Для чего нужны специальные налоговые режимы. Специальный налоговый режим: понятие и виды


Для удобства изучения материала, статью разбиваем на темы:

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)

Принят Федеральный закон № 187ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и некоторые другие акты законодательства РФ о налогах и сборах», на основе которого была введена в действие гл. 26.1 НК РФ «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей». Таким образом, был установлен специальный налоговый режим, предусматривающий уплату единого сельскохозяйственного налога. Важно добавить, что установлению налога способствовал эксперимент, который проводился в ряде регионов России, в том числе в Самарской области. Единый сельскохозяйственный налог (далее - ) был призван упростить правила налогообложения и снизить налоговое бремя для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Однако первые годы функционирования ЕСХН выявили целый ряд недоработок в его механизме, что предопределило необходимость совершенствования законодательства, причем было принято решение о новой редакции гл. 26.1. Изменения в законодательство были внесены Федеральным законом № 147ФЗ, который вступил в силу с, 1 января 2004 г.

Действующий режим ЕСХН предусматривает добровольный его выбор плательщиками. Плательщиками налога являются сельскохозяйственные производители, к которым относятся организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию и/или выращивающие рыбу, осуществляющие их первичную и последующую (промышленную) переработку, реализующие эту продукцию. Однако не все сельскохозяйственные производители могут перейти на режим ЕСХН, а только при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций или индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70%.

Пример: ООО «Нива» за 9 месяцев реализовало товаров и выполнило работ на сумму 3 млн. 600 тыс. руб. Из них доходы от реализации собственной сельхозпродукции составили 3 млн руб., а доходы от выполнения строительных работ - 600 тыс. руб.

Доля доходов от реализации сельхозпродукции в общем составляет:

3 ООО ООО руб.: 3 600 ООО руб. х 100% = 83,3%.

Поскольку доля превышает 70%, то организация вправе перейти на ЕСХН.

Подобный расчет составляется за 9 месяцев того года, в котором налогоплательщик подает заявление о применении ЕСХН. В дальнейшем для подтверждения права на применение режима налогоплательщик определяет удельный вес доходов от реализации сельхозпродукции собственного производства (в том числе прошедшей первичную переработку) ежегодно по итогам налогового периода.

Не вправе перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога:

1) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров;
2) организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
3) организации, имеющие филиалы и (или) представительства.

При выполнении вышеуказанных условий на уплату ЕСХН вправе перейти крестьянские (фермерские) хозяйства, а также любые сельскохозяйственные предприятия, в том числе относящиеся к индустриальному типу - птицефабрики, тепличные комбинаты, зверосовхозы, животноводческие комплексы, которые до 2004 г. не могли быть плательщиками этого налога.

Плательщики ЕСХН освобождаются от уплаты отдельных налогов и сборов, установленных общим режимом налогообложения. Как следует из таблицы, режим ЕСХН предусматривает замену уплаты налогов, указанных в 1 и 3 графах таблицы, уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности плательщиков за налоговый период.

Объектом налогообложения ЕСХН признаются доходы, уменьшенные на величину расходов. Налоговой базой является денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов. Доходы определяются по правилам, установленным гл. 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций»; расходы поименованы в гл. 26.1 НК РФ и насчитывают 28 позиций. При этом перечень расходов является «закрытым». Для целей налогообложения и доходы, и расходы определяются «кассовым» методом, т. е. по факту их оплаты.

Ставка ЕСХН составляет 6%. Для сравнения отметим, что сельскохозяйственные организации, работающие на общем режиме, пока налог на прибыль не платят.

Налоговым периодом по ЕСХН признается календарный год, отчетным периодом - полугодие. По итогам отчетного периода плательщики исчисляют сумму авансового платежа по ЕСХН, исходя из налоговой ставки и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания полугодия. Уплаченные авансовые платежи засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода. По итогам налогового периода организации уплачивают ЕСХН не позднее 31 марта следующего года, предприниматели - не позднее 30 апреля. И организации, и предприниматели, и фермерские хозяйства представляют декларации по ЕСХН за полугодие не позднее 25 июля отчетного года. Сроки представления налоговых деклараций по итогам налогового периода совпадают со сроками уплаты годовой суммы налога. Иначе говоря, организации должны подать декларацию не позднее 31 марта, а индивидуальные предприниматели - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Суммы ЕСХН зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их последующего распределения в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

ЕСХН как специальный режим повторяет концепцию упрощенной системы налогообложения (см. п. 11.2). Главное отличие в том, что ЕСХН предназначен не для широкого круга налогоплательщиков, как упрощенная система, а только для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Но существуют и другие отличия - в условиях перехода, порядке применения и отказа от режима, способах определения налоговой базы, порядке ведения бухучета и т. п. С этими особенностями мы рекомендуем читателю ознакомиться самостоятельно, изучив гл. 26.1 НК РФ.

Федеральным законом № 68ФЗ внесены изменения в законодательство по ЕСХН, которые вступили в силу с 2006 г. Так, изменены условия перехода на данный режим. Сельскохозяйственным товаропроизводителям предоставлено право переходить, на уплату единого сельскохозяйственного налога при условии, что доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции составляет не менее 70% в общем объеме дохода, полученного по итогам календарного года, предшествующего году, в котором организация или индивидуальный предприниматель подают заявление о переходе на уплату указанного налога. Ранее расчеты осуществлялись по итогам девяти месяцев того года, в котором организация или индивидуальный предприниматель подают заявление о переходе на уплату ЕСХН.

Перечень расходов, на которые плательщики единого сельскохозяйственного налога вправе уменьшить полученные ими доходы, дополнен новым видом расходов - на подготовку в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования специалистов для налогоплательщиков. Данные расходы могут уменьшать налоговую базу по ЕСХН при условии, что с обучающимися специалистами заключен договор о том, что они после обучения проработают не менее трех лет по полученной специальности у налогоплательщика.

С 2007 г. порядок уплаты ЕСХН изменяется. Для совершенствования налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей и устранения недостатков в порядке применения ЕСХН был принят Федеральный закон № 39ФЗ «О внесении изменений в главы 26.1 и 26.3 части второй НК РФ и ст. 2.1 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и некоторые другие акты законодательства РФ о налогах и сборах, а также признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства РФ о налогах и сборах"».

