Евгений Кузьмин: «В Якутии — интереснейшая лингво-культурная политика…. Евгений Кузьмин: «Новое поколение у нас не приучено читать, а старое — читать отвыкло

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Сохранение информации: прошлое, настоящее, будущее Киров, 1 октября 2014 г. Кузьмин Евгений Иванович Заместитель председателя Межправительственного совета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» Председатель Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» Президент Межрегионального центра библиотечного сотрудничества 1

2 Проблема сохранения информации Всегда стояла очень остро, но была мало видна обществу и даже большинству профессионалов С появлением электронной информации проблема стала намного более масштабной и сложной, но видна ещё меньше, чем прежде Институты памяти не успевают за экспоненциальным ростом электронной информации Срок жизни цифровых объектов невелик 2

3 Что было раньше? (1) Основные производители информации в доинтернетовскую эпоху: крупные государственные структуры Издательства, СМИ теле-, радио- и киностудии Хранители этой информации государственные организации культуры, науки, образования различных типов, которым это было вменено в обязанность: Библиотеки Архивы (в том числе Госфильмофонд, Гостелерадиофонд) Музеи Центры научно-технической информации 3

4 Что было раньше? (2) В собственных архивах и библиотеках информацию в служебных целях хранили: издательства, в том числе аудио-видео издательства теле-, радио- и киностудии, студии звукозаписи научные учреждения учебные заведения (плюс на кафедрах) театры и концертные организации Производители и хранители информации: их количество было обозримым и конечным они были «на виду» у общества и контролировались понимали, что информация стоит денег Что происходит сегодня? 4

5 Что сейчас? добавились новые производители, в основном, частные: электронные издательства электронные СМИ контент-провайдеры все типы государственных, коммерческих и общественных организаций частные лица Их количество необозримо Они же сегодня и хранят информацию по собственному усмотрению. В обязанность им это не вменено Количество перешло в качество 5

6 Как изменился контент? (1) Раньше: тексты изображения фильмы (художественные, документальные, анимационные) и видеоролики аудиозаписи на магнитных лентах, грампластинках, фоноваликах и др. аналоговых носителях 6

7 Как изменился контент? (2) Добавились: электронные базы данных электронные архивы, библиотеки коллекции изображений (картинные и фотогалереи, онлайн выставки и т.д. веб-сайты, интернет-порталы блоги, интернет-форумы, чаты электронная переписка, SMS-сообщения он-лайн радио, телевидение, подкасты и т.д. 7

8 Таким образом: Увеличилось: количество и разнообразие производителей контента количество и разнообразие хранителей контента разнообразие типов и видов контента объемы контента Уменьшилась ответственность производителей и хранителей 8

9 Аудиовизуальная информация Необходимо сохранять: информацию на аналоговых носителях информацию, полученную в результате оцифровки информации на аналоговых носителях информацию, рождённую в электронном виде и существующую только в Интернете программное обеспечение и аппаратуру 9

10 Цифровая информация Сохранение информации требует постоянных усилий и дополнительных, возможно, значительных финансовых вложений Проблема сохранения цифровой информации мало исследована Проблема волнует весь мир: развитые и развивающиеся страны традиционные институты памяти библиотеки, архивы и музеи новые структуры, в том числе коммерческие рядовых граждан 10

11 Что говорит ЮНЕСКО? Электронные документы нельзя поставить на полки как книги; они должны жить активной жизнью за счет перезаписи с одной платформы на другую Сохранение цифровой информации дороже, чем классические процессы хранения фондов в библиотеках и архивах 11

12 Основная проблема: нет философии, нет целей Следствия: несформированность внятной политики плохо организована деятельность на политическом и организационном уровне неготовность к полномасштабной работе в этой сфере, то есть к постоянной модернизации институтов и структур нехватка кадров отсутствие мотивированности, полномочий, ресурсов и ответственности отсутствие эффективного общественного контроля отсутствие помощи 12

13 Что говорит ЮНЕСКО? К чему это может привести и уже приводит в сфере аудиовизуального наследия? Без активного сохранения наследие исчезнет через 10 лет Оцифровка не является гарантией сохранения. Оцифровка это не сохранение электронной информации. Это инструмент обеспечения дополнительных мер сохранения информации, ранее зафиксированной на аналоговых носителях, и облегчения доступа к ней. Оцифровка создаёт дополнительные проблемы Сохранение требует постоянного внимания 13

14 ЮНЕСКО предупреждает! Технологические процессы сохранения цифровой информации должны быть такими же надежными в эксплуатации, как атомная электростанция 14

15 ЮНЕСКО обращает внимание: цифровые депозитарии не являются окончательным решением сохранение информации не самоцель, а условие доступа к информации критическое значение имеют метаданные проблема совместимости нового ПО со старым открытое ПО не гарантирует работу в будущем лидеры - не традиционные институты памяти, а университеты 15

