Консультационно методическая помощь. Основные средства и формы методической помощи



Оглавление

Введение.

Глава 1. Методическое консультирование: виды, формы, методы.

§1.1. Формы консультационно-методической помощи.

§ 1.2. Структура, требования и последовательность операций консультации.

§ 1.3. Перспективные формы методической помощи.

Заключение.

Список использованной литературы.

Введение

Тема курсовой работы «Методическое консультирование, как функция методической службы». Методическая работа библиотек включает две самостоятельные составные части. Одна из них представляет собой методическую работу в коллективе библиотеки или ЦБС. Другая направлена на оказание методической помощи библиотекам сети со стороны библиотеки – методического центра.
Методическая работа в коллективе библиотеки и методическая помощь сети библиотек преследуют одну и ту же цель – методическое обеспечение деятельности библиотек.
Методическое обеспечение функционирования библиотеки и библиотечных систем включает несколько взаимосвязанных направлений: аналитическое, консультационно-методическое, инновационное. В основе методического обеспечения работы библиотек лежит аналитическая деятельность, а на основе аналитической деятельности осуществляется консультационно-методическая помощь, имеющая своей целью оказание консультационной и практической помощи библиотекарям. Эта помощь базируется на принципе активности, то есть осуществляется не только по просьбе библиотекарей, которые в ней нуждаются, но и по инициативе библиотечных менеджеров (руководителей библиотек и методистов).
Профессия методиста относится к числу наиболее сложных библиотечных специализаций. Методическая работа требует глубокого знания истории и современного состояния библиотечного дела, владения методами научного исследования и научно- методической работы. Методическая деятельность – работа творческая, основанная на постоянном поиске новых путей повышения эффективности и качества работы библиотеки. Методист должен обладать организаторскими и педагогическими способностями и знаниями. Методист должен быть умным помощником библиотекарей, а не контролером-инструктором.
В данной курсовой работе в первом разделе теоретическая часть рассматривается вопрос консультационной – методической помощи со стороны методистов. Рассматриваются формы и методы консультаций, этапы подготовки.

Глава 1 . Методическое консультирование: виды, формы, методы.

§1.1 Формы консультационно-методической помощи.

Содержание методической деятельности составляют сведения
о достижениях науки, новшествах о передовом библиотечном опыте,
составленные на их основе рекомендации по методике, технологии
и организации работы библиотек.
Традиционными направлениями методической деятельности считаются:
- оперативная помощь библиотекарям по всем вопросам их деятельности;
- повышение квалификации библиотечных кадров;
- изучение, пропаганда и внедрение передового библиотечного опыта и новшеств.
В каждом из этих направлений в разные периоды выдвигаются конкретные задачи. Однако все направления объединены общей целью - помогать библиотекарям совершенствовать свою работу. При этом изучение и пропаганда передового опыта и новшеств является основой методической работы, образуя базу для совершенствования СПК библиотечных кадров. Обмен передовым опытом, его практическое обсуждение и изучение организуется во всех формах повышения квалификации. Анализ и информация об опыте библиотекарей - передовиков повышает качество методических рекомендаций и советов, способствует их лучшему использованию практикам.
В повседневной оперативной деятельности методисты большое внимание уделяют начинающим библиотекарям, обучая их методам массовой и индивидуальной работы, организации фондов, информационной деятельности. Важной и постоянной задачей методистов является привитие библиотекарям навыков и желания анализировать свою деятельность как основы выявления её эффективности.
Все направления методической деятельности реализуются в процессе проведения конкретных методических мероприятий, которые принято называть формами работы. В учебной литературе вся система форм подразделяется на устные, письменные и наглядные, а также на очные и заочные. В свою очередь среди очных форм принято выделять индивидуальные, групповые и формы практического показа. Целесообразно представить классификацию очных форм методической работы несколько иначе, а именно, положив в её основу характер контактов методистов и библиотекарей, и обозначить в связи с этим профессиональные качества методистов, способствующие достижению лучших результатов при проведения методических мероприятий. Так могут быть выделены:
Формы, основанные на контактах методиста с одним библиотекарем : посещение библиотеки, индивидуальная консультация в ОМО (ЦБ), индивидуальные стажировка и практика, совместное выполнение с библиотекарем практической работы. Положительные результаты применения этих форм достигаются при глубоком анализе методистом работы библиотекаря, конкретных рекомендациях по её улучшению, и практической помощи, учете индивидуальных личностных и профессиональных особенностей работника, установления с
ним доверительных отношений, проявления заинтересованности в
улучшении результатов его труда и т.д.

Формы, основанные на контактах методиста с группой библиотекарей - это практикумы, совещания, семинары, научно-практические конференции, круглые столы и т.д. На эффективность этих форм влияют немало факторов организационного и содержательного плана: актуальность тематики, оптимальность программы, наполненность ее активными методами обучения, время проведения и т.п. Поэтому важнейшее значение имеет осуществление методистом дифференцированного подхода к подбору участников мероприятий. При этом рекомендуется принимать во внимание не только образование и стаж работы, но и функциональные обязанности, опыт по рассматриваемой проблематике, интерес к ней будущих участников.
Такой подход требует от методистов глубокого знания положения дел на местах и профессиональных особенностей своих коллег, приглашенных на методическое мероприятие, четкой организации занятий, проявления профессиональной квалификации по методике их проведения, по созданию атмосферы заинтересованности и активности в усвоении предложенной информации; в определении форм и методов будущей работы с обучавшимися в целях активизации применения ими полученных знаний и умений.
Формы, основанные на контактах библиотекарей друг, с другом, организуемые методистами . К ним относятся: посещения лучших библиотек, взаимопосещения библиотекарей, ШПО, Дни открытых дверей в библиотеках, экскурсии библиотеки, Дни специалиста. Цель этих форм - помочь библиотекарям не только услышать о передовом опыте, но увидеть его, изучить практически. Положительные результаты использования этих форм также связываются с дифференцированным и более того индивидуальным подбором участников мероприятий. Здесь важны как заинтересованность и способность обучающихся перенять опыт, так и умение библиотекарей - передовиков раскрывать детали, тонкости, своей работы, желание заниматься передачей своего опыта. Потому и значительна роль методиста, организующего вышеназванные мероприятия, прогнозирующие его результаты, помогающего как библиотекарям - передовикам оптимально раскрыть свой опыт, так и обучающимся библиотекарем “применить” его на свои условия работы, увидеть возможности его лучшего использования.
Система методической деятельности имеет свою цель. Она состоит во всемерном способствовании, обеспечении совершенствования библиотечного дела. Главной задачей методических центров является разработка оптимальной методики и технологии библиотечной работы и организация её использования библиотекарями. Конкретные задачи, способствующие достижению общей цели и главной задаче методической деятельности, решаются и в работе с передовым библиотечным опытом и в организации СПК библиотекарей, и в процессе оказания им повседневной консультативной и практической помощи. Ориентировка методистов - практиков на главные цели и задачи методической работы помогает избежать формализма, ненужных действий, бумажных дел, организаторской суеты, ее дающих выхода в реальную библиотечную практику, способствует повышению ее квалификации.

Как уже говорилась ранее по форме проведения консультации могут быть устными (при посещении методистом библиотеки или библиотекарем методического центра, а также по телефону) и письменными - в форме различных видов методических пособий для библиотек. Своеобразной формой консультирования является практический показ, то есть практическое применение конкретных новшеств и т. п.
Консультации могут быть индивидуальными и групповыми. При проведении последних важно сформировать группу библиотекарей с примерно одинаковым уровнем образования и опыта работы. Групповые консультации могут быть как самостоятельной формой методического обеспечения библиотечной деятельности, так и входить составной частью в программы курсов, семинаров библиотечных работников.
Консультации проводятся как по инициативе самих библиотекарей, по их просьбе, так и по инициативе методического центра, в чем и проявляется принцип активности в методическом обеспечении библиотечной деятельности.
Основным путем такого активного консультационно-методического влияния является подготовка, издание и распространение методических рекомендаций. В систему методических изданий для библиотек входят разнообразные по характеру и целевому назначению материалы.
Система методических изданий должна охватывать все стороны деятельности библиотек и призвана методически обеспечивать все направления их работы.
Можно выделить следующие требования к методическим пособиям для библиотек:
методические пособия должны отражать достижения теории и практики библиотечного дела, как в нашей стране, так и за рубежом;
они должны быть построены на основе изучения опыта работы библиотек, отражать инновационную библиотечную практику
методические материалы должны быть четкими и конкретными раскрывать систему и методику работы;
методические пособия должны будить творческую мысль библиотекарей, учить их анализировать и оценивать свою работу.

Методические пособия и практические руководства имеют своей целью дать библиотекарям советы по различным участкам библиотечной деятельности подробно изложить методику и организацию работы по этому направлению Они ориентированы чаще всего, на библиотекарей, имеющих специальное библиотечное образование и служат руководством для повышения квалификации и переподготовки

Методические письма - это консультации по конкретным вопросам библиотечной работы, которые недостаточно освещены в специальной литературе и являются новыми или малоизвестными библиотекарям

Методические разработки - это материалы в ПОМОЩЬ подготовке и проведению конкретных работ в библиотеке (организация выставок, проведение массовых мероприятий), имеющие целью облегчить труд библиотекаря по самостоятельной разработке методических материалов и обеспечить их более высокое качество. Чтобы избежать излишней регламентации работы библиотекаря, «рецептурн ОСТИ » предлагаемой методики, методические разработки давать не готовые схемы и тексты, а методические советы в помощь их самостоятельной разработке.

