Посмертная маска Наполеона Бонапарта продана за $250 тысяч на аукционе. Как выглядели Иисус, Клеопатра и Наполеон: Реконструирована внешность легендарных людей Барышня из Сены

Иисус, Тутанхамон, Юлий Цезарь, Наполеон – вы точно не впервые слышите имена этих легендарных людей. Но если об их деятельности известно многое, то о внешности приходится только гадать. Между тем, современные технологии позволяют немного приблизиться к истине и воссоздать утраченное.

INK откроет вам глаза на то, как в действительности выглядели знаменитые исторические личности.

Иисус Христос

Эта реконструкция Христа, создана британскими учеными с помощью методов криминалистики, считается самой точной. Да, наши традиционные представления о внешности Сына Божьего сильно отличаются от действительности.

Тутанхамон

Уфологи долгое время доказывали, что странные останки Тутанхамона свидетельствуют о его инопланетном происхождении. Их теорию разоблачили британские ученые, которые реконструировали внешний вид фараона, и выяснили, что в нем нет ничего «инопланетного». Физическая деформация тела Тутанхамона была результатом инцеста между его родителями, и, как следствие, генетических болезней.

Клеопатра

В кинематографе роль Клеопатры всегда доставалась эффектным актрисам, вроде Вивьен Ли, Элизабет Тейлор или Моники Беллуччи. На самом деле, неотразимая внешность царицы – миф. Историческая реконструкция свидетельствует о том, что роковая женщина вовсе не была красоткой.

Гай Юлий Цезарь

Внешность известного римского императора Юлия Цезаря, возлюбленного Клеопатры, до сих пор остается загадкой. На старинных бюстах, найденных археологами, у него разные черты лица. Современные антропологи предполагают, что полководец выглядел именно так.

Данте Алигьери

Портрет Данте Алигьери, создан благодаря 3D-технологяим, немного отличается от того, который нарисовал итальянец Ботичелли. Хотя изогнутый нос, напоминающий по форме птичий клюв, остался неизменной чертой поэта.

Максимилиан Робеспьер

3D реконструкция знаменитого деятеля Великой Французской революции поражает своей детализацией. Выполнена она на основе копии посмертной маски Робеспьера, сделанной мадам Тюссо. Во время революции Мари Тюссо снимала маски с отрубленных голов приговоренных бунтарей и выставляла в своей галерее.

Уильям Шекспир

3D-модель лица Уильяма Шекспира также была выполнена с его посмертной маски. Правда, в подлинности реконструкции можно усомниться. Нет уверенности в том, что маска, которой уже около четыреста лет, действительно принадлежала знаменитому драматургу.

Наполеон Бонапарт

Благодаря посмертной маске ученым удалось воссоздать в мельчайших деталях и лицо Наполеона. Судя по реконструкции, исторические портреты великого полководца немного приукрасили действительность.

Иоганн Себастьян Бах

Новый потрет немецкого композитора XVIII века, созданный шотландской исследовательницей Кэролайн Уилкинсон, не слишком похож на тот, который мы привыкли видеть в школьных учебниках. Впрочем, на последнем композитор всегда был в парике.

Святой Валентин

«Оцифровали» лик Святого Валентина бразильские ученые. Несмотря на ограниченный доступ к мощам святого, которые хранятся в Ватикане, им удалось сфотографировать останки и восстановить первое подобие римского епископа третьего века.

Следи за INK в социальных сетях и узнавай обо всем первым! Мы в

До изобретения фотографии было обычной практикой делать гипсовые или восковые слепки с лиц известных людей после их смерти. Наполеон умер 5 мая 1821 года, заключенный в тюрьму на острове Святой Елены в возрасте 51 года.

François Carlo Antommarchi’s death mask of Napoléon (Musée de l’Armée, Paris)

После поражения при Ватерлоо в 1815 году Наполеон был сослан на остров Святой Елены, крошечный остров в Южной Атлантике. Здесь англичане и их немецкие, австрийские, русские и испанские союзники надеялись удержать бывшего императора от новой угрозы европейскому миру.

Существует полемика по поводу того, кто сделал первоначальный облик Наполеона на следующий день после его смерти (6 мая 1821 года). Одни считают, что это был личный врач Наполеона Франсуа Карло Антоммарчи, другие-что это был военный хирург Фрэнсис Бертон. Вероятно, было сделано более одного слепка, так как существуют четыре оригинальных слепка, как говорят, существуют сегодня. Во всяком случае, многочисленные бронзовые и мраморные копии появились на рынке, как только оригинальные отливки достигли Парижа.

