и Моцарта, и множество симфонических произведений, авторство которых под вопросом.

Первые симфонии Моцарта служили вступлением или завершением для основного музыкального произведения. Поздние произведения в этом музыкальном жанре стали основным событием концертного вечера.

Жанр симфонии изобрели итальянские композиторы. В XVIII веке его переняли мастера музыки Германии и Австрии. Около 1760 года композиторы немецких земель стали добавлять в композицию менуэт, помещая его между медленной частью и финалом. В их руках рождался жанр четырехчастной симфонии. Усложнение содержания музыкальных произведений заставляло композиторов углублять содержание каждой из четырех частей симфонии. Так в XVIII столетии зарождался жанр венский симфонии.

В 1764 году восьмилетний Моцарт написал первую симфонию. Он уже был известен в Европе как исполнитель-вундеркинд. Оригинал нотной записи первой симфонии австрийского композитора сейчас хранится в библиотеке Ягеллонского университета (Краков).

Вольфганг и его отец Леопольд путешествовали по Европе. В Англии Моцарт-старший заболел, и отец с сыном задержались в Лондоне. Там юный музыкант написал первую симфонию, и памятная табличка на доме по Эбури-стрит напоминает современным людям об этом событии. Симфонию №1 впервые исполнили в феврале 1765 года. На музыкальное сочинение юного Моцарта повлияли стиль его отца и жившего в Лондоне композитора Иоганна Кристиана Баха, с которым Моцарты были знакомы.

Моцарт писал первые симфонические произведения в рамках итальянской традиции. Но он ориентировался на симфонии Иоганна Кристиана Баха, немца, писавшего под влиянием итальянской традиции. Моцарт писал под влиянием Баха, когда подростком жил и учился в Лондоне. Бах в начале своих симфоний чередовал forte и piano, и Моцарт использовал этот прием в большинстве своих симфонических произведений.

В 1767 году юный Моцарт посетил Вену. Знакомство с венской музыкальной традицией обогатило его музыкальные сочинения: в симфониях появился менуэт, а струнная группа пополнилась двумя альтами. В 1768 году юный композитор написал четыре симфонии с использованием полученного опыта.

В 1770 - 1773 годах Вольфганг Амадей Моцарт упорно трудился и путешествовал. За это время он написал 27 симфоний. В последующие годы он не писал сочинение в этом жанре. Наконец, в 1778 году, находясь в Париже, композитор получил заказ написать симфонию для открытия концертного сезона в день праздника Тела Христова в «Духовных концертах». Новое произведение предполагало использование большого числа инструментов, Моцарт даже написал на рукописи: «Симфония для десяти инструментов».

Это произведение, получившее номер KV297, Моцарт писал, ориентируясь на французские образцы симфоний. Вернувшись в Зальцбург, композитор сочинил еще два произведения в этом жанре, близких к «венскому стилю». В 1781 - 1788 годах Вольфганг жил в Вене и за семь лет в столице Австрии создал пять симфонических сочинений.

В августе 1788 года Моцарт закончил работу над симфонией «Юпитер», которая является 41-й и последней в официальном списке его симфонических сочинений. Свое название, как писал сын композитора Франц Моцарт, симфония получила от импресарио Иоганна Саломона.

Причина связана с музыкой и естественными науками. Финал произведения напоминает симфонию Карла Диттерса «Падение Фаэтона». Саломон знал, что планету Юпитер греки называли Фаэтоном, поэтому с долей иронии дал симфонии Моцарта величественное название. Последняя симфония Моцарта заслужила признание критиков, и ее скоро признали шедевром.

Существует список из 39 симфоний, которые первоначально были приписаны австрийскому композитору. Позднее его авторство было отвергнуто или поставлено под сомнение.

Есть несколько причин, почему некоторые музыкальные произведения ошибочно приписывали Моцарту:

  • Молодой австриец переписывал партитуры других композиторов, чтобы изучать их. Когда обнаруживали записи симфоний, сделанные рукой Моцарта, их ошибочно приписывали ему. Так Вольфгангу приписали несколько произведений его отца Леопольда Моцарта.
  • Став признанным композитором, Моцарт включал в партитуры для своих концертов симфонии молодых музыкантов. Хотя он представлял публике подлинного автора, путаница иногда сохранялась.
  • В XVIII веке издавалось мало нотных записей, которые широко ходили в рукописных версиях, что способствовало путанице.
  • Некоторые симфонии Моцарта были утрачены. Поэтому находки рукописей музыкальных произведений в местах, связанных австрийского маэстро, поспешно приписывали ему, пока не находились опровержения.