Инструктивно-методические материалы имеют своей целью дать библиотекарям консультацию по применению на практике тех или иных регламентирующих документов (стандартов, инструкций, норм, правил и т. д.).
Основные требования к методическому консультированию заключаются в том, чтобы методические рекомендации содержали ответ не только на вопрос «что делать», но и на вопрос «как это сделать», то есть содержали подробное изложение методики и организации работы по теме консультации.
В методических консультациях каждое предложение совет, рекомендация должны быть методически обоснованы, показывать, почему данный способ, прием, форма работы наиболее целесообразны и приемлемы в данных условиях. Нельзя допускать разработки рекомендаций, не имеющих научно-методического обоснования, экспериментально не проверенных, оторванных от реальной практики, умозрительных и абстрактных.
Методические консультации должны строиться дифференцированно, в зависимости от типов и видов библиотек (например, не давать одни и те же рекомендации библиотекарям детских и школьных библиотек, исходя из того, что они обслуживают читателей одного возраста), уровня образования и практического опыта библиотекарей, с учетом местных условий и особенностей. Так, если начинающим библиотекарям необходимо дать конкретные указания, что и как делать, то основное содержание методических рекомендаций для более подготовленных сотрудников библиотеки должен составлять показ новшеств, применяемых в библиотеках.
Методические консультации должны не только давать те или иные советы, но и отсылать к соответствующей литературе, стимулируя тем самым профессиональное самообразование библиотекарей.
В совокупности все виды методических консультаций составляют ту систему методического обеспечения, опираясь на которую библиотеки могут определять направления и конкретные позиции своего плана работы, обеспечивать его выполнение. Поэтому отсутствие или устарелость методических пособий в значительной мере затрудняет методическое обеспечение деятельности библиотек.
В последние годы появилось стремление отказаться от активной методической помощи библиотекам и перевести ее на договорную основу и заказ библиотеками консультационно-методических услуг и продажу этих услуг библиотекам. Представители этой позиции убеждены, что при такой организации к методической помощи будут обращаться те библиотекари, которым эта помощь необходима и которые поэтому будут готовы оплатить консультации и советы методистов. Однако при реализации такого подхода от методической помощи будет отрезан большой массив библиотек, не имеющих возможности оплатить консультационно-методические услуги методического центра.
Библиотеки - методические центры не в праве переводить бесплатные методические услуги в платные. Платная консультационно-методическая помощь допустима лишь при издании методических пособий, требующих от библиотеки - методического центра дополнительных затрат, а также при оказании методической помощи библиотекам других ведомств, не имеющим своих методических служб, на договорной основе.

§ 1.2 Структура, требования и последовательность операций консультации.

Методическая консультация – форма методической помощи библиотекарю, по какому - либо вопросу библиотечной работы. Ключевое слово «как»
Обязательное правило – компетентность.
Консультирование – особый вид методической работы, требующий максимально конкретного знания предмета консультации.
Борис Николаеви Бачалдин –
библиотековед, кандидат педагогических наук, заслуженный работник культуры:
«Когда я работал главным редактором журнала «Библиотекарь», то, открывая и закрывая почти каждое совещание, говорил своим коллегам: «Редактируя очередной материал, предназначенный для библиотекарей, вычеркивайте такие слова, как “должны”, “необходимо”, “обязаны”». Помните, что библиотекари нам ничего не должны. Это мы обязаны публиковать такие статьи, обзоры литературы, планы выставок, консультации, которые бы обучали библиотекарей, помогали им работать. Наши консультации должны помогать специалистам достигать конкретных результатов, раскрывая технологию, отвечая на вопрос, как осваивать новые методы, формы, приемы труда.
Весь процесс консультирования направлен на то, чтобы дать практикам ясный и компетентный совет квалифицированного специалиста, показать ему, как усвоить конкретный предмет, конкретную идею. Подсказать оптимальное методическое и технологическое решение конкретной проблемы.
И кому, как не специалистам главных библиотечных центров страны – РГБ, РНБ, ГНПБ им. К.Д.Ушинского, РГБД и др., разрабатывать и целенаправленно распространять консультации по всему кругу новых и сложных проблем информационно-библиотечного бытия.
Консультация, составленная на высоком профессиональном уровне, дающая внятные ответы на самые злободневные вопросы практики, всегда найдет путь к библиотекарю, получит широкое распространение в профессиональной среде. Это делает ее важнейшим и популярным средством реальной оперативной помощи библиотекарям».

ВИДЫ КОНСУЛЬТАЦИЙ

В зависимости от назначения, формы подачи, конкретного адресата консультации традиционно подразделяются на индивидуальные, групповые, коллективные. А по формам общения с аудиторией – на устные, письменные, опубликованные.
Самые трудоемкие, – это, пожалуй, индивидуальные, поскольку готовятся по специализированному запросу. А самые эффективные – опубликованные, поскольку с ними может познакомиться множество специалистов (например, подписчиков журнала «Библиотека»).
Устную консультацию – индивидуальную, групповую или коллективную – разумно проводить на рабочем месте библиотекаря: в методическом кабинете, у полок открытого доступа, каталогов и картотек в зале, где сосредоточен справочный аппарат. Тогда рекомендацию можно подкрепить показом, выполнением определенных операций, демонстрацией необходимых изданий.
Индивидуальная письменная консультация является, как правило, ответом на конкретный вопрос библиотекаря. Поэтому консультант имеет возможность сформулировать ответ достаточно лаконично и в то же время конструктивно, аргументировано. При подготовке ответа он вправе воспользоваться помощью других специалистов, и это углубит содержание консультации.
Групповые консультации обычно удовлетворяют профессиональные запросы по определенной, общей для всех, важной теме, например: ГОСТы, социальная защита библиотекарей, ведение учетной документации. Групповые консультации могут быть напечатаны для рассылки в библиотеки.

ТРЕБОВАНИЯ

Вот основные требования, которые предъявляются к консультационной работе:
1. Актуальность тематики. Разумеется, ее не стоит предвидеть на годы вперед. Жизнь есть жизнь. Каждый ее день выдвигает новые задачи. Вот на них и следует в первую очередь ориентироваться в консультировании. К сожалению, и методические центры, и публикации в библиотечной печати демонстрируют в этом случае непростительную неповоротливость. Давно является актуальной и совершенно нерешенной проблема платных услуг. Однако библиотеки до сих пор не получили консультаций, как сделать платные услуги рациональными и выгодными для читателей и библиотеки. По теме отсутствуют добротные консультации, нет нормативной базы.
2. Адекватность содержания консультации ее теме. Увы, многообещающие названия консультаций далеко не всегда полностью соответствуют их содержанию.
3. Практическая направленность. Советы должны быть выполнимыми, реальными. Ведь главная задача консультации – помочь библиотекарю на деле, подсказать ему, как выполнить работу.
4. Ориентация. Тема консультации, ее содержание, манера подачи подготовленного консультантом материала должны быть рассчитаны на заданную аудиторию, на конкретного библиотекаря.
5. Доказательность позиции должна основываться на высоком теоретическом уровне, методической и технологической оснащенности изложения темы. Мысли консультанта необходимо подтверждать фактами, примерами, цифрами, графиками.
6. Лаконичность стиля автора консультации – одна из важнейших ее достоинств.
7. Ответственность библиотечных центров и профессиональной печати за тщательность подготовки и систематичность распространения консультаций по библиотекам должна быть очень высокой. Нет сомнений, что строгое соблюдение перечисленных здесь основных требований, предъявляемых к консультациям, позволит повысить их эффективность.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОПЕРАЦИЙ

Попытаемся порассуждать о том, как сделать кропотливый труд по составлению консультаций более рациональным, какова последовательность операций.
Главное – безошибочно выбрать или уточнить темы консультаций, адекватные ключевым запросам библиотек, и одновременно найти высококвалифицированных разработчиков каждой темы.
В обязанности разработчиков входят:
– подбор материалов по теме (литература, документы, факты, графические и статистические данные, яркие примеры);
– анализ автором консультации всего собранного материала, отбор из него самого ценного и доказательного;
– составление плана консультации;
– подготовка текста и тезисов для устной консультации;
– выступление в аудитории, либо размножение текста консультации для рассылки по школьным библиотекам или публикации.

СТРУКТУРА КОНСУЛЬТАЦИИ

В структуре любой консультации легко просматриваются четыре взаимосвязанные части.
Методическая, раскрывающая идеи, содержание, сущность проблематики избранной консультации.
Организационно-методическая. Принципиально это важнейшая часть любой библиотечной консультации. Ее назначение – исчерпывающе подробно описать всю механику работы и детально показать, каким образом выполнить советы консультанта по данной теме. Какие формы, методы, технологические, организационно-управленческие решения избрать школьному библиотекарю, чтобы добиться максимального эффекта, получить весомый конечный результат.
В этой же части целесообразно рекомендовать библиотекарям формы организации информационного и графического обеспечения консультации: выставки по теме, обзоры, индивидуальные беседы, плакаты и т.п.
И еще. Если консультант хочет, чтобы его советы, рекомендации достигли цели, а опыт пригодился библиотекарям, ему следует избегать категоричности утверждений. Его консультация должна подталкивать к многовариантности решений.
В одной консультации трудно исчерпать тему полностью. У слушателей или читателей всегда возникают потребности в дополнительных сведениях. Целесообразно поэтому всегда помнить и о третьей части консультации – библиографической (кратком списке рекомендуемых источников по теме).
И наконец, четвертая, завершающая часть консультации – ответы на вопросы аудитории.
Если консультант сумел провести встречу на высоком профессиональном уровне, публикация заинтересовала читателей, у аудитории всегда найдутся вопросы. Отклики аудитории – это четкий показатель, насколько консультация принята, усвоена или отвергнута. При отрицательной реакции, возможно, консультант не учел квалификацию аудитории, недостаточно осветил наиболее интересные для библиотекарей аспекты.
Желание библиотекарей что-то уточнить, конкретизировать свидетельствуют о неравнодушии к теме консультации.
Подводя итог, можно сказать, что консультации – это гибкая, оперативная и доступная форма методической работы, позволяющая в сочетании с другими формами повышать эффективность и качество сотрудничества методистов и библиотекарей.