Оригинальная посмертная маска Наполеона была создана 7 мая 1821 года, через полтора дня после смерти бывшего императора на острове Святой Елены в возрасте 51 года. Вокруг его смертного одра собрались врачи из Франции и Великобритании. Некоторые исторические источники утверждают, что д-р Франсуа Карло Антоммарчи отлил оригинальную “родительскую форму”, которая впоследствии использовалась для воспроизведения бронзовых и дополнительных гипсовых копий. Другие записи, однако, указывают, что доктор Фрэнсис Бертон, хирург, приписанный к шестьдесят шестому полку британской армии в Сент-Луисе. Елена, председательствовала на вскрытии императора и во время этой посмертной процедуры отлила первоначальную форму. Антомархи получил от своих британских коллег вторичную гипсовую форму из первоначального литья Бертона. Согласно сообщениям, с помощью этой формы второго поколения Антомархи во Франции изготовили новые копии посмертной маски как в гипсе, так и в бронзе.

Еще одно утверждение относительно происхождения посмертной маски и ее копий состоит в том, что мадам Бертран, помощница Наполеона на острове Св.Елены, якобы украла часть оригинального слепка, оставив Бертона только с ушами и затылком. Британский врач впоследствии подал в суд на Бертрана, чтобы получить гипс, но не смог сделать этого в суде. Год спустя г-жа Бертран подарила Антомарчи копию маски, с которой он сделал несколько копий. Одну из них он послал Лорду Бургхершу, британскому посланнику (представителю) во Флоренции, с просьбой передать его знаменитому скульптору Антонио Канове. К сожалению, Канова умер до того, как успел увидеть маску, а кусок остался у Бюргерша. Версия национальных музеев Ливерпуля, отлитая Э. Кенелем, считается потомком этой маски.

Некоторые считают, что доктор Антоммарчи жил на Кубе недолго и подхватил желтую лихорадку. Там он жил на кофейной плантации своего двоюродного брата и сблизился с генералом Хуаном де Мойей. Перед смертью доктор Антоммарчи сделал генералу Мойе посмертную маску. Считается, что маска до сих пор находится в музее в Сантьяго-де-Куба, провинция Ориенте, где была большая группа французских иммигрантов, которые создали кофейные плантации в высоких горах Сьерра-Маэстра.

Власти Нового Орлеана сняли посмертную маску в 1853 году. Во время беспорядков, сопровождавших гражданскую войну, маска исчезла. Бывший городской казначей заметил маску в 1866 году, когда ее тащили на свалку в мусорном фургоне. Вместо того чтобы вернуть маску в город, казначей забрал ее домой и выставил на всеобщее обозрение. В конце концов посмертная маска Наполеона оказалась в доме в Атланте капитана Уильяма Грина Рауля, президента мексиканской национальной железной дороги. Наконец, в 1909 году маска смерти Наполеона вернулась в Новый Орлеан. Капитан Рауль прочитал газетную статью о пропавшей маске и написал мэру о ее местонахождении. В обмен на соответствующее признание Рауль согласился пожертвовать посмертную маску Новому Орлеану. В том же году мэр передал маску в Государственный музей Луизианы.

  • Death mask of Napoleon Bonaparte made of plaster by Francesco Antommarchi on May 7, 1821. (Militärhistorischen Museum Wolkenstein, Schloßplatz 4, Wolkenstein)
  • Death mask of Napoleon I in 1937.
  • So-called “Malmaison” death mask of Napoleon I. Plaster taken by Antommarchi (or possibly Burton or Arnott), given by Antommarchi’s descendants. Considered authentic and to be the original imprinting of Napoléon’s face after his death.

  • Francis Burton’s death mask of Napoléon.
  • Bronze mask of Napoleon I by Francis Burton, 1829.
  • Bronze death mask of Napoleon I. Modeled in 1821; cast in 1833.
  • Death mask of Napoleon I by Archibald Arnott, in wax, 1821. (Musee de Musée Masséna, Nice)

Гильотина, пуля, суровая болезнь, остановившие жизнь великих людей, оставляют след на их лицах и на их посмертных масках. Какими их увидят потомки?