Сложность вопроса, сколько симфоний написал Моцарт, показывает, что даже гений в начале пути не свободен от подражаний. Путаница с симфониями, приписанными композитору, частично связана с его ученическими опытами, когда он использовал произведения других мастеров.

Выдающийся австрийский композитор В. А. Моцарт является одним из представителей школы. Его дар проявился с раннего детства. В произведениях Моцарта чувствуется отражение идей движения "Буря и натиск" и немецкого Просвещения. В музыке претворен художественный опыт различных традиций и национальных школ. Самые известные список которых огромен, заняли свое место в истории музыкального искусства. Он написал более двадцати опер, сорок одну симфонию, концерты для разных инструментов с оркестром, камерно-инструментальные и фортепианные сочинения.

Краткие сведения о композиторе

Вольфганг Амадей Моцарт (австрийский композитор) появился на свет 27.01.1756 года в красивом городке Зальцбурге. Помимо композиторской деятельности? он был превосходным клавесинистом, капельмейстером, органистом и скрипачом-виртуозом. Он имел абсолютный шикарную память и тягу к импровизации. Вольфганг Амадей Моцарт является одним из самых не только своего времени, но и современности. Его гениальность отразилась в произведениях, написанных в разных формах и жанрах. Сочинения Моцарта популярны до сих пор. А это свидетельствует о том, что композитор прошел "испытание временем". Его имя наиболее часто упоминается в одном ряду с Гайдном и Бетховеном как представителя венского классицизма.

Биография и творческий путь. 1756-1780 годы жизни

Моцарт появился на свет 27 января 1756 года. Сочинять стал рано, примерно с трехлетнего возраста. Первым учителем музыки был отец. В 1762 году он отправляется с отцом и сестрой в большое артистическое путешествие по разным городам Германии, Англии, Франции, Швейцарии, Нидерландов. В это время создаются первые произведения Моцарта. Список их постепенно расширяется. С 1763 года проживает в Париже. Создает сонаты для скрипки и клавесина. В период 1766-1769 годов живет в Зальцбурге и Вене. С удовольствием погружается в изучение композиций великих мастеров. Среди них Гендель, Дуранте, Кариссими, Страделла и многие другие. В 1770-1774 гг. находится в основном в Италии. Знакомится с известным в то время композитором - Йозефом Мысливечеком, влияние которого прослеживается в дальнейшем творчестве Вольфганга Амадея. В 1775-1780 годах совершает поездку в Мюнхен, Париж и Мангейм. Испытывает материальные трудности. Лишается матери. В этот период написаны многие произведения Моцарта. Список их огромен. Это:

  • концерт для флейты и арфы;
  • шесть клавирных сонат;
  • несколько духовных хоров;
  • Симфония 31 в тональности Ре мажор, которая известна как Парижская;
  • двенадцать балетных номеров и многие другие композиции.

Биография и творческий путь. 1779-1791 годы жизни

В 1779 году работает в Зальцбурге придворным органистом. В 1781 году в Мюнхене с большим успехом состоялась премьера его оперы "Идоменей". Это был новый поворот в судьбе творческой личности. Потом живет в Вене. В 1783 году женился на Констанце Вебер. В этот период плохо выходят оперные произведения Моцарта. Список их не так велик. Это оперы L’oca del Cairo и Lo sposo deluso, которые так и остались неоконченными. В 1786 году написана его превосходная "Свадьба Фигаро" по либретто Лоренцо да Понте. Она была поставлена в Вене и пользовалась большим успехом. Многие считали, что это лучшая опера Моцарта. В 1787 году выходит не менее удачная опера, которая также создавалась в содружестве с Лоренцо да Понте. Тогда же он получает должность "императорского и королевского камерного музыканта". За что ему платят 800 флоринов. Пишет танцы для маскарадов и комическую оперу. В мае 1791 года Моцарта взяли на должность ассистента капельмейстера Кафедрального Она не оплачивалась, но предоставляла возможность после смерти Леопольда Хофмана (который был сильно болен) занять его место. Однако этого не случилось. В декабре 1791 года гениальный композитор умер. Существует две версии причины его смерти. Первая заключается в осложнении после болезни ревматической лихорадкой. Вторая версия похожа на легенду, но поддерживается многими музыковедами. Это отравление Моцарта композитором Сальери.