§ 1.3 Перспективные формы методической помощи.

Во все времена научно- организационный отдел - это то место, куда обращаются коллеги за поддержкой и рекомендациями. Главное - помочь каждой библиотеке и ее библиотекарям найти свое место в едином библиотечном пространстве, вооружить профессиональными знаниями, защитить, научить, проконсультировать. Такая форма научно-методического труда как консультирование, считается дополнительным средством к другой, имеющей характер основной формы методической (семинар, конференция, командировка и т.д.) службы. Однако при кажущейся второстепенности консультации играют большую роль в популяризации инноваций, укреплении профессиональных знаний, приобретении навыков, передового опыта. В настоящее время консультирование, в частности дистанционное как разновидность, выходит на первый план в тех случаях, когда необходимо оказать оперативную и квалифицированную помощь из центра. По мере углубления и усложнения функций библиотек, обновления и обогащения опыта информационного обслуживания формируется широкая проблематика
консультационной работы. Она видоизменяется, подчиняясь задачам своего
времени. Сегодня методистам приходится решать множество правовых проблем, разъяснять, как выиграть грант, найти дополнительные источники
финансирования, где осуществить льготное комплектование, как организовать маркетинговую службу в библиотеке и т.д.

Дистанционное консультирование
В зависимости от назначения, формы подачи, конкретного адресата консультации подразделяются на индивидуальные, групповые, коллективные, а также устные, письменные. Подобная классификация условна, признаки одной разновидности могут сливаться с признаками другой. Так дистанционное консультирование может быть индивидуальным и групповым. При подготовке ответа методист вправе пользоваться (и должен) обстоятельной помощью специалистов всех структурных подразделений библиотеки, использовать необходимые источники поиска информации, что несомненно улучшит качество консультации. В то же время в основе дистанционного консультирования лежит оперативность предоставления информации и возможность осуществления сиюминутной обратной связи. Система обратной связи - это процесс обмена информацией. Как только потоки информации приостанавливаются, возникает нескоординированная деятельность методиста и обращающегося за помощью библиотекаря. Поэтому необходимо своевременно создать стройную систему регулирования обмена информацией. При решении этой задачи следует учитывать не только формальные, но и неформальные коммуникационные отношения. Если возникает необходимость в групповом консультировании - информировании однородной группы специалистов, то, используя технические средства связи (электронную почту, факс, Интернет и т.д.), дистанционное консультирование можно осуществить в считанные минуты. В научный обиход уже вошли такие термины как «методическое управление», «управление нововведениями», «управленческое консультирование». Дистанционное консультирование должно занять свое законное место, как в теории, так и в практике библиотечного дела.
Однако при любых информационных технологиях для методистов на первом месте все-таки остается личное общение. Конференции, семинары, встречи, устные консультации остаются в арсенале наиболее эффективных способов человеческого общения, несмотря на наличие телефона, телефакса и прочих технических средств связи. Информационное общество не может заменить традиционные формы человеческих коммуникаций. Но возможности дистанционного консультирования - реальный способ сиюминутного необходимого общения и помощи библиотекарю, ученому, находящемуся за тысячи километров от ЦНСХБ.
Вопрос состоит в том, каким образом библиотечная сеть может приспособиться к неизбежным инновациям. Информацию в электронной форме невозможно использовать без соответствующих технических средств, которыми необходимо оснащать библиотеки наряду с решением сугубо библиотечных задач.
Существуют и психологические преграды (незнакомое, непривычное часто вызывает негативную реакцию), а также более очевидные: недостаточное владение иностранным языком, неумение работать на компьютере и т.д. Таким образом, к дистанционному консультированию необходимо подготовиться. Многие ученые считают, что главная из предстоящих перемен - резкое повышение требований к уровню знаний методиста и, следовательно, необходимо обратить особое внимание на его обучение и повышение квалификации. Важно, чтобы профессиональные знания библиотечного работника покоились на культурном фундаменте: методист должен не просто реагировать на возникающие в обществе культурные потребности, но и предупреждать их.
и т.д.................

Библиографический список

1. Дригайло, В. Г. Основы управления библиотекой высшего учебного заведения: науч.-практ. пособие / В. Г. Дригайло, Е. В. Башун. В. Н. Волынец. – М. : Либерея, 2004. – 2004. – 328 с.

2. Суслова, И. М. Диверсификация библиотечного менеджмента: учеб. пособие / И. М. Суслова, В. В. Кармовский. – М.: Изд. МГУКИ, 2002. – 66 с.

3. Суслова, И. М. Менеджер библиотеки: требования к профессии и личности: учеб. пособие для вузов и колледжей культуры и искусств. – М.: Профиздат, 2000. – 144 с.

4. Суслова, И. М. Основы библиотечного менеджмента: учебник. – М.: Либерея, 2000. – 232 с.

5. Управление библиотекой: учебно– практ. пособие / Аверьянов А. С., Ванеев А. Н., Горев В. Г. – СПб.: «Профессия». – 2002. – 457 с.

(Шумакова В. И.)

Научно–методическая деятельность включает два самостоятельные части: методическая работа в коллективе библиотеки и оказание методической помощи библиотекам сети со стороны библиотек –методических центров.

Система методических центров построена по отраслевому и территориальному принципу. Выделяются методические центры федеральные, региональные и муниципальные.

Важнейшим принципом методической деятельности является принцип научности. Он означает, что все методи­ческие решения и рекомендации должны строиться на основе новейших достижений библиотечной теории, быть научно обоснованными и экспериментально проверенными, т. е. должны быть результатом научно-исследовательской деятельности методических центров по поиску и созданию новшеств, направленных на совершенствование работы библиотек, на преодоление противоречий в их деятель­ности.

Принцип активности заключается в том, что методи­ческие центры не должны ограничиваться пассивной помо­щью библиотекам по их запросам, а стремиться активно влиять на их работу через методические рекомендации, информацию о результатах НИР и передовом библиотеч­ном опыте и т.д.

Методическая деятельность должна быть направлена на совершенствование работы библиотек, на внедрение в их практику новых, прогрессивных форм и методов. Цель методического обеспечения заключается в том, чтобы всемерно помогать библиотекарям сделать их работу наиболее разнообразной, помочь каждой библиотеке найти «свое лицо».

Методические центры всю свою деятельность стро­ят с учетом специфики типов и видов библиотек, профес­сий, образования и практического опыта библиотечных работников, тех условий, в которых работает библиотека. Методические центры призваны оказывать помощь библиотекам по всем участкам и направлениям их работы.



Принцип непосредственной связи с библиотеками заключается в том, что методическое обеспечение должно строиться на основе непосредственного изучения работы библиотек, оказания им помощи на месте.

Принцип оператив­ности. Для совершенствования деятельности библиотек крайне важно оперативно выявлять недостатки и просчеты в работе и своевременно оказывать консультационно-методическую помощь, вовремя обеспечивать работу библиотеки методическими рекомендациями, способству­ющими качественному выполнению всех позиций ее плана.

Эффективность методического обеспечения тесно связана с его систематичностью и плановостью. Очевидно, что обе­спечить непрерывное совершенствование работы библиотек можно лишь на основе систематической и планомерной помощи библиотекам, а не путем отдельных, разрозненных методических мероприятий.

Методическое обеспечение функционирования библиотек и библиотечных систем включает несколько взаимосвязанных направлений: аналитическое, консультационно-методичес­кое, инновационное.

Одним из направлений является повы­шение квалификации и переподготовка библиотечных кадров.

В основе методического обеспечения работы библиотек лежит аналитическая деятельность, направленная на анализ состояния и развития как отдельных библиотек, так и биб­лиотечной сети в целом. Она основывается на методическом мониторинге, т. е. слежении за изменениями в деятельности библиотеки или сети библиотек в целях определения уровня их работы и принятия на этой основе методических решений, направленных на ее совершенствование.

На основе аналитической деятельности осуществляется консультационно-методическая помощь, имеющая своей целью оказание консультационной и практической помо­щи библиотекарям. Эта помощь базируется на принципе активности, т. е. осуществляется не только по просьбе биб­лиотекарей, которые в ней нуждаются, но и по инициативе библиотечных менеджеров (руководителей библиотек и методистов).

Важным направлением является инновационная дея­тельность, включающая поиск, разработку и исполь­зование новшеств, способствующих повышению эффек­тивности и качества деятельности библиотек.

В процессе методического обеспечения библиотечной деятельности реализуется ряд функций, которые находятся в тесном взаимодействии, представляя в совокупности систему методического влияния на работу библиотеки или сети библиотек.

Ведущее место в методическом обеспечении принадлежит информационной функции, направленной на своевременную и полную библиографическую и фактографическую инфор­мацию библиотекарей на базе методического мониторинга о достижениях современной библиотечной теории и практи­ки, о всем новом, что появляется в библиотечном деле.

Значение педагогической функции определяется тем, что методические центры призваны осуществлять обуче­ние библиотечных работников. В основе ее лежит повышение квалификации и переподготовка библиоте­карей, содействие их непрерывному образованию. Осущес­твление этой функции предполагает охват всех групп и категорий библиотекарей, дифференцированный подход к повышению их квалификации, последовательность и преемственность в обучении, использование различных форм повышения квалификации, в том числе и самообразования, повышение качественного уровня обучения библиотечных кадров.