Поправки, внесенные Законом, имеют весьма существенный характер:

Введена норма, запрещающая переводить на уплату единого налога на вмененный доход налогоплательщиков ЕСХН, осуществляющих реализацию собственной сельскохозяйственной продукции или продукции ее переработки через собственные магазины, торговые точки, столовые и полевые кухни;
запрещен переход на уплату ЕСХН налогоплательщикам налога на игорный бизнес и бюджетным учреждениям;
закреплено положение, что вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели могут подавать заявление о переходе на уплату ЕСХН в течение 5 дней с момента их постановки на учет в налоговых органах;
существенные изменения внесены в состав расходов, уменьшающих налоговую базу, по ЕСХН в состав расходов теперь можно включать стоимость и , не только приобретенных за плату, но и сооруженных, изготовленных и созданных, в том числе самим налогоплательщиком, в перечень расходов включены также расходы на обязательную сертификацию продукции и услуг, платежи за предоставление информации о зарегистрированных правах, расходы на бухгалтерские и аудиторские услуги и т. д.);
уточнены порядок и сроки представления налоговых деклараций и уплаты ЕСХН;
изменена ставка налога на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на ЕСХН и др.

Упрощенная система налогообложения

Снижение налогового бремени, упрощение процедур налогообложения и представления отчетности, создание благоприятных условий для легализации (введения в правовое поле) субъектов малого предпринимательства являются необходимыми условиями для развития малого бизнеса в России и представляют эффективные меры по государственной поддержке этого сектора .

Специальный налоговый режим, предназначенный для малого бизнеса, первоначально регулировался Федеральным законом № 122ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». На упрощенную систему налогообложения учета и отчетности добровольно (т. е. по выбору) имели право перейти индивидуальные предприниматели и организации с предельной численностью работников (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера) до 15 человек независимо от вида осуществляемой ими деятельности.

На основании федерального закона субъектами Российской Федерации разрабатывались собственные законы, которыми определялись: объект налогообложения (валовая выручка или совокупный доход), конкретные ставки в установленных пределах, пропорции распределения сумм налога между региональным и . В целом семилетний (19962003 гг.) опыт работы упрощенной системы выявил ее «привлекательность» для малого бизнеса, фискальную значимость для бюджета. Однако нечеткость законодательства порождала перманентные налоговые споры по отдельным вопросам исчисления и уплаты налога, поэтому принятие нового закона явилось не только требованием НК РФ, но и велением времени и практики.

Гл. 26.2 НК РФ «Упрощенная система налогообложения», введение в действие которой определено Федеральным законом РФ № 104ФЗ . Правилами применения упрощенной системы налогообложения (далее - УСН) не предусмотрено принятие каких-либо законодательных актов на уровне субъектов РФ по данному вопросу; порядок применения УСН регулируется на федеральном уровне.

Продолжено законодательное совершенствование УСН, для чего был принят Федеральный закон № 101ФЗ «О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй НК РФ и некоторые законодательные акты РФ о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ». Закон начал действовать, его нормы учтены при изложении материалов данного параграфа.

Применение УСН предусматривает замену уплаты отдельных налогов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период. Как и в прежнем законодательстве, в гл. 26.2 установлено, что переход к УСН или возврат плательщиков к общему режиму осуществляется в добровольном порядке.

Возможность применения УСН уже не увязана с наличием у организации статуса субъекта малого предпринимательства, как это было, что расширяет круг ее потенциальных плательщиков. При этом в законодательстве установлены ограничения по праву применения УСН. Итак, организация имела право перейти на УСН, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на УСН, доход от реализации не превысил 11 млн. руб. (без учета налога на ).

Этот показатель составляет 15 млн. руб. Величина предельного размера дохода подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый и официально публикуемый Правительством РФ ежегодно на каждый следующий календарный год и учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в РФ за предыдущий календарный год.

Указан перечень организаций, не имеющих право применять УСН (например, банки, ломбарды, профессиональные участники рынка ценных бумаг). Не вправе применять УСН организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек; организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о , превышает 100 млн. руб.

Условия, а также порядок перехода и прекращения применения УСН. Налогоплательщик, перешедший с УСН на общий режим налогообложения, вправе вновь перейти на УСН не ранее чем через один год после того, как он утратил право на применение упрощенной системы налогообложения.

Объектом налогообложения признаются: доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов, при этом выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком. В УСН применяется кассовый метод признания доходов и расходов (по дате поступления средств на счета в банках и/или в кассу). Объект налогообложения не может изменяться налогоплательщиком в течение всего срока применения УСН.

Существенная особенность УСН состоит в том, что порядок ее применения увязан с правилами исчисления налога на прибыль организаций, определенными гл. 25 НК РФ. Иными словами, при выборе любого объекта налогообложения плательщик формирует его на основании порядка, определенного в указанной главе НК РФ. При этом плательщик УСН обязан вести бухгалтерский учет основных средств и нематериальных активов, иметь первичные документы и аналитические регистры налогового учета. Кроме того, налогоплательщики УСН не освобождаются от обязанностей ведения кассовых операций в соответствии с действующим порядком, они обязаны вести учет средней численности работников по установленным правилам.

Ставки налога составляют: в случае если объектом налогообложения являются доходы - 6%; в случае если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, - 15%. По действовавшему порядку ставки составляли соответственно 10 и 30%, т. е. произошло относительное снижение налогового бремени.

Применение УСН вызывает наибольшие сложности при выборе в качестве объекта налогообложения доходов, уменьшенных на величину расходов. Во-первых, установлены 34 позиции расходов (в их числе материальные расходы, оплата труда, суммы уплаченных налогов и т. д.), которые должны быть документально подтверждены, экономически оправданы и осуществлены только в рамках деятельности, направленной на получение дохода.

Расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств, а также расходы на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов (НМА) принимаются в следующем порядке:

1) в отношении приобретенных (сооруженных, изготовленных) основных средств во время применения УСН - с момента ввода этих основных средств в эксплуатацию;
2) в отношении приобретенных (созданных самим налогоплательщиком) НМА в период применения УСН - с момента принятия этого объекта нематериальных активов на бухгалтерский учет.