Основные произведения Моцарта. Список сочинений

Опера - это один из основных жанров его творчества. У него есть школьная опера, зингшпили, оперы-сериа и буффа, а также большая опера. Из-под пера компо:

  • школьная опера: "Превращение Гиацинта", еще известна как "Аполлон и Гиацинт";
  • оперы-сериа: "Идоменей" ("Илия и Идамант"), "Милосердие Тита", "Митридат, царь Понтийский";
  • оперы-буффа: "Мнимая садовница", "Обманутый жених", "Свадьба Фигаро", "Все они таковы", "Каирский гусь", "Дон Жуан", "Притворная простушка";
  • зингшпили: "Бастьен и Бастьенна", "Заида", "Похищение из сераля";
  • большая опера: "опера Волшебная флейта";
  • балет-пантомима "Безделушки";
  • мессы: 1768-1780, созданы в Зальцбурге, Мюнхене и Вене;
  • реквием (1791);
  • оратория "Освобожденная Ветулия";
  • кантаты: "Кающийся Давид", "Радость каменщиков", "Тебе, душа вселенной", "Маленькая масонская кантата".

Вольфганг Амадей Моцарт. Произведения для оркестра

Произведения В. А. Моцарта для оркестра поражают своими масштабами. Это:

  • симфонии;
  • концерты и рондо для фортепиано с оркестром и для скрипки с оркестром;
  • концерты для двух скрипок с оркестром в тональности До мажор, для скрипки и альта с оркестром, для флейты с оркестром в тональности для гобоя с оркестром, для кларнета с оркестром, для фагота, для валторны, для флейты и арфы (До мажор);
  • концерты для двух фортепиано с оркестром (Ми бемоль мажор) и трех (Фа мажор);
  • дивертисменты и серенады для симфонического оркестра, струнного, духового ансамбля.

Пьесы для оркестра и ансамбля

Много сочинил для оркестра и ансамбля Моцарт. Известные произведения:

  • Galimathias musicum (1766);
  • Maurerische Trauermusik (1785);
  • Ein musikalischer Spa (1787);
  • марши (некоторые из них присоединялись к серенадам);
  • танцы (контрдансы, лендлеры, менуэты);
  • церковные сонаты, квартеты, квинтеты, трио, дуэты, вариации.

Для клавира (фортепиано)

Музыкальные произведения Моцарта для этого инструмента очень популярны у пианистов. Это:

  • сонаты: 1774 г. - До мажор (К 279), Фа мажор (К 280), Соль мажор (К 283); 1775 г. - Ре мажор (К 284); 1777 г. - До мажор (К 309), Ре мажор (К 311); 1778 г. - ля минор (К 310), До мажор (К 330), Ля мажор (К 331), Фа мажор (К 332), Си бемоль мажор (К 333); 1784 г. - до минор (К 457); 1788 г. - Фа мажор (К 533), До мажор (К 545);
  • пятнадцать циклов вариаций (1766-1791);
  • рондо (1786, 1787);
  • фантазии (1782, 1785);
  • разные пьесы.

Симфония № 40 В. А. Моцарта

Симфонии Моцарта создавались с 1764 по 1788 г. Три последние стали наивысшим достижением этого жанра. Всего Вольфганг написал более 50 симфоний. Но по нумерации отечественного музыковедения последней считается 41-я симфония ("Юпитер").

Лучшие симфонии Моцарта (№ 39-41) являются уникальными творениями, которые не поддаются установленной в то время типизации. В каждой из них содержится принципиально новая художественная идея.

Симфония № 40 является самым популярным произведением этого жанра. Первая часть начинается взволнованной мелодией скрипок вопросо-ответной структуры. Главная партия напоминает арию Керубино из оперы "Свадьба Фигаро". Побочная партия лирична и меланхолична, составляет контраст главной. Разработка начинается небольшой мелодией фаготов. Возникают мрачные и скорбные интонации. Начинается драматическое действие. Реприза усиливает напряжение.

Во второй части преобладает спокойно-созерцательное настроение. Здесь также используется сонатная форма. Главную тему исполняют альты, затем ее подхватывают скрипки. Вторая тема словно "порхает".