Слепок лица покойного точнее фотографии передает облик человека для потомков. Но посмертные маски — не просто изображения на память. В них навсегда запечатлелись последние чувства людей, а также обстоятельства смерти, зачастую трагические и таинственные. Они признаются произведениями искусства, их копируют, коллекционируют, подделывают, продают на аукционах и выставляют в музеях. В 2012 году маска Иосифа Сталина была продана за $6000, а маска Наполеона годом позже ушла с молотка за $263 000. Среди «новейших» масок высоко котируются слепки, снятые с лиц Владимира Высоцкого, Андрея Миронова и Майкла Джексона. В этом материале мы собрали истории самых необычных и интересных масок.

Новая работа мадам Тюссо

Во время Французской революции молодому ваятелю Анне Марии Тюссо, трудившейся ранее над скульптурными изображениями членов королевской семьи, пришлось спешно переквалифицироваться в мастера посмертных масок. Снимая слепки с отрубленных голов революционеров и знатных особ, она доказывала лояльность к новой власти и таким образом избежала гильотины. В коллекции мадам Тюссо — посмертные маски казненного бунтаря Робеспьера и Марата, убитого сторонницей короля Шарлоттой Корде, а также слепок королевы Франции Марии-Антуанетты, которую скульпторша знала лично.

Барышня из Сены

Самой необычной маской считается, пожалуй, улыбающийся лик Незнакомки из Сены. Тело этой девушки, о которой ничего неизвестно, было выловлено из Сены в 1880 году без всяких следов насилия. Патологоанатом так поразился красоте 16-летней утопленницы, что сделал гипсовый слепок ее лица, и вскоре тот разошелся в многочисленных копиях среди европейской богемы, послужив вдохновением для творческих людей. Ей посвятил стихотворение Владимир Набоков, а Альбер Камю сравнил ее улыбку с улыбкой Моны Лизы.

Шекспир ли это?

Посмертная маска Уильяма Шекспира вызывает множество споров. Слепок был найден в лавке старьевщика в Майнце в 1849 году, то есть спустя 233 года после смерти драматурга. С помощью современных технологий по нему была сделана 3D-реконструкция лица британского классика. Часть исследователей подтверждают, что дармштадская маска принадлежит Шекспиру, так как совпадает с другими изображениями драматурга. Другие возражают, аргументируя, что до сих пор ни одно изображение Уильяма Шекспира не может считаться подлинным — все портреты, бюсты и скульптуры создавались уже после смерти драматурга. Однако в мае 2015 года британский историк Марк Гриффитс выступил с сенсационным заявлением: ему удалось найти прижизненный портрет Шекспира в книге по ботанике конца XVI века. И это не сильно отличается от привычных портретов и посмертной маски Шекспира.

Друг всегда со мной

Смерть Александра Пушкина, как известно, была долгой и мучительной: он скончался лишь через два дня после ранения на дуэли. Однако посмертная маска полна спокойствия и одухотворенности. Свидетели отмечают сходство слепка с лицом погибшего поэта.

Идея вызвать скульптора принадлежала Василию Жуковскому после того, как он сам поразился умиротворенному выражению лица скончавшегося друга. Скульптор Самуил Гальберг с помощником сделал слепок, с которого тут же было снято около 15 копий — они разошлись среди близких и друзей поэта. С этой же маски лепились впоследствии скульптуры и бюсты Пушкина.

«Живая» маска Гоголя

Про смерть Гоголя, а умер он в 1852 году, до сих пор ходит легенда: будто писатель был похоронен живым, в состоянии летаргического сна, что якобы подтверждает последовавшая в 1931 году эксгумация тела. По словам очевидцев, обивка гроба была изорвана, скелет скрючен, голова повернута на бок. В таком случае, выходит, что скульптор Николай Рамазанов снимал маску с живого человека… Но сам мастер это отрицает, а официальная версия гласит, что Гоголь умер от сердечно-сосудистой недостаточности, к которой привели душевное расстройство и депрессия, истощение и обезвоживание вкупе с неправильным лечением. В слухе же о летаргическом сне виноват сам писатель: после перенесенного в 1839 году малярийного энцефалита Гоголь был подвержен обморокам и приступам неконтролируемого сна, оттого панически боялся быть похороненным заживо.