Организационная функция предполагает включение в методическое обеспечение не только консультационно-информационной деятельности, но и практической помо­щи библиотекарям в реализации методических рекоменда­ций. Она особенно ярко проявляется в общении библиотечных менеджеров (руководителей библиотечных коллективов и методистов) с библиотекарями. Именно через эту функцию реализуется активное влияние на библиотечную практику, на освоение библиотеками новшеств.

Научно-исследова­тельская функция, так как в последние годы в методической деятельности произошли существенные перемены, связанные с повышением роли научных исследований в развитии библиотечной практики, с изменением соотношения научно-исследовательской и методической работы, что обусловлено тем, что уровень советов и рекомендаций во многом определяется глубоким исследованием как существу­ющей библиотечной практики, так и перспектив ее развития.

Методист - это не администратор, не представитель власти в учреждении, а прежде всего специалист, помогающий педагогу найти свое предназначение. Основная составляющая его деятельности заключается в организации и реализации такой помощи.

Консультативно-методическая помощь

Аннотация

Этот материал поможет методисту дополнительного образования найти новые направления организации методической помощи педагогам. Сделанная автором подборка приемов консультирования будет полезна также школьным заместителям директоров по УВР и методистам дошкольных учреждений .

Методическая помощь это оперативное и перспективное реагирование методиста на запросы и потребности детских коллективов, педагогических кадров, методистов системы дополнительного образования детей школ и дошкольных учреждений . Методическая помощь осуществляется различными средствами – консультированием, методическим руководством, методическим обеспечением и т.д.

Консультативная деятельность методиста – одно из важнейших направлений работы, она напрямую касается повышения профессионального мастерства педагогов учреждения и социума. Методист может дать консультации по заранее запланированным темам, а также подготовить методический материал по запросам. Это могут быть подготовленные тематические папки, сборники рекомендаций по конкретному вопросу и, наконец, живое общение с педагогом.

Давайте разберёмся, какие виды консультаций можно, а главное, нужно предложить педагогам?

Тематическая консультация позволяет глубоко, разносторонне рассмотреть определенный вопрос, обстоятельно раскрыть существо темы. Как правило, тематические консультации планируются методистом заранее и вносятся в перспективное планирование (см. перспективный план, п.2 раздел ) Возможно проведение цикла тематических консультаций в начале учебного года для различных категорий педагогических кадров. Тематические консультации могут включаться в программу обучающих семинаров. При подготовке к тематической консультации методист подбирает наглядные пособия, методический материал.

Приведу пример нетрадиционного вида тематической консультации: консультацию проводит не методист или руководитель отдела, а педагог, да, да, именно педагог! Подойдет любая актуальная тема, например, «Формы и методы контроля на занятии в образовательном объединении». Проведение консультации можно предложить либо наиболее опытному и компетентному в данном вопросе педагогу, либо, наоборот, тому, кто испытывает трудности в этой области. Во втором варианте в процессе подготовки к консультации педагог изучает подобранную методистом литературу, выясняет трудные вопросы темы. Он начинает апробировать на практике изученные методы и приемы и потом уверенно проводит консультацию для коллег. Таким образом, решая свою собственную профессиональную проблему, педагог параллельно консультирует своих коллег. Так работает обратная связь, т.е. активное включение педагогов в воспроизведение, изучение и закрепление материала.

Текущая консультация проводится систематически по различным вопросам, возникающим у педагогических работников в ходе их профессиональной деятельности. Она даёт возможность получить нужную информацию по очередным повседневным вопросам, возникающим в практике воспитательной работы. Для проведения текущих консультаций методисту целесообразно в плане работы выделить специальное время (см. перспективный план, п.3 раздел Консультационно-методическая помощь ).

Текущая консультация возникает, в основном, по итогам посещений учебных занятий методистом, при выявлении проблем или затруднений, либо по вопросам, возникающим у педагогических работников в ходе их деятельности.

Оперативная консультация проводится по инициативе методиста, администрации, педагогов в ходе организации и проведения конкретных мероприятий. Компетентность методиста проявляется в мгновенной реакции на допущенные просчеты и в оказании незамедлительной помощи. Оперативные консультации, как правило, не планируются, они могут проводиться по инициативе методиста (например, как реакция методиста на замеченную во время посещения занятий ошибку в организации образовательного или воспитательного процесса, конкретных дел).

Примером может быть оперативное консультирование педагога в процессе подготовки к конкурсу или аттестации по следующим вопросам: как писать самоанализ педагогической деятельности, что должно быть отражено в его содержании, как он может быть связан с темой конкурса, каким языком должен быть написан и т.д. Здесь для проведения консультации можно подключать психолога с целью формирования у педагога умений работать с аудиторией, проявляя свои коммуникативные навыки при публичном выступлении, умений быстро адаптироваться к новой для педагога конкурсной ситуации, быстро устанавливать контакт с коллегами и детьми.

Интересные виды консультаций приводит Т.А. Дужик, старший воспитатель МОУ «СОШ №8 им. А.С. Пушкина» (г. Прохладный) в статье «Использование различных форм методической работы с педагогами для повышения эффективности внедрения современных педагогических технологий» (http://uo-prohladny.narod.ru/novosti/logoped/opit.htm)

Консультация-практикум предполагает устное изложение материала для слушателей по освоению какой-то методики, технологии. После прослушивания педагогам предлагается выполнить задания самостоятельно, например, подготовить наглядное пособие или диагностический материал, провести игру, разработать конспект занятия и т.д.).

Такой вид консультации можно провести, например, с целью формирования ИКТ- компетенций педагога по таким темам, как сервисы и ресурсы Интернета: основы поиска и отбора информации; телекоммуникационные проекты — поддержка работы учащихся средствами ИНТЕРНЕТА; проектирование и создание электронных учебных материалов.

Консультация-тренинг устное изложение материала сочетается свыполнением упражнений, направленных на развитие, формирование, коррекцию у педагога необходимых профессиональных качеств. Такие консультации могут проводиться по по развитию коммуникативных навыков, по созданию благоприятной развивающей среды, эмоционального комфорта, снятия напряжения и стрессов и др.

Консультация-инструктаж. Чтобы определить, способству­ет ли консультация повыше­нию квалификации, насколько педагоги понимают обсуждае­мую проблему, используются активные методы обратной связи, к которым относится экспресс-тестиро­вание, или экспресс-опрос. Для этого наиболее подходит работа с перфокартами или тестовыми заданиями. Перфокарта или тестовое задание имеют варианты ответов по обсуждаемой теме. Каждый выбирает правильный, на свой взгляд, от­вет и отмечает его в перфокарте. Затем проводится проверка. Педагог, выполнивший правильно все задания, получает допуск к новому оборудованию, использованию новых компьютерных программ в работе с детьми и т.п.

И снова о перспективном планировании. После приобретения определённого опыта методической работы вы вдруг обнаружите, что в вашем учреждении, оказывается, существуют категории работников, которые нуждаются в особой помощи методиста и тогда ваше перспективное планирование однозначно должно расшириться.

Мы приводим пример плана, предложенный Н.В. Немовой в книге «Методическая служба в школе. Учебно-методическое пособие – М.: Педагогическое общество России, 2007:

Особенности планирования

Молодые специалисты

· организация обучения у опытных педагогов;

· организация посещения учебных занятий;

· помощь в разработке программно-методического обеспечения ОП;

· организация обучающих семинаров;

· создание благоприятных условий для активного включения в деятельность ОУ;

· другое

Вновь пришедшие специалисты

· знакомство с целями и задачи деятельности ОУ;

· изучение уровня мастерства, достигнутого педагогом;

· выявление профпроблем и разработка программ профроста;

· другое

Участники инновационных процессов

· прогнозирование проблем, которые могут быть решены в ходе применения новых технологий, и прогнозируемые результаты;

· помощь в изучении теории, на которую опирается данная образовательная технология;

· другое

Немаловажное значение во всех разнообразных подходах к теории и практике консультирования имеют индивидуальная и культурная эмпатия, наблюдательность методиста, его оценка личности и социальной среды, применение методов позитивного роста и развития: психологического тренинга, индивидуальных бесед, решений педагогических ситуаций, коучинг и др.

В завершение данной статьи хочется обратить внимание на примерные проблемы, которые могут возникнуть в ходе различного рода консультирования:

— отсутствие системы работы в этом направлении в учебном заведении;
— ожидание педагогов готовых рецептов решения проблем;
— отсутствие поддержки в этом вопросе со стороны администрации;
— собственная инерция педагогов;
— недостаточный уровень оперативного информирования по вопросам методической деятельности и педагогического анализа;
— недостаточный уровень подготовки методистов, отсутствие специальной базовой подготовки методиста.

В следующей части практических советов — создание методической продукции.

2. ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА И ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Методическая помощь – это оперативное и перспективное реагирование методиста на запросы и потребности детских коллективов, педагогических кадров, методистов системы ДОД школ и дошкольных учреждений. Методическая помощь осуществляется различными средствами – консультированием, методическим руководством, методическим обеспечением и т.д.

Тематическая консультация позволяет глубоко, разносторонне рассмотреть определенный вопрос, обстоятельно раскрыть существо темы. Как правило, тематические консультации планируются методистами заранее и вносятся в перспективное планирование. Тематические консультации могут включаться в программу обучающих семинаров. При подготовке к тематической консультации методист подбирает наглядные пособия, методический материал.

Текущая консультация проводится систематически по различным вопросам, возникающим у педагогических работников в ходе их профессиональной деятельности.

Консультация-оперативка проводятся по инициативе методиста, администрации, педагогов в ходе организации и проведения конкретных воспитательных дел. Компетентность методиста проявляется в мгновенной реакции на допущенные просчеты и в оказании незамедлительной помощи.

Наставничество используется в работе с молодыми специалистами ОУДОД, а также при освоении результативного педагогического опыта. В основе этого вида помощи находятся данные проблемного самоанализа деятельности педагога, анализа процесса и условий апробации новых методик, образовательных программ и т. д.