В состав основных средств и НМА включается имущество, которое признается амортизируемым в соответствии с гл. 25 НК РФ.

В отношении основных средств и НМА, приобретенных до перехода к УСН, действует отдельный порядок. При этом стоимость основных средств и НМА принимается равной остаточной стоимости этого имущества на момент перехода на УСН.

Во-вторых, плательщики, применяющие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивают минимальный налог. Сумма минимального налога исчисляется в размере 1% доходов и уплачивается в том случае, если сумма налога, исчисленная по выбранному объекту налогообложения, оказалась ниже, чем сумма минимального налога. Разница между суммой уплаченного минимального налога и суммой налога, исчисленного в общем порядке, включается в расходы в следующие налоговые периоды либо увеличивает сумму убытка, которая может быть перенесена на будущее в установленном порядке. Таким образом, режим минимального налога позволяет в условиях значительной либерализации налогообложения по УСН обеспечить «интересы» бюджета.

Налогоплательщик, использующий в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, вправе уменьшить исчисленную по итогам налогового периода налоговую базу на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов. Указанный убыток не может уменьшать налоговую базу более чем на 30%. При этом оставшаяся часть убытка может быть перенесена на следующие налоговые периоды, но не более чем на 10 налоговых периодов.

Налоговым периодом по УСН является календарный год, а отчетным периодом - первый квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года. Налогоплательщики по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму квартального авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и выбранного объекта налогообложения, рассчитанного нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее уплаченных сумм квартальных авансовых платежей по налогу. Квартальные авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Суммы налога зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

Индивидуальные предприниматели, осуществляющие один из 58 указанных в гл. 26.2 видов , вправе перейти на УСН на основе патента. Это относится, например, к таким видам деятельности, как: изготовление изделий народных художественных промыслов; пошив и ремонт одежды, других швейных изделий; ремонт бытовой техники, радиотелевизионной аппаратуры, компьютеров и пр. При этом возможность применения патента относится к тем индивидуальным предпринимателям, которые не привлекают к своей предпринимательской деятельности наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера.

Патент выдается по выбору налогоплательщика на один из следующих периодов, начинающихся с первого числа квартала: квартал, полугодие, девять месяцев, год. Формы патента и заявления на его получение утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Годовая стоимость патента определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля установленного по каждому виду предпринимательской деятельности потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода. Размер такого дохода устанавливается законами субъектов РФ по каждому из установленных видов предпринимательской деятельности. Индивидуальные предприниматели, перешедшие на УСН на основе патента, производят оплату одной трети стоимости патента в срок не позднее 25 календарных дней после начала осуществления предпринимательской деятельности на основе патента. Оплата оставшейся части стоимости патента производится налогоплательщиком не позднее 25 календарных дней со дня окончания периода, на который был получен патент.

Для бюджетной системы РФ в целом значение УСН невелико. Однако для органов этот налог постепенно становится важным доходным источником, учитывая, что с 2006 г. почти вся его сумма будет зачисляться в местные бюджеты.

К сожалению, налоговая практика по УСН содержит массу спорных моментов, и многочисленные вопросы плательщиков УСН в адрес компетентных органов тому подтверждение. Авторы учебника не могут не отметить следующий парадокс: для прежних плательщиков УСН новая версия оказалось гораздо сложнее, а для тех, кто переходит с общей системы, - несколько проще. Очевидно следующее: упрощенная система не является «простой» и «прозрачной» для плательщиков, поэтому совершенствование законодательства по УСН будет продолжаться.

Итак, изучив п. 11.1 и 11.2, вы познакомились с двумя специальными режимами налогообложения - ЕСХН и УСН, сходными по своей конструкции и объединенными одним правилом - добровольным порядком применения. Поэтому на практике у потенциальных плательщиков возникает один и тот же вопрос: выгодно ли переходить на эти режимы? Однозначного ответа не существует, в любом случае рекомендуется сделать расчеты по фактическим и/или прогнозным данным, затем сравнить суммы налогов, которые уплачиваются при общей системе налогообложения и специальном режиме.

Еще один фактор, который необходимо учитывать, связан с НДС. Получив освобождение от уплаты НДС, плательщики специальных режимов могут одновременно «потерять» своих покупателей, которые, осуществляя закупки у плательщиков специальных режимов, не имеют права на налоговый вычет НДС по приобретенным товарам (работам, услугам). Поэтому в выигрыше оказываются те плательщики специальных режимов, которые продают продукцию конечным потребителям - населению. Участники производственных и оптово-закупочных цепочек, очевидно, должны учитывать этот фактор в процессе принятия решения о переходе на специальный режим.

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности

В России предпринимаются меры, направленные на усиление контроля и повышение собираемости налогов в сфере наличных расчетов. Отметим, прежде всего Федеральный закон РФ № 142ФЗ «О налоге на игорный бизнес», который ввел вмененное налогообложение для данного вида деятельности, когда ключевое значение для налогообложения имеют количественные характеристики бизнеса, например число игровых автоматов и т. д. На федеральном уровне принимается решение о введение единого налога на вмененный доход вначале для - для 13 видов деятельности. Взимание налога регулировалось Законом РФ № 148ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» с учетом изменений и дополнений.

Вступила в силу гл. 26.3 НК РФ «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности», введение в действие которой определено Федеральным законом № 104ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства РФ о налогах и сборах». Законодательное регулирование вмененного налогообложения продолжалось особо отметим Федеральный закон № 101ФЗ «О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй НК РФ и некоторые законодательные акты РФ о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ».

Особенностью единого налога на вмененный доход (в далее - ЕНВД), в отличие от УСН является то, что плательщик не имеет права выбора: если его деятельность подпадает под установленный перечень, он будет обязан платить ЕНВД.

Система налогообложения в виде может применяться в отношении следующих 13 видов предпринимательской деятельности:

1) оказания бытовых услуг;
2) оказания ветеринарных услуг;
3) оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;
4) оказания услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках;
5) оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и/ или распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг;
6) розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 м по каждому объекту организации торговли;
7) розничной торговли, осуществляемой через киоски, палатки, лотки и другие объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети;
8) оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 м по каждому объекту организации общественного питания;
9) оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей;
10) распространения и/или размещения наружной рекламы;
11) распространения и/или размещения рекламы на автобусах любых типов, трамваях, троллейбусах, легковых и грузовых автомобилях, прицепах, полуприцепах и прицепах-роспусках, речных судах;
12) оказания услуг по временному размещению и проживанию организациями и предпринимателями, использующими в каждом объекте предоставления данных услуг общую площадь спальных помещений не более 500 м;
13) оказания услуг по передаче во временное владение и/или пользование стационарных торговых мест, расположенных на рынках и в других местах торговли, не имеющих залов обслуживания посетителей.