Улика в расследовании

Посмертная маска Сергея Есенина, сделанная на второй день после гибели поэта скульптором Исидором Золотаревским, послужила уликой в расследовании обстоятельств произошедшего. Многие до сих пор полагают, что Есенин не повесился, а стал жертвой чекистов, которые замучили его в номере гостиницы «Англетер», где он поселился после выписки из психоневрологической больницы. Версия убийства поэта стала настолько популярна, что в 1990-х годах проводилось новое расследование по этому делу. Судмедэксперты, произведя ряд опытов и изучив улики, в очередной раз доказали, что произошедшее было самоубийством, а царапины поэт нанес себе сам: чтобы написать кровью прощальное стихотворение «До свиданья, друг мой…» — чернил в номере не оказалось.

Маска вместо бюста

Скульптор Сергей Меркуров слепил за свою карьеру около 300 посмертных масок. И большая часть «заказов» пришла к нему после того, как он сделал слепок с вождя мирового пролетариата. Согласно легенде скульптора вызвали в Горки посреди январской ночи, он вошел в комнату и услышал тихий голос Надежды Крупской, стоявшей у изголовья покойника: «Вы собирались лепить бюст... ему все некогда было позировать — и вот теперь маску». Меркуров с трепетом приступил к работе и к утру сделал не только слепок лица, но и рук вождя. А спустя девять лет он же создал посмертную маску самой Надежды Крупской — и сделал ее правдиво, без прикрас.

Суровый Толстой

Идея делать слепки рук вместе с посмертными масками впервые пришла к Меркурову, когда он снимал слепок с лица Льва Толстого, — по тем временам это было ноу-хау. «Первое, что привлекло мое внимание: полуоткрытый правый глаз и густая, сердито поднятая бровь. Суровое, нахмуренное лицо...» — делился скульптор впечатлениями об умершем писателе. Искусствоведы отмечают, что от созерцания маски Толстого «бросает в трепет. Кажется, вот-вот откроются эти навеки сомкнутые уста».

Услужил

Известный слепок с лица застрелившегося в 1930 году Маяковского снимал также Сергей Меркуров. Он был вызван на следующий день после трагедии, чтобы исправить плохую работу коллеги Константина Луцкого. Маяковский упоминал Меркурова в стихах, а незадолго до смерти просил его об услуге: «Если я умру раньше, обещай снять с меня такую маску, какой ты еще никогда ни с кого не снимал». Скульптор исполнил просьбу поэта, его маска получилась действительно необычной — и возможно, самой неудачной из всех: нос оказался скошен на бок, лицо поэта деформировано и некрасиво.