Третья - спокойная, нежная и певучая. Разработка возвращает нас к взволнованному настроению, появляется тревога. Реприза - это снова светлая задумчивость. Третья часть - менуэт с чертами марша, однако в размере три четверти. Главная тема - мужественная и решительная. Она проводится скрипками и флейтой. В трио возникают прозрачные пасторальные звучания.

Стремительный финал продолжает драматическое развитие, достигая наивысшей точки - кульминации. Тревога и волнение присущи всем разделам четвертой части. И только последние такты вносят небольшое утверждение.

В. А. Моцарт был превосходным клавесинистом, капельмейстером, органистом и скрипачом-виртуозом. Он имел абсолютный музыкальный слух, шикарную память и тягу к импровизации. Его превосходные произведения заняли свое место в истории музыкального искусства.

За свою короткую жизнь Моцарт написал более 600 произведений. Каждый находит в творчестве великого композитора что-то свое. Здесь же мы рассмотрим лишь малую часть из богатейшего наследия композитора.

Список самых известных произведений Моцарта.

  • Симфония №40
  • Маленькая ночная серенада
  • Турецкий марш
  • Свадьба Фигаро
  • Дон Жуан
  • Реквием
  • Волшебная флейта
  • Концерт для фортепиано с оркестром №21
  • Симфония №40 соль минор, К.550. 31 июля 1788 года Моцарт заканчивает симфонию, одно из самых известных и узнаваемых его произведений. Эту симфонию Моцарт написал спустя три недели после окончания 39 симфонии. Моцарт готовился к большому концерту летом следующего 1789 года и за лето 1788 года написал 39,40 и 41 симфонии, но концерт не состоялся и дата премьер симфоний неизвестна. Так же неизвестно, слышал ли Моцарт исполнение этих симфоний и кому они были посвящены. В 1791 году Моцарт создает второй вариант сороковой симфонии.

    Серенада №13(Маленькая ночная серенада) соль мажор, K.525. Маленькая ночная серенада написана Моцартом в 1787 году, но опубликована была только в 1827 году, через 36 лет после смерти автора. Существует несколько версий истории ее создания. По одной из них, Моцарт написал серенаду под заказ, по другой, посвятил ее своей жене, но нет точных подтверждений ни одной из версий. После смерти Моцарта, его жена Констанция продала все работы автора одному из издательств и в их числе эту серенаду. В записях Моцарта написано, что «Маленькая ночная серенада» состоит из пяти частей, но одна часть бесследно исчезла и до нас дошли только четыре части этого произведения. Сейчас оригинал рукописи хранится в закрытой коллекции в Базеле.

    Соната для фортепиано № 11 ля мажор, K.331/300i. «Турецкий марш» или «Рондо в турецком стиле»- третья часть сонаты, которую многие из нас легко узнают. Одно из самых известных и исполняемых произведений Моцарта. Точно неизвестно когда была написана соната. По одной из версий, соната написана в 1778 году в Париже, по другой, в 1783 году в Вене или Зальцбурге. Вторая версия в кругу исследователей деятельности Моцарта считается наиболее вероятной. Точно известно, что первая публикация сонаты состоялась в 1784 году в Вене.

    Свадьба Фигаро, K.492. «Свадьба Фигаро» - один из мировых шедевров оперы, ярчайшее проявление таланта Моцарта. К написанию музыки к опере Моцарт приступил в декабре 1785 году, и уже 1 мая 1786 года в Вене состоялась премьера. Либретто (литературная часть) к опере написал Лоренцо да Понте по пьесе Пьера Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро». И с помощью да Понте состоялась премьера оперы по запрещенной в то время в Австрии пьесе Бомарше. Моцарт сам дирижировал во время премьеры. Опера имела небольшой успех, и лишь в декабре 1786 года при исполнении в Праге получила заслуженное признание. Главный герой оперы Фигаро, готовится к свадьбе с Сюзанной. Вокруг этого события закручивается много различных интриг. Опера, как и пьеса, высмеивают аристократию и показывают ум и хитрость прислуги.