Если УСН предусмотрена преимущественно для малого бизнеса, то плательщиком вмененного налога может быть любая организация или предприниматель - физическое лицо (однако фактически ЕНВД тоже ориентирован на малый бизнес). Иными словами, ключевое значение здесь - вид деятельности. Для многопрофильных организаций требуется вести раздельный учет результатов деятельности. Общим же для двух систем является то, что, как и при УСН, ЕНВД заменяет собой целый ряд налогов, уплачиваемых по общей системе, но не всех.

Важно еще раз подчеркнуть, что освобождение от уплаты общих налогов предусматривается только в части предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД. При расчете данного налога оперируют не фактическими стоимостными данными по результатам деятельности хозяйствующего субъекта, а некоторыми физическими, легко проверяемыми показателями, отражающими потенциальные возможности получения дохода в данном виде деятельности.

Основными понятиями режима ЕНВД являются:

Вмененный доход - потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины ЕНВД по установленной ставке;
базовая доходность - условная месячная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя, характеризующего определенный вид предпринимательской деятельности в различных сопоставимых условиях, которая используется для расчета величины вмененного дохода;
корректирующие коэффициенты базовой доходности - коэффициенты, показывающие степень влияния того или иного фактора на результат предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД.

Объектом налогообложения признается вмененный доход налогоплательщика, рассчитываемый как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности на величину физического показателя, характеризующего данный вид деятельности. Для исчисления суммы ЕНВД в зависимости от вида предпринимательской деятельности используются следующие физические показатели, характеризующие определенный вид предпринимательской деятельности и базовую доходность в месяц.

Пример: Индивидуальный предприниматель А.П. Соколов имеет 5 автомобилей марки «Газель», которыми осуществляются перевозки грузов. Базовая доходность для данного плательщика в месяц составит:

6000 X 5 = 30 ООО руб.

Базовая доходность корректируется (умножается) на коэффициенты К1 и К2, при этом: К2 - устанавливаемый на календарный год коэффициент-дефлятор, учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в РФ в предшествующем периоде. Коэффициент-дефлятор определяется и подлежит официальному опубликованию в форме приказа Минэкономразвития РФ. Напомним, что значения этого коэффициента применяются также в режиме УСН.

К2 - корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе (работ, услуг), сезонность, режим работы, фактический период времени осуществления деятельности, особенности места ведения предпринимательской деятельности, иные особенности.

При определении величины базовой доходности субъекты РФ. А представительные органы муниципальных районов и городских округов, а также органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга могут корректировать (умножать) базовую доходность на корректирующий коэффициент Значения корректирующего коэффициента определяются для всех категорий плательщиков на календарный год и могут быть установлены в пределах от 0,005 до 1 включительно.

Ставка ЕНВД установлена в размере 15% величины вмененного дохода. Налоговым периодом является квартал. Уплата налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода. Сумма ЕНВД уменьшается на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное , уплаченных за этот же период времени при выплате налогоплательщиками вознаграждений своим работникам, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование и на сумму выплаченных пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога не может быть уменьшена более чем на 50% .

ЕНВД ранее называли региональным налогом, так как законами субъектов Российской Федерации определялись: порядок введения единого налога на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится ЕНВД, в пределах установленного перечня; значения коэффициента К. Однако, с 2006 г. эти права переданы органам местного самоуправления, за исключением городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, где в целях сохранения единства городского хозяйства решения по ЕНВД принимаются законами данных субъектов РФ.

В совокупности с единым налогом по УСН этот налог призван играть важную роль в составе доходов местных бюджетов. Данное решение представляется справедливым, учитывая наличие значительных резервов повышения собираемости налогов по специальным режимам за счет лучшего налогового администрирования именно на местном уровне (организация рейдов, проверок полноты и своевременности уплаты налогов налогоплательщиками, находящимися и осуществляющими деятельность в конкретном муниципальном образовании).

В заключение отметим, что вмененное налогообложение не является «изобретением» нашей страны, его применяют многие страны. Во Франции, например, подобный налог был введен сразу после Второй мировой войны и рассчитан на вовлечение малых организаций в цивилизованные рамки налогообложения, но при относительно низких ставках. Налог просуществовал до 1998 г., затем был отменен.

Применение ЕНВД в России вряд ли определяется только фискальными целями. При этом методика налога не отличается гибкостью, т. е. не учитывает всей совокупности факторов, влияющих на результаты финансовой деятельности хозяйствующих лиц. Кроме того, налог не содержит стимулирующих элементов, правила его взимания противоречивы. Универсальным показателем для налогообложения является прибыль организации. Именно налог на прибыль отвечает требованиям либеральной рыночной экономики. Однако, коль скоро отдельные представители бизнеса в России «уходят» от налога на прибыль, а налоговые органы не в силах собрать его в полной мере, вводится ЕНВД, основная задача которого - перевести всех потенциальных плательщиков в легальный сектор. Поэтому ЕНВД должен иметь временный характер.

Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции

Освоение месторождений минерального сырья на условиях раздела продукции является одним из методов привлечения крупных долгосрочных иностранных и отечественных инвестиций в минерально-сырьевой комплекс. Нормы и правила, необходимые для функционирования соглашения о разделе продукции (далее - СРП), определяются Федеральным законом № 225ФЗ «О соглашениях, о разделе продукции» с учетом изменений и дополнений. Согласно этому закону, СРП - это договор, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (далее - инвестору) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиск, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ. При этом инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. СРП определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения в соответствии с положениями федерального закона.

Существенные особенности СРП состоят в том, что при его осуществлении применяется специфический механизм налогообложения. Это определено гл. 26.4 НК РФ «Система налогообложения при выполнении соглашения о разделе продукции», которая вступила в силу. На основе Федерального закона № 65ФЗ «О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса РФ, внесении изменений и дополнений в некоторые другие законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ».