Нaвeрнoe, у каждого человека в жизни случаются такие встречи с удивительными вещами, которые с промежутками в несколько лет, вдруг встречаются снова и дополняют друг друга с неожиданной стороны.
Вот такая и у меня была встреча с посмертной маской Наполеона в разных частях света...
Наш теплоход выполнял обычный туристический рейс по маршруту Одесса-Стамбул-Пирей-Чивиттавекия-Барселона-Лас-Пальмас и обратно через Стамбул домой в Одессу. Но неожиданно, в одном из рейсов нам изменили расписание, вместо Лас-Пальмаса, что на Канарских островах, дали заход на остров Cвятой Елены в порт Джеймстаун – вечно зеленый остров вулканического происхождения с очаровательной природой.
На острове база Британского военно-морского флота. Швартуемся. На причале много народа – европейцы, негры, мулаты, метисы, и cрeди ниx - фоторепортеры, корреспонденты. Сенсация! Русский пароход с туристами на острове.
Не успели спустить парадный трап, как толпа хлынула на борт с цветами и кошелками апельсинов, ананасов и бананов.Прошла кортенькая пресс-конференция, потом гости разошлись посмотреть теплоход. В концертном зале дали эстрадный концерт –благо на борту у нас были артисты из Одессы и Москвы. На борт судна с визитом вежливости прибыли английский губернатор острова и французский консул. Я их принял в своей каюте, буфетчица накрыла стол. Особенно понравилась гостям водка «Старка» и шашлыки. Развязались языки. Сначала о знакомстве, потом об острове, потом по морской традиции тост за тех, кто в море, и под конец тост за Ее Величество королеву Великобритании Елизавету II. Консул приглашает нас посетить дом-музей Наполеона и его могилу. С благодарностью принимаю приглашение...
Едем в местечко Лонгвуд навестить великого полководца. Небольшой холм с усадьбой – последнее пристанище маршала. На огороженной площади в три гектара расположен дом императора Франции, в котором он прожил свои последние шесть лет. Подсобные строения, музей-квартира, спальная комната. Широкая деревяная кровать на возвышении, закрывающаяся шторами. Кабинет. Письменный стол, чернильницы, перья, книги. Большой зал. Карта боевых сражений, на стенах оружие: шпаги, пистоли, ружья. Военный костюм маршала, шляпа-треуголка, сапоги. Портреты Наполеона, его семьи, его генералов.
Во дворе oгороженная узорной чугуной решеткой скромная могила Бонапарта, чисто и ухожено, клумбы цветов, надгробная плита из черного мрамора. Эпитафия: «Наполеон Бонапарт. Император Франции 1769-1821». Могила символическая. В декабре 1840 г. прах Наполеона был перенесен в Париж. В день смерти Наполеона личный врач императора, профессор анатомии Франческо Атомарки изготовил гипсовый слепок с лица усопшего. По этому слепку мастера Ришар и Кенель в 1833г. в Париже отлили три бронзовые маски Наполеона. Они сохранились и в настоящее время. Мне судьба подарила возможность увидеть все три.
...В марте 1814г. русские войска вошли в Париж. 11 апреля Наполеон Бонапарт отрекся от престола. За ним был сохранен титул Императора и во владение ему был дан остров Эльба. 1-го марта 1815г. Наполеон высадился на южный берег Франции с небольшой группой приверженцев. На его сторону перешло крестьянство и значительная часть буржуазии. 20 марта 1815г. Наполеон с триумфом вошел в столицу.
После поражения при Ватерлоо 18 июня 1815г. Наполеон 22 июня вторично отрекся от престола и в качестве пленника был отправлен на остров Святой Елены, где и умер 5 мая 1821г.Последние годы своей жизни Наполеон написал теоретические произведения, где описал свои военные кaмпании. Здecь жe и eгo знaмeнитaя фразa: «Военное искусство – это удел гения».
Где-то через месяц у нас был заход в Гавр и я поехал на экскурсию в Париж с одной целью – посетить Лувр – национальный художественный музей. Святая святых музея – бронзовая маска Наполеона. Это ценнейший экспонат Луврa, величайшее творение изобразительного исскуства, годость Франции.
В Париже, во Дворце Инвалидов, в соборе находится с 1840г. саркофаг с прахом Наполеона. Здесь же, в соборе, на мраморной доске завещание императора: « Я желаю чтобы мой прах покоился на берeгах Сены, среди французского народа, который я так любил.» Сыну Наполеон завещал никогда не выступать против Франции и помнить девиз: «Все для французского народа». В музее рядом с маской была выставлена картина «Коронация». Художник Дэвид четыре года работал над полотном. На холсте удивительная гамма красок – бордовый бархат, белый шелк, темные зеленые тона. Мастер запечатлел кистью яркие мундиры свиты маршалов, высших сановников империи, теплые розовые плечи женщин. Все это создает атмосферу пышного, праздничного, парадного представления. В центре – фигура императора в длинной до полу тунике, отороченной горностаем, с золотой короной на голове и диадемой в руках, возлагаемой на голову Жозефины – первой жены Наполеона. Император молод, он дышит энергией, он олицетворяет власть. Рядом с музеем, со стороны улицы Мадлен, вечером, когда зажигаются огни, на золотом фоне витража возникает знакомый, резко очерченный силует в треугольной шляпе. Франция чтит историю и своего императора.
А лет пять до этого мне довелось быть в порту Глаго. Я принимал с постройки судно, которое строилось на судоверфи «Александр Стивен и сыновья» По выходным дням я часто ездил на электричке в Лондон и знакомился со столицей и ее достопримечательностями: Вестминстерский дворец, Гайдпарк, музей восковых фигур мадам Тюссо и знаменитый Британский музей. Здесь собраны редчайшие экспонаты со всего мира и... бронзовая посмертная маска Наполеона. У этого экспоната подолгу задерживаются посетители. Это было мое второе свидание с гениальным творением французских мастеров.
За год до распада СССР мы с туристами зашли в порт Поти и поехали на экскурсию в цeнтрaльный гoрoд Mингрeлии Зугдиди, что в тридцати километрах oт мoря. В 1803г. мингрельский князь Дадиани принес присягу на подданство российскому царю Александру первому. Выходец из Мингрелии, князь Багратион – герой Отечественной войны 1812 года, служил русскому царю. Зугдиди музей-усадьба грузинских князей Мингрелии. Там находится Кутаисcкий историко-этнографический музей. На стенах ковры, на них всевозможное оружие – пистоли, шпаги, кинжалы, ружья. Множество картин: княжеская охота, схватка горцев с русскими, император Александр в седле на лошади в окружении всадников – свиты генералов и грузинских князей. В отдельной комнате все о Наполеоне – портрет полководца, его личные вещи, мундир, боевое оружие, полевой барабан, кресло из императорского кабинета, громадная картина Наполеон в гробу... И вдруг перед глазами возникает лежaщая под стеклом знакомая скульптура... бронзовая маска. Посмертная маска Наполеона! На высоком пьедестале на бархатном малиновом покрывале лежит лицевая маска императора Франции Наполеона Бонапарта. У основания маски на кольце написано имя мастера, сделавшего гипсовый слепок – доктор Ф.Антомарки, а слева имена мастеров, отливших бронзовую маску Л.Ришар и Кенель, и место отливки – Париж, 1833г. К маске на золотой цепочке прикреплен золотой медальон c изображением Наполеона. На медальоне надпись: «Наполеон – император и король». Это третья маска Наполеона. Итак, судбой мне было даровано увидеть все три маски Наполеона существующиe на земном шаре: в Париже, в Лондоне и в маленьком грузинcкoм городке Зугдиди. Все три - с одного гипсового слепка доктора Атомарки.
А попала эта маска в Грузию так. Династия грузинских князей Дадиани, владетелей Мингрелии, находилась в родственных связях с царским двором России, а так же с аристократией Франции, в частности с Мюратами. Последним правителем Мингрелии был Давид Леванович Дадиани. Он был женат на дочери известного грузинского поэта-романтика Александра Чавчавадзе – Екатерине. Ее старшая сестра – Нина Чавчавадзе – была женой Александра Грибоедова. Дочь Давида Дадиани – Саломея – вышла замуж за принца Ашила Мюрата, внука Наполеона. У них было трое детей: Наполеон, Люсьен и Антуанета. И уже их дети приезжали в 1961г. в Зугдиди посетить могилу Ашила Мюрата и родственников Саломеи (она умерла и похоронена в Париже). Они и расказали, что после свадьбы в Париже, молодые супруги Ашил и Саломея привезли в Зугдиди из Парижа семейные реликвии. Среди них – бронзовая маска Наполеона Бонапарта – одна из трех бронзовых копий.