    Дон Жуан, K.527. Работу над оперой «Дон Жуан» Моцарт начал в 1787 в Праге. После большого успеха «Свадьбы Фигаро» в 1786 году, Моцарт получает заказ на новую оперу. В феврале 1787 года, после подписания контракта, он приступает к работе. Либретто к опере пишет, как и в «Свадьбе Фигаро», Лоренцо да Понте. Для либретто использовалась пьеса «Мщение из гроба» Антонио де Саморы и опера «Дон Жуан» Джованни Гаццаниги. К концу октября Моцарт и да Понте заканчивают работу над оперой, и 29 октября 1787 года в Праге состоялась премьера. «Дон Жуан» был очень восторженно встречен. К премьере в Вене, 7 мая 1788 года, Моцарт и да Понте добавляют две арии и один дуэт. Дон Жуан - главный герой оперы. Опера рассказывает о любовных похождениях и о расплате за пороки Дон Жуана.

    Реквием (Заупокойная месса), K.626. Работу над этим произведением Моцарт начал летом 1791 года, получив заказ от графа Вальзегга. Граф заказал Моцарту заупокойную мессу для исполнения в память о своей жене. Содержанием для мессы послужил католический канонический текст. Моцарт часто отвлекался от работы над «Реквиемом», сочиняя другие вещи, так и не закончил это произведение до своей смерти в декабре 1791 года. После смерти Моцарта, его жена Констанция, после нескольких попыток найти того, кто закончит работу мужа, обратилась к Францу Зюсмайеру, который и завершил работу известного композитора. Есть версия, что Моцарт 4 декабря 1791 года, за день до своей смертью, исполнял «Реквием» вместе со своими друзьями, и, дойдя до второй части, заплакал, сказав, что так и не закончит эту мессу.

    Волшебная флейта, K.620. Над «Волшебной флейтой» Моцарт начал работать, почти одновременно с «Реквиемом» в 1791 году. Либретто к опере написал Эмануэль Шиканедер по мотивам сказки Кристофа Виланда «Лулу, или Волшебная флейта». Он же был исполнителем роли Папагено. Существует несколько версий, какие еще произведения для либретто использовал Шиканедер и даже по его авторству. Премьера оперы состоялась в Вене 30 сентября 1791 года при полном зале и была встречена очень восторженно. Главные действующие лица – египетский принц Томино и птицелов Папагено. Принц отправляется выручать свою возлюбленную, которую он видел только на портрете, а птицелов помогает ему в этом.

    Концерт для фортепиано с оркестром №21 до мажор, K.467. К написанию этого концерта Моцарт приступил в феврале 1785 года, сразу после окончания двадцатого концерта. 9 марта 1785 года композитор завершает работу и 12 марта в Вене состоялась премьера. Наиболее узнаваемой является вторая (Andante) часть этого концерта.


    K. - номер по каталогу Кёхеля.


    Возможно, Вам будет интересно:

    Последние оценки: 4 5 4 1 1 4 4 5 5 5

    Комментарии:

    Вы вообще о чём? Самое лучшее у Моцарта - симфония 25 !!!

    спс что помогли

    Помогло с муз.литрой!!! Спасибо!

    567
    2 мая 2019 г. в 11:19

    спасибо

    Свою первую симфонию Моцарт сочинил в Лондоне, там же её и исполнили. Она, как и многие последующие, следовала образцам галантной, живой и энергичной музыки И. К. Баха и демонстрировала врожденное чувство формы и инструментального колорита.

    В 1773 году была написана симфония g-moll. Не та, знаменитая, а небольшая, несложная симфония №25, рассчитанная на маленький оркестр (например, из духовых - только гобои и валторны). Многое там кажется примитивным: изложение унисонное или октавное, контрапункта и разработки почти нет, гармонии простые, но такая удивительная искренность, захватывающее внутреннее движение, что её невозможно слушать без волнения. Это характерный для Моцарта пример очень значительного, глубокого, сильного содержания при довольно примитивном техническом воплощении. В симфонии отразились свойственные эпохе «вертеровские настроения», близкие по духу литературному течению «Бури и Натиска». Это - неожиданный взрыв чувств, неуравновешенное высказывание, не имеющее ничего общего с тогдашним салонным искусством. Благоразумный отец Моцарта предпочёл спрятать эту симфонию, поясняя сыну в письме: «То, что не делает тебе чести, пусть лучше остаётся неизвестным».

    В 1778 году - после поездки в Мангейм - была написана Парижская симфония D-dur (К. 297). Симфонии D-dur (Haffner-Sinfonie, K. 375, 1782) и C-dur (К. 425, 1783), написанная для города Линца, были созданы во время «стилевого переворота» Моцарта и ознаменовали переход к новому. «Хафнер» (специально для зальцбургской семьи Хафнер) носит ещё черты дивертисментного стиля. Она возникла из многочастной серенады, откуда были изъяты вступительный марш и один из двух менуэтов.