В практике ОУДОД сложились следующие традиции по ведению методической документации по консультативным вопросам: в методическом кабинете, отделе методисты ведут записи в «Журнале консультативной помощи педагогическим работникам» по форме: виды оказываемой консультативной помощи; Ф. И. О. методического работника, проводящего консультацию; Число, месяц, год проведения консультации; Ф. И. О. педагогического работника, принимающего консультацию; отзыв педагогического работника о полученной консультации, заявка на следующую тематическую консультацию; роспись педагогического работника (консультируемого) в журнале; роспись методиста (консультанта) в журнале.

Методическое руководство выражается в четком определении методистом совместно с педагогическими работниками перспективных и конкретных целей совместной творческой деятельности, соответствующих способов их достижения, намечает этапы и порядок организации образовательной деятельности, разрабатывает критерии и показатели результативности образовательной деятельности, осуществляет контроль за выполнением программ и планов работы. Анализирует ход выполнения Программы развития ОУДОД.

Методическое обучение – это участие методиста в создании и работе методических объединений в ОУДОД и общеобразовательной школе, это – создание педагогических мастерских, проблемных семинаров, дискуссионных клубов, творческих лабораторий в ОУДОД. Данные средства деятельности позволяют повысить профессиональную компетентность педагогических кадров, пополнить методический фонд, издательскую деятельность.

Эти и другие средства методической помощи наиболее эффективно реализуются в следующих формах методической деятельности:

ü теоретические семинары (доклады, сообщения);

ü семинары-практикумы (доклады, сообщения);

ü диспуты, дискуссии («круглый стол», диалог-спор, дебаты, форум, симпозиум, «техника аквариума», «панельная дискуссия», кассета «идей» и др.);

ü «деловые игры», ролевые игры, занятия-имитации; занятия-панорамы,

ü лектории ученых-дидактов, психологов, социологов, логопедов и врачей;

ü обсуждение современных новейших методик, технологий, достижений психолого-педагогической науки;

ü в обсуждение отдельных открытых, взаимопосещенных занятий, мероприятий или их цикла;

ü обсуждение методов диагностики развития детей;

ü разнообразные выставки, отчеты по самообразованию (доклады, рефераты, разработки занятий, изготовление дидактических и наглядных пособий; выставки лучших детских работ;

ü обсуждение результативного педагогического опыта и рекомендации к его распространению и внедрению;

ü конкурсы «Лучший методист ОУДОД», «Лучший педагог дополнительного образования года»;

ü педагогические чтения, научно-практические конференции и др;

Обобщение педагогического опыта

Обобщение педагогического опыта – это вид методической деятельности, который предполагает выявление, выбор, изучение, обобщение, формирование и дальнейшее систематизированное описание опыта высокопрофессиональным методистом и глубокое изучение какого-либо конкретного положительного педагогического опыта либо учреждения, либо одного педагогического работника или группы единомышленников в ОУДОД.

Обобщение опыта – это научный метод изучения и анализа состояния практики, выявления новых тенденций, рождающихся в творческом поиске педагогов, эффективности и доступности рекомендаций науки. Изучается: массовый опыт (для выявления ведущих тенденций), отрицательный опыт (для выявления характерных недостатков и ошибок), передовой опыт, найденный в массовой практике.

В основе деятельности эксперта (педагога, методиста) заложено, прежде всего, осмысление, обоснование, анализ и обобщенное систематизированное описание педагогического опыта. При выборе педагогического опыта и его дальнейшего изучения эксперту необходимо обоснование обстоятельств, свидетельствующих о наличии такого опыта (длительное изучение реальной практической деятельности педагога, программно-методических материалов программ воспитательной деятельности, свидетельствующих о высокой и устойчивой результативности образовательно-воспитательного процесса в учреждении или детском творческом объединении на протяжении ряда лет).

Важным этапом в ходе изучения педагогического опыта является постановка четкого целеполагания дальнейшего обобщения. Эксперт должен сделать прогноз и аргументацию ценностей предстоящего обобщения. Обобщить – это вывести и сформулировать основные идеи, на которых базируется конкретный педагогический опыт. Не менее важно обосновать актуальность, продуктивность и перспективность выявленных идей, раскрыть условия, при которых возможна их реализация. Эксперт должен стремиться к выявлению объективных закономерностей творческого использования и развития конкретного педагогического опыта.

Процедурную сторону обобщения педагогического опыта составляют конкретные приемы, методики, способы обработки и описания полученного результата.

Основным методом первичного изучения опыта является самодиагностика педагогом своей профессиональной деятельности (результативность образовательной программы, результативность воспитательной деятельности, профессиональная компетентность и т.д.). Эксперт должен ознакомиться с индивидуально-авторской или экспериментальной образовательной программой педагога, представляющей собой оригинальную методическую разработку, в которой дается обоснование новизны, актуальности новых концептуальных положений по одной из образовательных направленностей (художественно-эстетическая, культурологическая, социально-педагогическая, научно-техническая, туристско-краеведческая, эколого-биологическая и др.).

В образовательной программе должен присутствовать раздел «Управление образовательной программой (по этапный контроль и результативность). Обычно, образовательные программы такого типа снабжены богатым учебно-методическим комплексом, раскрывающим технологические особенности программы. Педагог дополнительного образования также может представить на рассмотрение эксперту программу воспитательной деятельности детского творческого объединения, составленную на основе Концепции и Программы развития, Воспитательной системы данного ОУДОД. Для объективной оценки результативности деятельности педагога эксперт или инициативная группа могут составить примерный план обследования научно-методической, образовательной и воспитательной деятельности данного педагога.

Методы изучения педагогического опыта: посещение занятий по предварительному согласованию с педагогом; анализ посещенного занятия по предложенной схеме; анкетирование; выявление нового; беседа-опрос; наблюдение; тестирование; анализ продуктов творческой педагогической деятельности.

Обобщение передового опыта начинается с его описания на основе наблюдения, бесед, опросов, изучения документов. Далее проводится классификация наблюдаемых явлений, их истолкование, подведение под известные определения и правила. Более высокий уровень анализа предполагает установление причинно-следственных связей, механизма взаимодействия различных сторон учебного процесса, уяснение внутренних закономерностей достижения успеха в обучении и воспитании. От описания опыта необходимо переходить к его анализу, выявлению типичного в деятельности педагога-новатора. Например, последовательное обобщение результативного педагогического опыта преодоления неуспеваемости в школах Ростовской области показало, что полученные результаты были следствием комплекса мероприятий, связанных с оптимизацией содержания, средств и методов обучения, сочетанием коллективной и индивидуальной работы в классе, с усилением воспитательного потенциала обучения, творческим характером учебных задач.

Критерии выбора педагогического опыта для обобщения:

ü результативность педагогической работы педагога (высокие и устойчивые результаты в образовательной и воспитательной деятельности на протяжении ряда лет);

ü актуальность и социальная значимость педагогической деятельности (в достижении цели и решении образовательно-воспитательных задач, в содержании педагогической, методической и управленческой деятельности);

ü учет здоровьесберегающих систем в образовательном процессе;

ü научные основы педагогического опыта (научные концепции, теории, положения, методики, в развитии которых проводился педагогический эксперимент, нарабатывался педагогический опыт);

ü новизна педагогического опыта (новое содержание, формы, педагогические технологии).

ü успешное применение известных научных методик и положительного педагогического опыта.

ü рационализация отдельных сторон педагогического, методического, управленческого труда;

ü воспроизводство с элементами модификации положительного педагогического опыта в новых педагогических условиях.

Если обобщаемый опыт ориентирован на режим развития, рекомендуется разработать параметры и критерии, адекватные требованиям, предъявляемым к самоорганизуемой педагогической деятельности. В этом контексте критериями, т.е. мерилами оценки качества актуальности, результативности, новизны и т.д., могут выступать различные уровни:

ü самостоятельности, компетентности, профессионализма, продуктивности, самообразованности;

ü умений реализовывать концептуальные основы и. принципы педагогической синергетики;

ü способности заменять или пересматривать ценности, влияющие на отбор содержания образования;

ü своеобразных позиций: инновационные моменты, наличие высокого профессионализма и специального мастерства (педагогического почерка) педагога.

В целом положительный педагогический опыт должен соответствовать синергетическим критериям: открытости (не содержит однозначной аксиоматичности), дополнительности (ориентирован на возможность быть дополненным субъективными смыслами воспитанников), субъектности (ориентирован на актуализацию внутренней, творческой активности детей, а не только педагога), диалогичности (содержит основания для возникновения диалога).

Критерий концептуальности – способность педагога придавать субъектам обучения характеристики открытости, неоднозначности, дополнительности, контекстности открытий, нелинейности, личностных смыслов и т.д.

Критерий открытости ориентирует на представление в материале открытых для дополнения, неустоявшихся, неравновесных, парадоксальных (феноменальных) фактов, не имеющих однозначной трактовки. Способ их познания – критическая рефлексия – позволяющая производить обращение к смыслотворчеству субъектов обучения вместо механического заучивания.

Критерий проблемности проявляет осмысленное отношение к ценностям умений. Содержательный акцент приходится на формирование проблемных представлений об умениях творческой деятельности и опыте их применения. В их основе – развитие умений критичного оценивания, рефлексии, самостоятельного мотивирования, поиска и обнаружения противоречий, дополнения собственными значениями различных смыслов умений и т.д.