Предусмотренный гл. 26.4 НК РФ специальный налоговый режим при выполнении СРП предусматривает замену уплаты совокупности отдельных налогов и сборов разделом произведенной продукции в соответствии с условиями соглашения. В этом заключается принципиальное отличие налогообложения при выполнении СРП от иных специальных режимов налогообложения.

Налогоплательщиками признаются организации, являющиеся инвесторами СРП, причем не только юридические лица, но и создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц. Инвестор вправе поручить исполнение своих обязанностей, связанных с применением специального налогового режима, оператору (с его согласия), который осуществляет предоставленные ему полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности.

От условий раздела продукции зависит или уплата инвестором определенных налогов и сборов, или его освобождение от их уплаты. При этом в ряде случаев предусмотрено возмещение инвестору сумм уплаченных налогов (в том числе за счет соответствующего уменьшения доли произведенной продукции, передаваемой государству, в части, передаваемой соответствующему субъекту Российской Федерации, на величину, эквивалентную сумме фактически уплаченных налогов и сборов).

Главой 26.4 НК РФ предусмотрены особенности определения налоговой базы по некоторым налогам, в частности - налогу на прибыль организаций, НДС и налогу на добычу полезных ископаемых. При выполнении соглашений о разделе продукции налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговом органе по местонахождению участка недр, предоставленного инвестору, а если в качестве инвестора выступает объединение юридических лиц, каждое из них подлежит постановке на учет по месту нахождения участка недр. Данный специальный режим налогообложения призван обеспечить стабильность, неизменность и предсказуемость условий налогового законодательства на весь срок действия СРП, инвестиционную привлекательность СРП, уменьшение налогового бремени для инвесторов.

В заключение отметим, что система специального налогообложения имеет широкий международный опыт применения. Назначение этих режимов - дать преимущество отдельным группам плательщиков как по отраслевому принципу (например, единый сельскохозяйственный налог), так и для стимулирования отдельных форм предпринимательства (например, упрощенная система налогообложения стимулирует развитие малого бизнеса). Сложность привлечения иностранных инвестиций на длительный срок в сырьевые отрасли также потребует серьезных изменений налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, направленных на обеспечение большей стабильности, прозрачности и соответственно привлекательности для инвесторов. Таким образом, специальные налоговые режимы осуществляют определенную дифференциацию налоговой системы в соответствии с конкретными условиями развития экономики.
Вверх

Понятие специальных режимов в налоговом праве

Специальные налоговые режимы в налоговом праве представляют собой такие режимы, которые отличаются от стандартных режимов, а также подразумевают в некоторых случаях полное освобождение от уплаты налогов и сборов.

Специальные налоговые режимы устанавливаются в рамках Налогового кодекса, им же регулируются, определяются, контролируются. Российские правоведы считают, что специальным режимам можно дать особое определение.

Так, по мнению юристов, специальный режим в налоговом праве - это особый механизм взимания средств в счет государственного бюджета, который применяется лишь в некоторых случаях. При этом законодательством предусмотрен и механизм полного не взимания средств при определенных условиях.

Виды и характеристика специальных налоговых режимов

В Налоговом кодексе в статье 18, достаточно подробно дается перечень специальных режимов. К каждому из них применяются свои механизмы взимания средств с плательщиков в государственный бюджет. К специальным налоговым режимам относятся такие виды, как:

  • патенты;
  • раздел продукции;
  • налог на вмененный доход;
  • сельское хозяйство;
  • система упрощенного вида.

Виды специальных налоговых режимов и особенности налогообложения по каждой категории выведены в отдельные статьи Налогового кодекса.

Так, патентная система подразумевает применение к индивидуальным предпринимателям так же, как и другие (следует понимать, как общие) системы налогообложения. При этом те предприниматели, которые попадают под специальные налоговые режимы именно по статье о патентном налогообложения, освобождаются от уплаты двух видов налогов: на имущество физических лиц и доходы физических лиц.

В статье 346.43 Налогового кодекса подробно описывает, по какому виду предпринимательской деятельности ИП попадают под патентную систему налогообложения. В частности, к ним относятся: ремонт обуви, косметические процедуры, ремонт мебели и прочие услуги.

Специальный налоговый режим на основе патента позволяет предпринимателям несколько сэкономить на уплате сборов и налогов на стартовом этапе развития своего бизнеса.

Налогообложение по системе раздела продукции подразумевает, что в качестве продукции выступает определенное полезное ископаемое, которые добывают на территории страны или континентальном шлейфе на морских просторах (следует понимать, как нефть).

Для применения норм налогового права в отношении специального режима требуется, чтобы деятельность по добыче и разделе продукции была составлена на уровне соглашения. При этом в налоговый орган данное соглашение передается именно плательщиков налогов и сборов, а не второй стороной соглашения (инвестор, вкладывающий средства в развитие предпринимательской деятельности).

Система налогообложения при применении налога на вмененную прибыль подразумевает налоговую ставку в 15%, если иное не предусматривается какими-либо нормативно-правовыми актами. При этом виды деятельности достаточно обширные.

Например, к ним относятся: бытовые и ветеринарные услуги, транспортные услуги (при условии, что автопарк организации насчитывает не более 20 транспортных средств), услуги по размещению рекламных постеров и прочих объектов на транспортных средствах. Полный список всех видов деятельности, которые по системе налогообложения попадают под режим вмененного дохода, прописан в статье 346.26 Налогового Кодекса.

Упрощенная система уплаты налогов подразумевает не уплату ИП налога на прибыль, имущество организации и добавленную стоимость, налог на доходы физического лица и имущества.

Чаще всего по упрощенной системе открывают ИП, которые не получают достаточной прибыли или имеют в штате не более одного сотрудника. Например, фрилансеры, осуществляющие работу удаленно, без привязки к определенному местонахождению.

При этом за предпринимателями, уплачивающими налоги по упрощенной системе, равно как и за всеми другими, закрепляются правила по ведению отчетности и кассовых операций.

ЕСХН - единый сельскохозяйственный налог, которые тоже относится к специальным режимам налогообложения. Налоговое законодательство предусматривает добровольный переход предпринимателей на данный режим налогообложения, при условии, что они осуществляют именно сельскохозяйственную деятельность.