    Пражская симфония D-dur (симфония без менуэта, К. 506, 1786) отмечена смелостью и новизной, и, бесспорно, принадлежит к лучшим вещам. Некоторые исследователи считают, что она равноценна трём последним симфониям, а может даже и превосходит их по концентрации и чёткости формы. Однако, очень выразительная, полная глубоких контрастов и эффектов музыка до сих пор не совсем понята, и на концертах исполняется значительно реже других произведений. В ней уже обозначилась роль трагической темы в творчестве Моцарта.

    В течение лета 1788 года Моцарт написал три последние симфонии, величайшие его создания в области симфонической музыки, вершины его творчества: симфония Ми-бемоль мажор № 39, в которой на основе танцевальных жанров достигается большая драматическая экспрессия (преимущественно в первой части); симфония соль минор № 40 - наиболее лирическая среди этих трех симфоний; монументальная симфония До мажор № 41, получившая название "Юпитер". Иногда эти три симфонии составляют в цикл, или в триптих, трилогию, рассуждают о «высоком трёхчастном единстве», вплоть до абсурда: Es-dur - первая часть, g-moll - вторая, Юпитер третья. Тем, кто так говорит стоит послушать все 12 частей трёх симфоний подряд, без перерыва. Впрочем, они не для этого предназначены. Это три совершенно самостоятельных произведения, освещающие три стороны жизни и мира.

    Каждая из этих симфоний представляет собой индивидуальный, целостный, законченный художественный организм, обладающий собственными, ему присущими чертами выразительности; а все три симфонии вместе взятые характеризуют богатство и многообразие идейно-эмоционального и образного мира композитора, а также дают яркую и полную картину идей и чувствований своей эпохи. Очерченная ими область объединяет все возможности, которые данный жанр, каким видел его Моцарт, вообще мог в себя вместить. Добавим к этому, что в каждой из трех симфоний полностью решена проблема единства симфонического цикла. Как заметил Х. Мерсман, немецкий музыковед, все остальные симфонии Моцарта едва ли уравновешивают последние три.

    Симфония Es-dur (К. 543) обыкновенно так и называется - «романтическая симфония»; романтикам она была особенно дорога, они её называли «лебединой песней». Первая тема allegro - очаровательная кантилена тоски и стремления вдаль, и лёгкие тени финала - стремление к той же неопределённо-прекрасной цели, которая у романтиков называлась «туда».

    Симфония соль минор (К. 551) - поэма скорби - приобрела большую популярность благодаря необычайно искренней музыке, понятной самому широкому кругу слушателей.

    Классический четырёхчастный цикл открывает главная партия сонатного allegro, звучащая с первых же тактов произведения. Эта трепетно-нежная мелодия напоминает высказывание человека, взволнованную человеческую речь, глубоко выразительная мелодия словно вырастает из интонаций горестных вздохов. Исполнение скрипок придаёт большую певучесть, мягкость, теплоту. В сопровождении звучат фигурации у других струнных инструментов, что усиливает общее настроение взволнованности и беспокойства. В дальнейшем развитии основной темы настроение тревоги усиливается. Уже в конце главной партии звучат резко акцентированные аккорды.

    Связующая партия - это не только «связка», «переход» к побочной партии. Построенная на теме ГП, она вносит новый оттенок. Подчёркнутый, чеканный ритм придаёт ей энергичный характер, большую серьёзность, собранность. Тем более светло и безоблачно звучит побочная партия. Она изложена в параллельной тональности - B-dur, Лукавая, изящная, несколько танцевального склада, эта тема дана в аккордовом изложении. Иным становится и тембр: мягкому пению скрипок вторят деревянные духовые инструменты (fl., ob., cl.). Подобно первой теме, побочная партия в своём развитии постепенно набирает силу, крепнет. В основе заключительной партии лежат начальные полутоновые интонации основной темы.

    Ведущее значение главного образа Моцарт подчёркивает и дальше: в разработке развивается исключительно главная партия. Начало разработки отмечено резкой сменой тональности, далёкий фа-диез минор сразу придаёт музыке сумрачную окраску. Постепенно главная партия утрачивает присущую ей мелодичность, дробится на части, происходит смена тональностей, меняется фактура изложения и сила звука. Вместо задушевного высказывания слышится грозное и решительное звучание главной темы, которая поочерёдно появляется у различных групп инструментов.