Любителям "этого интересного"
Каждый август французская пресса дружно вспоминает о важной дате: 15 августа 1769 года родился Наполеон Бонапарт. В течение примерно двух недель газеты и телевидение сообщают о новейших разысканиях в области истории наполеоновских войн и биографии императора. Нынешний 2007 год не стал исключением, правда, главная "бомба" оказалась продолжением старой. Историк Брюно Руа-Анри выдвинул предположение, что прах низложенного императора не достиг в 1840 году Франции, и в доме Инвалидов со всеми мыслимыми почестями погребен кто-то еще. Останки Наполеона были спрятаны англичанами еще в XIX веке и их местонахождение ныне неизвестно.

Руа-Анри уже выступал с этой смелой гипотезой однажды: в 2002 году он написал открытое письмо куратору парижского музея Армии подполковнику Жерару-Жану Шадюку. В нем ученый изложил в довольно экспрессивной форме (послание пестрит восклицательными знаками) свои предположения. К 2007-му у него появились новые аргументы.

История маски

Руа-Анри специально занимался официальной иконографией Бонапарта. Особенно историка интересовали посмертные маски лица генерала. Большинство из них, и в том числе та, что хранится в музее Армии, являются копиями слепка, сделанного доктором Франческо Антоммарки на третий день после кончины Наполеона, то есть 8 мая 1821 года. Опираясь на мемуары обитателей острова Святой Елены, где Бонапарт провел последние шесть лет жизни, Руа-Анри попытался опровергнуть распространенное мнение о подлинности маски Антоммарки.