Параметрами оценки и обобщения могут служить такие показатели, как:

ü концептуальность мышления, проявленная в построении и преобразовании содержания материала;

ü разработка вариативных сценариев одного и того же занятия;

ü соблюдение условий обеспечения взаимодействия в педагогической деятельности: признание прав обучающегося на собственную точку зрения и ее защиту; умения слушать и слышать воспитанника; готовность взглянуть на предмет изучения с позиций обучающегося; способность к сочувствию и сопереживанию;

ü умения создавать условия для проявления ценностно-эмоционального и ценностно-смыслового отношения обучающегося к изучаемому материалу, представленные в умениях педагога востребовать эти отношения в процессе занятий;

ü умения востребовать "обыденные" пояснения детьми собственных, допрофессиональных и интуитивных пониманий смысла представляемых педагогом действий, приемов, способов творческой деятельности;

ü умение обращаться к источникам существования парадокса (представление материала, как феномена, со свойствами нелинейности, проблемности, открытости, бесконечности и т.д.);

ü умения резонансно воздействовать на протекание учебного процесса, направлять его на возникающее целое, владение средствами максимального расширения творческого поиска, активного допущения нестандартных действий и идей, способами инициирования процессов самодостраивания субъектов обучения;

ü открытость и диалогичность личности педагога, способность к сочувствию и сопереживанию и т.д.

Формы представления положительного педагогического опыта: сборники; учебно-методические пособия; тематические выставки; статьи; видеофильмы; кинофильмы; картотеки.

3. ВИДЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ

Методисты и педагоги дополнительного образования оформляют результаты своей деятельности в трех основных видах методической продукции:

1. информационно-пропагандистской,

2. организационно-инструктивной

3. прикладной.

1. Информационно-пропагандистская методическая продукция содержит сведения, подлежащие распространению, разъяснения приемов и методов, анализ опыта, описания педагогических технологий, ориентирует в текущих событиях, пропагандирует наиболее важные и актуальные направления педагогической деятельности.

Методическое описание содержит простое изложение проведенного воспитательного дела, увиденного события или средств его проведения. Часто повествование идет от первого лица, присутствуют личные впечатления, эмоции. Требование к методическому описанию - подробное описание и разъяснение события, действия.

Предположим, методист описывает ход интеллектуальной игры «Дебаты»: подробное описание состава команд игроков (название команд, возрастной состав, психологический настрой на предстоящую игру и т. д.); поэтапное описание " разминки-приветствия капитанов двух команд, личное впечатление методиста от увиденного приветствия, возможные замечания, корректировки и т. д.; подробное описание технологических аспектов основного хода интеллектуальной игры "Дебаты".

Аннотация - это краткое изложение сути, содержания и главных особенностей книги, методического пособия, разработки, сведений об авторе. Аннотация раскрывает назначение данного материала. В ней обязательно указывается, кем и где может быть использована эта методическая работа, книга. В методической службе аннотация применяется и для самообразования, при подготовке к личной аттестации.

Информационный плакат позволяет ознакомить широкий круг людей с предстоящими событиями любого типа или итогами их проведения. Как правило, он предназначен для всеобщего обозрения, поэтому размер, оформление плаката должны быть соответствующими. Информационные плакаты могут также рекламировать и пропагандировать печатные издания из опыта работы, информирующие об адресах этого опыта, календарные планы работы детских объединений ОУДОД и т.д.

Информационно-методическая выставка организуется с целью ознакомления и пропаганды методической литературы или рукописных методических материалов (в том числе из опыта работы). Выставка может быть посвящена определенной теме, рассказывая об опыте работы того или иного педагогического коллектива или педагога, может также знакомить с новинками научно-методической и педагогической литературы.

Выставка может быть:

1) стационарная, работающая в течение долгого времени;

2) временная, действующая накануне праздников или по итогам учебного года;

3) передвижная, фонд которой можно вывезти в дошкольное образовательное учреждение, в школу, в детский оздоровительный лагерь и т. д.

В своей структуре методическая выставка имеет: название, точно отражающее тему выставки, ее назначение; адресат; разделы выставки.

НАПРИМЕР, информационно-методическая выставка: Тема выставки: «Интеграционное пространство Центра дополнительного образования детей»; адресат: педагогические и детские коллективы системы ДОД и общеобразовательной школы; разделы выставки: Интеграция общего и дополнительного образования детей (Области интеграции: «Образование», «Творчество», «Досуг», «Социальная практика», «Управление») и т. д.

Реферат - самая объемная из всех работ описывающего характера. Реферат - это краткое изложение в письменной форме содержания одной или нескольких книг, статей, научных работ, а также критический обзор источников. Это итог углубленной самостоятельной работы над определенной темой. Реферат должен отражать и точку зрения автора на рассматриваемую проблему, накопленный результативный опыт. Реферат не содержит поучительных аннотаций, а описывает имеющийся материал. По характеру информации он носит информационно-аналитический или пропагандистский характер, привлекает внимание к актуальным темам и проблемам. Педагогический работник в реферате демонстрирует теоретические и практические навыки по определенной проблеме; показывает умение изучать, систематизировать и структурировать материал; обобщать и делать выводы.

Примерная структура реферата:

ü введение (содержит краткий анализ избранной проблемы, обоснование актуальности; во введении определяются предмет, цели и задачи предстоящего исследования, описываются методики и технологии исследования);

ü теоретическая часть (содержит анализ концептуальных положений по избранной проблеме, анализ первоисточников; раскрывает научное состояние проблемы, ее новые аспекты, требующие дальнейшего углубленного изучения и т. д.);

ü практическая часть (включает авторские разработки, описание позитивных, негативных результатов самостоятельной исследовательской деятельности, педагогические технологии и т.д.). Эта часть обычно бывает большой по объему и содержит ряд разделов.

ü заключение (содержит определенные выводы по результатам проведенного исследования);

ü библиография;

ü приложения (прикладная методическая продукция по итогам исследовательской и педагогической деятельности)

2. Организационно-инструктивная продукция предлагает, указывает, разъясняет цели и порядок действия, технологии и методики организации образовательного процесса, проведения мероприятий, акций, демонстрирует возможные приемы и формы организации массовых дел.

Инструктивно-методическое письмо включает указания и разъяснения, вытекающие из нормативного документа вышестоящей организации: определяет круг функций и деятельности педагога или педагогического коллектива по выполнению решений вышестоящих органов, раскрывает более полно содержание нормативных документов, положений, приказов, однако, без разъяснения частных методик и рекомендаций. Как правило, инструктивно-методическое письмо составляется вышестоящими организациями и адресовано одной или нескольким категориям работников. Руководителям ОУДОД направляются региональные инструктивные письма обычно из государственных органов управления образованием, на основании этих писем может быть разработано учрежденческое инструктивно-методическое письмо для соответствующих категорий педагогических работников.

Методическая записка дает пояснения к методическим материалам, изложенным более сжато (планам, графикам, таблицам, схемам). Методическая записка должна дать ответ на следующие вопросы: какие задачи решаются данной методической работой; кому она адресована; на основании каких документов, фактов, составлена методическая работа; какова система изложения материала.

Методическая памятка содержит краткие, самые важные сведения о выполнении каких-либо операций или осуществлении каких-либо функций. Наиболее распространенный вид методической продукции, позволяющий в сжатой форме дать алгоритм действий, круг обязанностей, перечень советов. Памятка невелика по объему, обычно не более 1 листа, имеет точного адресата в виде краткого обращения или просто названия. Изложение материала лаконично, без повторений, как правило, по пунктам.

Методические рекомендации - методическое издание, содержащее комплекс кратких и четко сформулированных предложений и указаний, способствующих внедрению в практику наиболее эффективных методов и форм обучения и воспитания. Методические рекомендации разрабатываются на основе изучения или обобщения опыта учителей школ или проведенного исследования. Создаются для оказания помощи педагогическому коллективу, педагогу в выработке решений, основанных на достижении науки и результативного педагогического опыта с учетом конкретных условий и особенностей деятельности данного педагогического коллектива, педагога. Раскрывают одну или несколько частных методик, выработанных на основе результативного педагогического опыта. Их задача – рекомендовать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий, применительно к определенной группе лиц или мероприятий (воспитательных дел, деятельности). В методических рекомендациях обязательно содержится указание по организации и проведению одного или нескольких конкретных дел, иллюстрирующих методику на практике. Рекомендации имеют точный адрес.

Вступительная часть – пояснительная записка, где обосновывается актуальность, необходимость данных рекомендаций, дается краткий анализ положения дел по данному вопросу, указывается адрес, разъясняется, какую помощь призвана оказать настоящая работа.

Методические указания по решению организационных вопросов. Примерные варианты проведения с советами как лучше сделать, на какие трудные моменты обратить внимание, какие технические и др. средства использовать и т.д. Описание перспективы результатов рекомендованного, какие задачи поможет решить, какое конкретное действие окажет на участников, чему научит. Здесь же дается краткое перечисление других форм работы, способных закрепить образовательный эффект, развить приобретенные навыки.

Методические рекомендации содержат список рекомендованной литературы по данной теме, список использованной литературы при подготовке данной работы, а также Ф. И. О. автора, год написания, внутреннюю рецензию, выданную Методическим советом ОУДОД, группой специалистов и т. д.

Методическая разработка – комплексная форма, включающая в себя рекомендации по планированию, организации и проведению отдельных массовых мероприятий, методические советы, сценарии, планы выступлений, выставок и т.д. Помогает лучше понять теоретические идеи и практические возможности рекомендованного материала. Примерная схема методической разработки: название разработки; название и форма проведения мероприятия; пояснительная записка, в которой указываются цели и задачи, предлагаемые методы, возраст детей, на которых рассчитано мероприятие, условия для его проведения; оборудование, оформление (технические средства, варианты текстов, плакатов); методические советы на подготовительный период; сценарный план, ход проведения; сценарий, где соблюдаются все композиционные, сюжетные части; методические советы организаторам и постановщикам (на какие особо важные моменты следует обратить внимание, каких ошибок необходимо остерегаться, где лучше проводить и т.д.); методические советы на период ближайшего последействия (как подвести итоги, какие дела провести для закрепления полученного результата и т.д.); список использованной литературы: Ф. И. О. автора разработки, должность, место работы.