    Переход к репризе происходит постепенно. Уменьшается звучность оркестра. В высоком прозрачном регистре у деревянных духовых легко скользит начальная интонация главной партии, утверждается основная тональность. Изложение побочной партии в соль миноре существенно меняет её, исчезает единственный солнечный островок. С другой стороны значительно расширяется связующая (36 тактов вместо 16). Всё это серьёзно изменяет характер музыки.

    В более светлые тона окрашена вторая часть симфонии - Andante умиротворённого, лирико-созерцательного характера. Неторопливо струнные исполняют свою тему, характерные для Моцарта восходящие задержания придают ей мягкость и изящество. В этой части отсутствуют резкие контрасты тем, хотя и здесь в срединном разработочном эпизоде набегают сумрачные тени.

    Ярко своеобразен менуэт, теряющий здесь традиционный облик бытового танца. Волевой и энергичный, с синкопированными перебоями ритма, он резко отличается от произведений подобного рода. Только в трио Моцарт возвращает менуэту некоторые свойственные ему черты.

    Финал продолжает линию драматического развития первой части, но это не возврат, итог развития всей симфонии. Значительнее становится различие между главной и побочной темами, резче контраст внутри самой главной партии. Развитие ГП в разработке достигает огромной напряжённости - отчаяние доходит до кульминации. Насколько не правы люди, видящие в этой симфонии только «радость и оживление» или «гречески парящую грацию» (Р. Шуман)…

    Наиболее крупная по масштабам симфония №41 (К. 551) называется «Юпитер» благодаря грандиозному финалу. (Юпитер в древнеримской мифологии - бог-громовержец, повелитель богов, людей и природы, властелин всего сущего.) «Юпитер» - поэма экстаза, экзальтации, пророческого ясновидения, восторженности. Особенно в ней подчёркнута контрастность образов. Моцарт возвысил содержание симфонии, придал ей большую драматическую напряжённость, усилил её стилевое единство, углубил контраст между частями симфонического цикла, партиями сонатного allegro, а также внутри тем.

    Симфония состоит из 4 частей: Allegro vivace, Andante cantabile, менуэт Allegretto и финал Molto allegro, причём сонатная форма применена во всех частях, кроме третьей. Показательна эволюция менуэта - бытовой танец становится лирическим и мужественным одновременно.

    Форма финала являет собою верх конструктивного мастерства: соединение сонаты и фуги, наиболее продуманных и органичных форм, созданных европейской культурой. Совершенство конструкции напоминает музыку строгого письма. И все же этот финал - музыка классицизма: она устремлена вперед, в ней кипит энергия вечного движения и обновления, и вместе с тем постепенного продвижения, естественной связи предыдущего и последующего.

    Моцарт насыщает форму сонатного аллегро приемами полифонического развития, но при этом не нарушает равновесия между сохранением и развитием, поступательностью и связностью. На лёгкость, с которой это сделано, способен только истинный представитель эпохи Классицизма. В результате тема постоянно меняет свой облик, обнаруживая и раскрывая все новые тончайшие оттенки.

    При внешнем легкомыслии с самого начала заложено несколько уровней драматических сопоставлений. Контрасты не такие яркие, и не столь явные, как в сонатах и симфониях Бетховена, но они играют не меньшую роль в развитии.

    В светлой, мягкой, лирической-скерцозной теме можно выделить два разнохарактерных элемента - это ещё из традиций Мангеймских симфоний: первый - 4 крупные длительности, второй - стремительные репетиции и пассажи. В первом элементе угадываются очертания креста - не редкая фигура для И. С. Баха, но, казалось бы, совершенно не свойственная жизнерадостному Моцарту, да ещё и в ГП мажорной симфонии. Эффектно звучит динамическое сопоставление двух предложений темы, а затем связующая партия на материале ГП, но с элементами полифонического развития.

    В разработке заметно усиливаются настроения тревоги, печали. Тем ослепительнее и ярче звучит триумфальное завершение финала. Как и другие симфонические шедевры Моцарта, это сочинение и по сей день не сходит с концертной эстрады.

    Последние симфонии Моцарта проложили пути к симфонизму 19 века. Неудивительно, что их не поняли современники - только №40 прозвучала один раз в Вене.

    error: Content is protected !!