Маски Антоммарки, многочисленные копии которых находятся в музеях мира, считаются в парижском Музее наиболее достоверными слепками с лица Наполеона. Но еще в XIX веке многие из тех, кто видел Наполеона, утверждали, что Антоммарки слишком польстил императору: слепок как будто сделан с физиономии довольно молодого (около сорока лет), довольно худого человека с крупным тонким орлиным носом. Однако императору к моменту смерти был 51 год, и худобой он не отличался вот уже лет пятнадцать. В годы его царствования художники не изображали Бонапарта горбоносым (см. характерный портрет кисти Жана Антуана Гро).

Судя по документам, которые цитирует Руа-Анри, роль доктора Антоммарки в создании посмертной маски была двояка. Во-первых, первый слепок был сделан не 8 мая, а днем ранее. Во-вторых, гипс накладывал английский доктор - Бертон, и изготовлена была только центральная часть маски - без шеи и темени. Антоммарки сделал только рисунок со слепка. Тогда же свой эскиз нарисовал художник Рабидж, приехавший на Святую Елену незадолго до кончины императора. В дальнейшем Антоммарки якобы уничтожил бесценный оригинал, к внутренней стороне которого прилипли ресницы и волоски из бровей Наполеона.

Руа-Анри заключает, что Антоммарки намеренно избавился от подлинной центральной части маски и изваял ее по собственному усмотрению. Возможно, с единственной целью - облагородить посмертный облик Наполеона.

Историк обращается еще к трем типам масок. Одна из них - "Арнотт" - якобы сделана доктором Арноттом с лица Шарля, графа Леона, незаконнорожденного сына Наполеона, имевшего большое сходство с отцом. Еще один слепок принадлежал графу Пазолини, но он сделан из папье-маше, а этот материал не способен достоверно передавать детали лица. Третья разновидность существует в единственном экземпляре и до 2004 года хранилась в лондонском военном исследовательском институте Royal United Services Institute. Лицо, запечатленное на этой маске, принадлежит полному пожилому мужчине, с сильно западающей нижней челюстью (это свидетельствует об отсутствии зубов). Происхождение слепка весьма запутано. Так, на одном этапе он находился в руках мошенника Уильяма Ривса по прозвищу "Князь". Ривс утверждал, что получил слепок через наследников умершего в 1817 году Виктора Массены, князя Эсслингского, одного из полководцев Наполеона. Эта история - самое слабое место в рассуждениях Руа-Анри: непонятно, почему он вдруг безоговорочно поверил рассказу жулика Ривса. Еще менее понятно, как и когда в семье Массены могла вообще оказаться посмертная маска Наполеона.

По мнению Руа-Анри, слепок, хранившийся в Royal United Services Institute, и есть подлинная маска Наполеона, сделанная спустя сутки после его кончины.

Прижизненный портрет

В августе 2007 года Руа-Анри вернулся к проблеме маски, хранящейся в Музее армии. На этот раз он взялся доказывать ее неаутентичность с другой стороны. Он обратил внимание на прижизненный портрет низложенного императора, сделанный в 1815 году Чарльзом Локком Истлейком на борту британского судна "Беллерофонт", увезшего Бонапарта на остров Святой Елены. На картине виден шрам на левой стороне лица Корсиканца, такой же шрам есть на маске из Royal United Services Institute. Правда, со сравнением маски и портрета возникли существенные затруднения: институт продал слепок на Sotheby"s, и теперь он находится где-то в США у неведомого коллекционера (аукционный дом блюдет тайну личности своих клиентов).

Самое поразительное в этой истории вовсе не вывод, что в Музее армии хранится ненастоящая маска. Руа-Анри уверен, что музейщики прекрасно об этом знают и всегда знали. Их логикой движет желание скрыть куда более важную вещь: в могиле в доме Инвалидов похоронен не Бонапарт, а некто другой (Джамбатиста Чиприани, слуга и наперсник императора на Святой Елене). Англичане так никогда и не отдали французам останки полководца. Французский ученый, к сожалению, не строит гипотез, где же на самом деле покоится гроб с телом Бонапарта. А ведь это была бы очень продуктивная задача для любителей исторических тайн: поиски могил Александра Македонского и Чингисхана можно было бы красиво дополнить поиском подлинной могилы Наполеона.

error: Content is protected !!