Организации или ИП в рамках законодательства могут быть освобождены от уплаты налогов на доход физических лиц и организации, имущества физических лиц и организации. При этом все остальные обязательные налоги остаются в силе, за исключением случаев, когда иное предусмотрено нормативно-правовыми актами.

Основы, задачи, применение, условия специальных режимов в налоговом праве

Специальный налоговый режим на основе патента подразумевает особый объект, подлежащий налогообложению. Так, им признается возможный годовой доход, который может получить предприниматель в ходе своей деятельности. Налоговая ставка в этом случае устанавливается в размере всего 6%.

Примечательно, что специальный налоговой режим на основе патента предусматривает и 0% ставку, при условии, что ИП, которые впервые зарегистрировали свою деятельность по данному режиму после вступления в силу соответствующих законов, установленных на уровне субъекта федерации. При этом могут вменяться особые условия, без выполнения которых нулевая процентная ставка не может применяться. В частности, это:

  • определенное количество сотрудников у ИП;
  • определенный доход, выручаемый с деятельности ИП.

Налоговый режим при разделе продукции по соглашению тоже имеет свои основы и особенности. Так, согласно статье 346.41 Налогового кодекса, плательщики встают на учет не по месту своего фактического нахождения, а по месту нахождения месторождения полезного ископаемого (следует понимать, как нефти).

Заявление подается после того, как соглашение с инвестором было составлено. Законодательством установлен срок в 10 календарных дней на подачу заявления, в противном случае соглашение теряет свою силу и требует перезаключения.

По истечении срока соглашения плательщик обязан прекратить свою деятельность или продлить условия соглашения с инвесторами.

В противном случае право на налогообложение в порядке раздела продукции утрачивается и деятельность попадает под общий порядок налогообложения.

Совершенствование специальных налоговых режимов ведется постоянно. И частности это касается налогообложения на вмененный доход. Так, согласно статье 346.29 Налогового кодекса, базой для расчета налоговой ставки является совокупность базового дохода от деятельности предпринимателя, физического показателя в один налоговой период (следует понимать, как один календарный год).

Если в течение периода у плательщика изменился физический показатель, то при расчете базы учитывается и этот аспект. При чем исчисление ведется ровно с того месяца, в котором произошло изменение. В этом случае налоговая база будет рассчитываться условно из двух показателей: до изменения и после него.

В городах федерального значения налоговый процент может быть отличен от установленных стандартных 15%. Колеблется он в размере 7,5—15%, на усмотрение соответствующих нормативно-правовых актов, применяемых к конкретному виду деятельности предпринимателя.

Налогообложение в рамках специальных налоговых режимов по упрощенной схеме не может быть применено к следующим видам деятельности:

  • деятельности банков и банковских агентов;
  • страховых компаний и агентов;
  • нотариусов и адвокатов, осуществляющих частную юридическую практику;
  • негосударственных пенсионных фондов и инвестиций;
  • организаций, осуществляющих деятельность в сфере азартных игр;
  • ломбарды и скупки цветного металла;
  • сельскохозяйственные организации и ИП.

Налоговая ставка в данном режиме налогообложения подразумевается в размере 6% (за исключением некоторых случаев, прописанных в федеральных законах и законах субъектов федерации).

Такая же ставка предусмотрена для организаций, которые перешли на систему налогообложения по ЕСХН. Специальным налоговым режимом признается в этом случае режим налогообложения, разработанный специально для предпринимателей, которые осуществляют сельскохозяйственную деятельность в крупных и средних масштабах. При этом численность сотрудников некоторых ИП (следует понимать, как рыбохозяйственные организации) не может превышать 300 человек, а деятельность осуществляется на судах, принадлежащих и находящихся в собственности организации.

Роль специальных налоговых режимов в налоговом праве достаточно велика, поскольку специальные режимы позволяют предпринимателям быстрее развивать свою деятельность, получать с этого достаточный доход, обеспечивать население рабочими местами, сокращать уровень безработицы, при этом не работая в убыток организации.

Совершенствование специальных налоговых режимов в российском законодательстве продолжается, с каждым годом для предпринимателей предлагается все больше выгодных условий, позволяющих успешно осуществлять деятельность, одновременно с этим пополняя государственный бюджет.

Но и специальные налоговые режимы - НК РФ выделяет их в отдельный раздел VIII.1. О том, что это за режимы, в чем их различие и особенности, расскажем в нашем материале.

Понятие и виды специальных налоговых режимов

Любая налоговая система представляет определенный порядок взимания налогов с налогоплательщиков. Все системы в целом можно разделить на два типа: общий и специальные.

Специальный налоговый режим - это система налогообложения, предусматривающая особую процедуру исчисления и уплаты налогов, отличную от общепринятой: несколько налогов, обязательных при общей системе, заменяются единым налогом. Характеристики этого налога для каждого из спецрежимов имеют свои особенности.

Спецрежимы налогообложения вводятся с целью создания более благоприятных условий для определенных отраслей, а также для стимулирования малого и среднего предпринимательства, поскольку ощутимо снижают налоговую нагрузку .

Согласно перечня п. 2 ст. 18 НК РФ, к специальным налоговым режимам относятся:

  • УСН, или упрощенная система налогообложения , предлагающая на выбор сразу два объекта налогообложения – «доходы» и «доходы за вычетом расходов» (гл. 26.2 НК РФ),
  • ЕНВД, или единый налог на вмененный доход , когда фактические доходы не имеют значения, а налогом облагается предполагаемый объем поступлений (гл. 26.3 НК РФ),
  • ЕСХН, или единый сельхозналог , применяемый к производителям сельскохозяйственной продукции (гл. 26.1 НК РФ),
  • ПСН, или патентная система , требующая приобретение патента на ведение определенной деятельности на ограниченный срок (гл.26.5 НК РФ),
  • СРП, или система при выполнении соглашений о разделе продукции – применяемая предприятиями, занимающимися добычей минерального сырья (гл. 26.4 НК РФ).

Не стоит считать, что разновидностью специального режима является режим особой зоны. Особая экономическая зона может предусматривать применение дополнительных льгот для своих резидентов, применяющих налоговые спецрежимы, но сама видом налогового режима не является.