Тематическая папка объединяет:

ü нормативные документы, определяющие деятельность в данном направлении;

ü прикладную методическую продукцию;

ü разработки конкретных дел, сценарии проведенных мероприятий;

ü материалы из опыта работы;

ü библиографию;

ü приложения (дидактический материал).

В методических отделах, методических кабинетах ОУДОД накапливается фонд методических материалов. Методисты создают тематические папки по всем образовательным направленностям, существующим в конкретном учреждении.

Например, рассматриваемое образовательное учреждение имеет статус «Центр дополнительного образования детей», соответственно реализующий 4 образовательных направленности: художественно-эстетическое, туристско-краеведческое, эколого-биологическое и социально-педагогическое. Поэтому в методическом отделе ЦДОД создаются тематические папки по декоративно-прикладному искусству, по музыкально-эстетическому искусству, по эколого-биологической и социально-педагогической деятельности.

Тематическая папка по декоративно-прикладной деятельности может содержать следующие методические материалы:

ü должностные инструкции методистов, курирующих Декоративно-прикладную направленность;

ü положения о проведении конкурсов мастерства, выставок народного и декоративно-прикладного искусства праздников и др.;

ü методические рекомендации по проведению праздника народных ремесел: «Ярмарка художественных ремесел донского края», выставок-демонстраций «Старинные женские и мужские казачьи костюмы», «Каргопольская народная игрушка», «Орнаменты Семикаракорской росписи» и др.;

ü сценарные планы и сценарии праздников, конкурсов, досугово-развлекательных мероприятий;

ü диагностические и обучающие методики для педагогов декоративно-прикладного отдела.

Образовательная программа - это нормативный документ, отражающий концепцию педагога в соответствии с заявленными целями деятельности, условиями, ресурсным обеспечением, специальным содержанием, методами и технологией достижения гарантированных положительных результатов. Это - индивидуальный образовательный маршрут обучающегося, пройдя который он может выйти на тот или иной уровень воспитанности, обученности, прогнозируемый педагогом-разработчиком.

3. Прикладная методическая продукция - вспомогательный материал, дополняющий, иллюстрирующий, более полно раскрывающий тему, отраженную в других видах методической продукции.

Сценарий – самый распространенный вид прикладной методической продукции. Сценарий – это конспективная, подробная запись праздника, любого дела. В сценарии дословно приводятся слова ведущих, актеров, тексты песен. В ремарках даются сценические указания: художественное оформление, световая партитура, движение участников на сцене и т.д.

Примерная схема сценария:

Название (сценарий праздника «Школьные годы чудесные!»); адресат; цели и задачи; участники, реализующие сценарий, действующие лица; полный текст выбранного сценария; использованная литература.

Сценарий снабжается методическими советами, ремарками. Педагогу предоставляется возможность использовать сценарий не буква в букву, а разрабатывать собственные варианты, не повторяя ошибок.

Сценарий может содержать устойчивые элементы, являющиеся основой формы праздничного действия:

ü церемониал – торжественная церемония, яркий праздник (открытие, закрытие, награждение, вручение дипломов, грамот, призов участникам). Организаторам праздников необходимо четко соблюдать правила и условности, на которых строится церемония: подбор и распределение музыки, общий стиль формирования (расстановка участников, как элемент стиля, интонация, речь, темп).

ü театрализация – речь идет не о спектакле, а о драматическом действии, представлении. Основные условия театрализации – это не сцена, а наличие драматургии, сюжетного хода, игровых ролей;

ü возможность общения – организаторы стремятся устроить все так, чтобы у приглашенных людей была возможность поговорить друг с другом до начала и по окончании торжественной части праздника;

ü атмосфера приподнятости, возбуждения – одновременно является условием и результатом успешного воплощения сценарного замысла. Особенностью праздничной атмосферы является то, что праздник всеми участниками переживается как бы на уровнях: «с собой», «с другими / всеми участниками», «через рассказ».

Тематическая подборка необходима при накоплении материалов для написания рекомендаций, сценариев. Это может быть подборка стихов, песен, игр, описание КТД цитат, поговорок, фотографий, рисунков и т.д. на одну определенную тему. Тематическая подборка оформляется в папку для бумаг, в скоросшиватель, в альбом, в большие конверты или в др.

Картотека – систематизированное в алфавитном порядке (как правило – по темам или направлениям) собрание карточек со сведениями и материалами по методической работе. Картотеки могут быть: методической литературы; газетных и журнальных статей; методических разработок; медиатека; видеотека, фонотека; игр; поговорок; цитат и др. Картотека состоит из специальных каталожных карточек, заполненных по определенной схеме. По форме каталог может представлять собой либо каталожные карточки, объединенные в картотеку, либо просто линейный текст, либо папку-скоросшиватель с подборкой материалов.

Методическая тема (проблема) – это конкретное направление, связанное с изучением и разработкой методических аспектов определенной проблемы, предмет методического исследования. Выбор методической темы обусловлен личным практическим педагогическим опытом методистов, педагогов, потребностями субъектов взаимодействия, спецификой работы. Этапами работы могут быть: выбор и обоснование темы, определение целей и задач, составление плана; отбор форм и методов работы над темой; накопление, систематизация и анализ теоретического и практического материала по теме; экспериментальная проработка материала, конструирование опыта; выпуск методической продукции; определение значения наработанного и сферы его применения.

При разработке годового плана методической деятельности многие педагогические коллективы ОУДОД в начале учебного года определяют методическую тему, над которой будут работать в течение всего года. Например, «Овладение принципами программно-методического обеспечения в ОУДОД», «Определение качества образовательно-воспитательной деятельности в ОУДОД»

Документация учебно-методической продукции включает разработку учебных планов, образовательных программ, учебно-методических пособий, предназначенных для внедрения в систему дополнительного образования детей.



Учебного предмета и методики его изложения на соотнесение учителем своих методических действий с их влиянием на учащегося. Для обеспечения соответствия методической деятельности учителя современным требованиям необходимо методическую подготовку связать с личностно ориентированным обучением на различных этапах непрерывного образования и обеспечить ее преемственность, поскольку, во-первых, каждый...


... ─ последовательность макрокоманд ─ машинных процедур, которые заменяют определенную ручную последовательность операций, производящихся при работе в приложении . 2. База данных научно-методической деятельности преподавателей 2.1 Краткое описание предметной области При разработке базы данных использовалась информации о преподавателях и студентах, их деятельности. На основе...

Опираясь на основные положения теории менеджмента (т.е. методическая деятельность - это управление на основе теории менеджмента). 3. Методологические и правовые основы научно-методической деятельности в условиях библиотеки Научно-методическая служба ориентирована на потребности и запросы определенных групп пользователей, исходит из возможностей конкретного библиотечно-информационного...

Что методическая работа должна носить опережающий характер и обеспечивать развитие всего воспитательно–образовательного процесса в соответствии с новыми достижения педагогической и психологической науки. 1.2 Анализ проблемы в современной литературе Перестройка методической работы в дошкольном учреждении неизбежно ставит перед необходимостью дать правильные ответы на вопросы, чему учат...

Методическая помощь - это оперативное и перспективное реагирование методиста на запросы и потребности детских коллективов, педагогических кадров, методистов системы ДОД школ и дошкольных учреждений. Методическая помощь осуществляется различными средствами - консультированием, методическим руководством, методическим обеспечением и т.д.

Тематическая консультация позволяет глубоко, разносторонне рассмотреть определенный вопрос, обстоятельно раскрыть существо темы. Как правило, тематические консультации планируются методистами заранее и вносятся в перспективное планирование. Тематические консультации могут включаться в программу обучающих семинаров. При подготовке к тематической консультации методист подбирает наглядные пособия, методический материал.

Текущая консультация проводится систематически по различным вопросам, возникающим у педагогических работников в ходе их профессиональной деятельности.

Консультация-оперативка проводятся по инициативе методиста, администрации, педагогов в ходе организации и проведения конкретных воспитательных дел. Компетентность методиста проявляется в мгновенной реакции на допущенные просчеты и в оказании незамедлительной помощи.

Наставничество используется в работе с молодыми специалистами ОУДОД, а также при освоении результативного педагогического опыта. В основе этого вида помощи находятся данные проблемного самоанализа деятельности педагога, анализа процесса и условий апробации новых методик, образовательных программ и т. д.

В практике ОУДОД сложились следующие традиции по ведению методической документации по консультативным вопросам : в методическом кабинете, отделе методисты ведут записи в «Журнале консультативной помощи педагогическим работникам» по форме: виды оказываемой консультативной помощи; Ф. И. О. методического работника, проводящего консультацию; Число, месяц, год проведения консультации; Ф. И. О. педагогического работника, принимающего консультацию; отзыв педагогического работника о полученной консультации, заявка на следующую тематическую консультацию; роспись педагогического работника (консультируемого) в журнале; роспись методиста (консультанта) в журнале.

Методическое руководство выражается в четком определении методистом совместно с педагогическими работниками перспективных и конкретных целей совместной творческой деятельности, соответствующих способов их достижения, намечает этапы и порядок организации образовательной деятельности, разрабатывает критерии и показатели результативности образовательной деятельности, осуществляет контроль за выполнением программ и планов работы. Анализирует ход выполнения Программы развития ОУДОД.