Хотя к специальным налоговым режимам относятся системы налогообложения, установленные федеральным законом, субъекты РФ, где эти режимы действуют, могут влиять на условия их применения, устанавливая дифференцированные или пониженные налоговые ставки, вводя льготы по спецналогам и определяя, по каким видам деятельности возможно применение спецрежима в регионе.

Специальные налоговые режимы: общая характеристика

Если общая система налогообложения (ОСНО) доступна всем без исключения, то для применения спецрежимов налогоплательщик должен соответствовать определенным критериям. Для каждого режима эти критерии свои, к ним могут относиться: вид деятельности лица, размер его дохода, число сотрудников, доля участия в организации других юрлиц и т.д.

Характеризуя специальные налоговые режимы, кратко отметим некоторые их различия и общие моменты.

Все спецрежимы являются для налогоплательщиков добровольными. Субъекты малого предпринимательства могут работать на любом из них, кроме системы при выполнении соглашений о разделе продукции (СРП) – для малого бизнеса этот режим недоступен. Применять патент могут только предприниматели, СРП используют только организации, а все остальные специальные режимы налогообложения доступны как для организаций, так и для ИП.

По виду деятельности ограничений нет только для «упрощенки» (хотя есть исключения), в то время, как остальные спецрежимы могут использоваться лишь для видов предпринимательства, определенных законом.

При УСН, ЕНВД, ЕСХН и патенте специальный единый налог заменяет налог на прибыль (или НДФЛ для ИП), НДС и налог на имущество, кроме налога, определяемого из кадастровой стоимости. При СРП единого спецналога нет, но предусмотрены льготы по ряду иных налогов, вплоть до полной отмены некоторых из них (на добычу полезных ископаемых , транспортный, на имущество и др.).

В зависимости от того, какой разновидностью специального режима является та или иная налоговая система, зависит возможность ее совмещения с ОСНО и другими спецрежимами. Нельзя сочетать с другими режимами СРП. Между собой не совместимы ОСНО, ЕСХН и «упрощенка», но вместе с каждым из этих режимов могут применяться патент или ЕНВД, причем, эти два режима применимы и совместно.

Спецрежимы и другие налоги

Любой специальный режим – это не только уплата единого спецналога. Плательщики транспортного, водного , земельного, на добычу полезных ископаемых и прочих налогов, от которых спецрежим освобождения не дает, перечисляют их в бюджет как обычно, независимо от применяемой налоговой системы. В обычном порядке уплачиваются и местные налоги, госпошлины, сборы и прочие необходимые платежи.

Кроме того, все работодатели, применяющие специальный налоговый режим, должны платить страховые взносы за своих сотрудников и перечислять НДФЛ в качестве налогового агента. Предприниматели не освобождаются от уплаты фиксированных страхвзносов «за себя» . Те же, кто применяет «упрощенку» с объектом «доходы», или ЕНВД, могут за счет уплаченных в налоговом периоде страхвзносов уменьшить сумму своего единого спецналога.

Предоставляет предпринимателям возможность задействовать самые разные схемы расчетов с государством. Есть общий механизм исчисления сборов в бюджет, который характеризуется достаточно большим объемом финансовой нагрузки на бизнес. Есть различные специальные режимы налогообложения, задействование которых предполагает существенное снижение налогового бремени на предприятия. Воспользоваться соответствующими преференциями в части уплаты государству налогов и сборов могут предприниматели, осуществляющие деятельность в самом широком спектре отраслей. Каждый из них может выбрать специальную систему налогообложения, наилучшим образом совместимую со спецификой бизнес-модели, величиной выручки, а также ее соотнесением с издержками. Какого рода спецрежимы сбора налогов устанавливает российское законодательство? Как выбрать из них оптимальный?

Понятие спецрежима налогообложения

Специальный налоговый режим - система сбора платежей налогоплательщиков в бюджет, которая устанавливается в порядке, предусмотренном НК РФ и иными правовыми актами. Данные спецрежимы могут предусматривать порядок исчисления платежных обязательств, отличающийся от стандартного, а в ряде случае - освобождение от них отдельных плательщиков.

Понятие специального налогового режима закреплено в российском законодательстве. Основной источник права здесь - Налоговый кодекс. Специальный налоговый режим российские исследователи определяют как механизм сбора платежей в бюджет для организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность, который рассматривается как альтернативный общей системе налогообложения или ОСН. Собственно, соответствующие формулировки закреплены на уровне главного, как мы отметили выше, источника налогового права в России - НК РФ. Так, в Налоговом кодексе сказано, что спецрежимы могут освобождать плательщика от обязательств, предусмотренных статьями 13-15 НК РФ, то есть тех, что характеризуют главным образом как раз-таки ОСН.

К специальным налоговым режимам относятся, если следовать положениям НК РФ:

  • ЕСХН.
  • ЕНВД.
  • Налог для плательщиков, выполняющих соглашения о разделе продукции.
  • Налог для предпринимателей, работающих по патенту.

Рассмотрим специфику отмеченных видов налогов подробнее.

ЕСХН

ЕСХН, или единый сельскохозяйственный налог, - специальный налоговый режим, который установлен для предпринимателей-аграриев. Также к налогоплательщикам, которые имеют право пользоваться преимуществами ЕСХН, относятся рыбохозяйственные организации. Рассматриваемый спецрежим позволяет плательщикам не перечислять в бюджет налоги:

  • на прибыль предприятий (не считая сбора, который уплачивается с выручки по дивидендам либо некоторым разновидностям долговых обязательств);
  • на имущество предприятий;
  • НДС (не считая сбора, который уплачивается на таможне при импорте товаров в РФ, а также при договорах простого товарищества, либо доверительного управления собственностью).

ЕСХН - налоговый режим, на который предприниматели могут переходить добровольно. Для того чтобы сделать это, бизнес должен направить в ФНС уведомление - по месту ведения коммерческих активностей. Однако, начать пользоваться преференциями, которые гарантирует данный специальный налоговый режим, фермер сможет только со следующего года. Начать работу по ЕСХН сразу могут только новые организации, которые только что прошли государственную регистрацию - либо успели подать соответствующее уведомление в ФНС в течение 30 дней после получения правоустанавливающих документов.