Методическое обучение - это участие методиста в создании и работе методических объединений в ОУДОД и общеобразовательной школе, это - создание педагогических мастерских, проблемных семинаров, дискуссионных клубов, творческих лабораторий в ОУДОД. Данные средства деятельности позволяют повысить профессиональную компетентность педагогических кадров, пополнить методический фонд, издательскую деятельность.

Эти и другие средства методической помощи наиболее эффективно реализуются в следующих формах методической деятельности :

ь теоретические семинары (доклады, сообщения);

ь семинары-практикумы (доклады, сообщения);

ь диспуты, дискуссии («круглый стол», диалог-спор, дебаты, форум, симпозиум, «техника аквариума», «панельная дискуссия», кассета «идей» и др.);

ь «деловые игры», ролевые игры, занятия-имитации; занятия-панорамы,

ь лектории ученых-дидактов, психологов, социологов, логопедов и врачей;

ь обсуждение современных новейших методик, технологий, достижений психолого-педагогической науки;

ь в обсуждение отдельных открытых, взаимопосещенных занятий, мероприятий или их цикла;

ь обсуждение методов диагностики развития детей;

ь разнообразные выставки, отчеты по самообразованию (доклады, рефераты, разработки занятий, изготовление дидактических и наглядных пособий; выставки лучших детских работ;

ь обсуждение результативного педагогического опыта и рекомендации к его распространению и внедрению;

ь конкурсы «Лучший методист ОУДОД», «Лучший педагог дополнительного образования года»;

ь педагогические чтения, научно-практические конференции и др;

Обобщение педагогического опыта

Обобщение педагогического опыта - это вид методической деятельности, который предполагает выявление, выбор, изучение, обобщение, формирование и дальнейшее систематизированное описание опыта высокопрофессиональным методистом и глубокое изучение какого-либо конкретного положительного педагогического опыта либо учреждения, либо одного педагогического работника или группы единомышленников в ОУДОД.

Обобщение опыта - это научный метод изучения и анализа состояния практики, выявления новых тенденций, рождающихся в творческом поиске педагогов, эффективности и доступности рекомендаций науки. Изучается: массовый опыт (для выявления ведущих тенденций), отрицательный опыт (для выявления характерных недостатков и ошибок), передовой опыт, найденный в массовой практике.

В основе деятельности эксперта (педагога, методиста) заложено, прежде всего, осмысление, обоснование, анализ и обобщенное систематизированное описание педагогического опыта. При выборе педагогического опыта и его дальнейшего изучения эксперту необходимо обоснование обстоятельств, свидетельствующих о наличии такого опыта (длительное изучение реальной практической деятельности педагога, программно-методических материалов программ воспитательной деятельности, свидетельствующих о высокой и устойчивой результативности образовательно-воспитательного процесса в учреждении или детском творческом объединении на протяжении ряда лет).

Важным этапом в ходе изучения педагогического опыта является постановка четкого целеполагания дальнейшего обобщения. Эксперт должен сделать прогноз и аргументацию ценностей предстоящего обобщения. Обобщить - это вывести и сформулировать основные идеи, на которых базируется конкретный педагогический опыт. Не менее важно обосновать актуальность, продуктивность и перспективность выявленных идей, раскрыть условия, при которых возможна их реализация. Эксперт должен стремиться к выявлению объективных закономерностей творческого использования и развития конкретного педагогического опыта.

Процедурную сторону обобщения педагогического опыта составляют конкретные приемы, методики, способы обработки и описания полученного результата.

Основным методом первичного изучения опыта является самодиагностика педагогом своей профессиональной деятельности (результативность образовательной программы, результативность воспитательной деятельности, профессиональная компетентность и т.д.). Эксперт должен ознакомиться с индивидуально-авторской или экспериментальной образовательной программой педагога, представляющей собой оригинальную методическую разработку, в которой дается обоснование новизны, актуальности новых концептуальных положений по одной из образовательных направленностей (художественно-эстетическая, культурологическая, социально-педагогическая, научно-техническая, туристско-краеведческая, эколого-биологическая и др.).

В образовательной программе должен присутствовать раздел «Управление образовательной программой (по этапный контроль и результативность). Обычно, образовательные программы такого типа снабжены богатым учебно-методическим комплексом, раскрывающим технологические особенности программы. Педагог дополнительного образования также может представить на рассмотрение эксперту программу воспитательной деятельности детского творческого объединения, составленную на основе Концепции и Программы развития, Воспитательной системы данного ОУДОД. Для объективной оценки результативности деятельности педагога эксперт или инициативная группа могут составить примерный план обследования научно-методической, образовательной и воспитательной деятельности данного педагога.

Методы изучения педагогического опыта: посещение занятий по предварительному согласованию с педагогом; анализ посещенного занятия по предложенной схеме; анкетирование; выявление нового; беседа-опрос; наблюдение; тестирование; анализ продуктов творческой педагогической деятельности.

Обобщение передового опыта начинается с его описания на основе наблюдения, бесед, опросов, изучения документов. Далее проводится классификация наблюдаемых явлений, их истолкование, подведение под известные определения и правила. Более высокий уровень анализа предполагает установление причинно-следственных связей, механизма взаимодействия различных сторон учебного процесса, уяснение внутренних закономерностей достижения успеха в обучении и воспитании. От описания опыта необходимо переходить к его анализу, выявлению типичного в деятельности педагога-новатора. Например, последовательное обобщение результативного педагогического опыта преодоления неуспеваемости в школах Ростовской области показало, что полученные результаты были следствием комплекса мероприятий, связанных с оптимизацией содержания, средств и методов обучения, сочетанием коллективной и индивидуальной работы в классе, с усилением воспитательного потенциала обучения, творческим характером учебных задач.

Критерии выбора педагогического опыта для обобщения :

ь результативность педагогической работы педагога (высокие и устойчивые результаты в образовательной и воспитательной деятельности на протяжении ряда лет);

ь актуальность и социальная значимость педагогической деятельности (в достижении цели и решении образовательно-воспитательных задач, в содержании педагогической, методической и управленческой деятельности);

ь учет здоровьесберегающих систем в образовательном процессе;

ь научные основы педагогического опыта (научные концепции, теории, положения, методики, в развитии которых проводился педагогический эксперимент, нарабатывался педагогический опыт);

ь новизна педагогического опыта (новое содержание, формы, педагогические технологии).

ь успешное применение известных научных методик и положительного педагогического опыта.

ь рационализация отдельных сторон педагогического, методического, управленческого труда;

ь воспроизводство с элементами модификации положительного педагогического опыта в новых педагогических условиях.

Если обобщаемый опыт ориентирован на режим развития, рекомендуется разработать параметры и критерии, адекватные требованиям, предъявляемым к самоорганизуемой педагогической деятельности. В этом контексте критериями, т.е. мерилами оценки качества актуальности, результативности, новизны и т.д., могут выступать различные уровни:

ь самостоятельности, компетентности, профессионализма, продуктивности, самообразованности;

ь умений реализовывать концептуальные основы и. принципы педагогической синергетики;

ь способности заменять или пересматривать ценности, влияющие на отбор содержания образования;

ь своеобразных позиций: инновационные моменты, наличие высокого профессионализма и специального мастерства (педагогического почерка) педагога.

В целом положительный педагогический опыт должен соответствовать синергетическим критериям: открытости (не содержит однозначной аксиоматичности), дополнительности (ориентирован на возможность быть дополненным субъективными смыслами воспитанников), субъектности (ориентирован на актуализацию внутренней, творческой активности детей, а не только педагога), диалогичности (содержит основания для возникновения диалога).

Критерий концептуальности - способность педагога придавать субъектам обучения характеристики открытости, неоднозначности, дополнительности, контекстности открытий, нелинейности, личностных смыслов и т.д.

Критерий открытости ориентирует на представление в материале открытых для дополнения, неустоявшихся, неравновесных, парадоксальных (феноменальных) фактов, не имеющих однозначной трактовки. Способ их познания - критическая рефлексия - позволяющая производить обращение к смыслотворчеству субъектов обучения вместо механического заучивания.

Критерий проблемности проявляет осмысленное отношение к ценностям умений. Содержательный акцент приходится на формирование проблемных представлений об умениях творческой деятельности и опыте их применения. В их основе - развитие умений критичного оценивания, рефлексии, самостоятельного мотивирования, поиска и обнаружения противоречий, дополнения собственными значениями различных смыслов умений и т.д.

Параметрами оценки и обобщения могут служить такие показатели , как:

ь концептуальность мышления, проявленная в построении и преобразовании содержания материала;

ь разработка вариативных сценариев одного и того же занятия;

ь соблюдение условий обеспечения взаимодействия в педагогической деятельности: признание прав обучающегося на собственную точку зрения и ее защиту; умения слушать и слышать воспитанника; готовность взглянуть на предмет изучения с позиций обучающегося; способность к сочувствию и сопереживанию;

ь умения создавать условия для проявления ценностно-эмоционального и ценностно-смыслового отношения обучающегося к изучаемому материалу, представленные в умениях педагога востребовать эти отношения в процессе занятий;

ь умения востребовать "обыденные" пояснения детьми собственных, допрофессиональных и интуитивных пониманий смысла представляемых педагогом действий, приемов, способов творческой деятельности;

ь умение обращаться к источникам существования парадокса (представление материала, как феномена, со свойствами нелинейности, проблемности, открытости, бесконечности и т.д.);

ь умения резонансно воздействовать на протекание учебного процесса, направлять его на возникающее целое, владение средствами максимального расширения творческого поиска, активного допущения нестандартных действий и идей, способами инициирования процессов самодостраивания субъектов обучения;

ь открытость и диалогичность личности педагога, способность к сочувствию и сопереживанию и т.д.

Формы представления положительного педагогического опыта: сборники; учебно-методические пособия; тематические выставки; статьи; видеофильмы; кинофильмы; картотеки.

error: Content is protected !!