Условия перехода на ЕСХН

Воспользоваться преимуществами ЕСХН могут только те бизнесы, которые имеют выручку от сельскохозяйственной деятельности более 70% от общего дохода. Не могут работать по ЕСХН:

  • компании, осуществляющие выпуск подакцизных товаров;
  • фирмы, занимающиеся игорным бизнесом;
  • государственные и муниципальные учреждения.

Объект налогообложения по ЕСХН

Объект налогообложения по ЕСХН - прибыль бизнеса, то есть разница между доходами и расходами. Ставка ЕСХН составляет 6%. Данный налог можно считать, таким образом, одним из самых выгодных в российской системе налогообложения. База для исчисления налога по ЕСХН может быть, кроме того, уменьшена на величину убытков, зафиксированных в предыдущий год.

УСН

Многие российские предприятия предпочитают выбирать упрощенный налоговый режим или систему налогообложения. Для этого бизнес должен соответствовать следующим критериям:

  • штат сотрудников не должен превышать 100 человек;
  • выручка бизнеса - не более 60 млн рублей в год;
  • остаточная стоимость фондов не должна превышать 100 млн рублей;
  • если налогоплательщик - юрлицо, то доля собственности других организаций в нем не должна превышать 25%.

УСН не могут применять фирмы, имеющие филиалы либо представительства.

УСН позволяет бизнесам не платить:

  • налог на прибыль;
  • налог на имущество (за исключением объектов недвижимости, по которым налоговая база соответствует их кадастровой стоимости);

Перейти на УСН, как и в случае с ЕСХН, можно, направив в ФНС уведомление по установленной форме. Аналогично этому, работать по «упрощенке» бизнес сможет только со следующего года. Исключение - если организация новая, и ее собственники успели направить в ФНС уведомление в течение 30 дней после государственной регистрации. Также следует отметить, что при переходе на УСН с ЕНВД работа по «упрощенке» возможна с того месяца, когда организация перестала работать по ЕНВД.

Виды УСН

УСН - система налогообложения, которая может быть задействована предпринимателем с точки зрения расчетов с бюджетом в двух вариантах. Во-первых, бизнес может уплачивать государству 6% от выручки. Во-вторых, есть вариант с перечислением в бюджет 15% от чистой прибыли.

Выбор одной из двух отмеченных схем зависит от самого предпринимателя. Использовать УСН, по которому государству уплачивается 6% от выручки целесообразно бизнесам, которые не имеют больших расходов. Это могут быть, например, консалтинговые организации, а также любые другие, что специализируются на оказании услуг. В свою очередь, промышленные бизнесы, строительные компании, торговые организации, скорее всего, будут иметь меньшую рентабельность вследствие больших расходов. Поэтому им выгоднее будет работать по УСН, отдавая в бюджет 15% от прибыли. При этом регионы РФ могут устанавливать льготные налоговые режимы по УСН для соответствующей схемы, по которым ставка может быть уменьшена до 5%.

Специальный налоговый режим - особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных НК РФ и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами.

Современное налоговое законодательство предусматривает 4 специальных налоговых режима.

1) Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).

Налогоплательщиками при данном налоговом режиме являются с/х товаропроизводители (организации и индивидуальные предприниматели), добровольно перешедшие под этот режим.

Организация имеет право перейти на уплату ЕСХН, если по итогам работы за календарный год доля дохода от реализации продукции составляет не менее 70%

Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов.

Налоговая база - денежное выражение доходов уменьшенных на величину расходов. Налогоплательщики вправе уменьшить налоговую базу на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов. Указанный убыток не может уменьшать налоговую базу более чем на 30%, превышающая указанное ограничение сумма, может быть перенесена на следующие налоговые периоды, но не более чем на 10 налоговых периодов.

Налоговым периодом - календарный год. Отчетный период – полугодие.

Налоговая ставка: 6%.

2) Упрощенная система налогообложения.

Особый вид налогового режима, ориентированный на снижение налогового бремени в организациях малого бизнеса и облегчение ведения налогового учета.

ИП могут перейти на упрощенную систему налогообложения в том случае, если у них выполняется только одно ограничение: средняя численность наемных работников не превышает 100 человек. Что касается организаций, то у них должно выполняться пять условий, указанных в ст. 34б НК РФ, а именно:

1) доход от реализации за 9 месяцев предыдущего года не превышает 60 млн руб.;

2) средняя численность работников не превышает 100 человек (среднюю численность рассчитывают также за 9 месяцев);

3) стоимость амортизируемого имущества меньше либо равна 100 млн руб.;

4) доля уставного капитала, принадлежащая юридическим лицам, меньше либо равна 25%;

5) нет филиалов и представительств.

Налогоплательщики: организации и ИП, перешедшие на УСН.

Объект: доход, доход уменьшенный на величину расходов.

Налоговая база: денежное выражение доходов, денежное выражение доходов уменьшенных на величину расходов.

Налоговая ставка: 6% (от доходов), 15% (от доходов, уменьшенных на величину расход), но не < 1% от доходов за налоговый период.

3) Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.


Налог, вводимый законами субъектов РФ и заменяющий собой уплату ряда налогов и сборов, существенно сокращает и упрощает контакты с фискальными службами.

Налогоплательщики: организации, ИП.

Объект: вмененный доход.

База: величина вмененного дохода.

Налоговый период - квартал.

Налоговая ставка: 15% величины вмененного дохода.

4) Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции – это особая система налогообложения, специальный налоговый режим, применяемый при выполнении соглашений, которые заключены в соответствии с ФЗ "О соглашениях о разделе продукции".

Действие подобного режима выгодно как инвестору, так и гос-ву: 1-ый имеет благоприятные условия для вклада средств в поиск, разведку, а также добычу полезных ископаемых; гос-во приобретает гарантии получения части прибыли от этой деятельности.

Режим применяется в течение всего срока действия соглашения о разделе продукции.

Объектом налогообложения признается прибыль, полученная налогоплательщиком в связи с выполнением соглашения, которая является доходом от выполнения соглашения, уменьшенным на величину расходов.

Налогоплательщик: инвестор.

Налоговой база: денежное выражение подлежащей налогообложению прибыли.

При выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных в соответствии с законодательством РФ, налоговые ставки, установленные ст. 342 НК РФ, применяются с коэффициентом 0,5.

error: Content is protected !!