16 ЮНЕСКО обращает внимание Необходимы: обучение методам сохранения информации, планированию, разработке стратегий более рентабельные методы сохранения информации укрепление потенциала работников библиотек, архивов, музеев новые профессиональные подходы соответствующие политические меры 16

17 ЮНЕСКО предупреждает! Если не предпринимать срочных мер, будут потеряны огромные объемы информации: Неоцифрованной (прежде всего аудиовизуальной) Оцифрованной Той, которая не была собрана 17

18 На какой опыт можно опереться? Особенно ценен опыт библиотек всего мира: для сохранения информации была создана, функционирует, планомерно и контролируемо развивается тщательно выстроенная иерархическая система библиотек библиотеки активно взаимодействуют по вертикали и по горизонтали методы и критерии отбора информации, её описания, учёта, распространения, использования и хранения постоянно актуализировались специально созданными для этого структурами национальными и международными 18

19 Опыт библиотек Вокруг системы библиотек существует огромная сложная инфраструктура: научно-исследовательских институтов учебных заведений системы переподготовки и повышения квалификации кадров профессиональных ассоциаций системы профессиональной печати ежегодных конференций, семинаров и круглых столов индустрии производства библиотечного оборудования стандартизирующих организаций 19

20 Опыт библиотек библиотеки как социальный институт лучше других учреждений памяти научились сохранять информацию ни в архивной, ни в музейной сфере нет логически выстроенной системы сбора, упорядочения (описания, систематизации, классификации, организации каталогов и сводных электронных каталогов), а также хранения информации В музейном и архивном сообществе России нет аналога Национальной программы сохранения библиотечных фондов 20

21 Задачи: формирование специального раздела в политике развития информационного общества разработка философских, организационных и методических принципов отбора документов разработка структуры метаописания для формирования сводных электронных каталогов подготовка рекомендаций для предоставления последующего доступа 21

22 Путь к решению задач: ведение мониторинга: политики и подходов в ведущих зарубежных странах на уровне правительств и институтов программ и проектов международных организаций (ЮНЕСКО, ИФЛА, МСА, МСМ, МСФ, структур Европейской комиссии) регулярное публичное и профессиональное обсуждения проблем активная целенаправленная работа по формированию профессионального сообщества специалистов 22

23 Что сделано в ЮНЕСКО Хартия сохранения цифрового наследия (2003) Международные конференции Москва (2011) Московская декларация Ванкувер (2012) Ванкуверская декларация Манифест ЮНЕСКО-ИФЛА о цифровых библиотеках (2011) 23

24 Что предлагается в ЮНЕСКО (1) Всемирный доклад на основе национальных докладов, подготовленных по одной разработанной схеме Выявление центров передового опыта по разным направлениям Тренинги Разработка рекомендаций 24

25 Что предлагается в ЮНЕСКО (2) разработка программного обеспечения с открытым кодом в целях сохранения цифровых материалов и управления данными развитие международного сотрудничества в вопросах создания международных регистров форматов сохранения цифровых материалов сохранение т.н. «скрытых» документов, отражающих культурное и языковое разнообразие 25

26 Международные команды промоутеров Структуры Европейской комиссии Две группы в США Устойчивая экономика для цифровой планеты Согласование национальных подходов к сохранению цифрового наследия Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» и её Российский комитет ИФЛА 26

27 Синдром цифровой амнезии Полная амнезия Институты памяти не собирают и не сохраняют цифровую информацию Неполная амнезия Институты памяти что-то делают по своему усмотрению, не координируя эту работу, и эта деятельность никак не регламентирована. Пробелы, лакуны, объёмы пересечений и дублирования никак и никем не оценены. 27

28 Симптомы цифровой амнезии (1) Стандартизированные методы описания, учёта и хранения цифровых объектов не разработаны, не разрабатываются и не применяются Целенаправленная подготовка специалистов (теоретиков и практиков) не ведётся Задачи подготовки таких специалистов не сформулированы, методы и учебные программы подготовки и переподготовки специалистов не разработаны 28

29 Симптомы цифровой амнезии (2) Политика в отношении сохранения электронной информации ни на уровне государства, ни в самих институтах памяти не разработана и не разрабатывается Стратегии и программ не существует Задачи перед институтами памяти не поставлены Условия для эффективной деятельности институтов памяти в отношении сбора и сохранения социально значимой электронной информации не созданы Целевое финансирование институтов не осуществляется 29

30 Симптомы цифровой амнезии (3) Нет нормативной базы, которая обязывала бы соответствующие институты и структуры профессионально заниматься всеми этими вопросами Нет выстроенной политики, реализация которой последовательно вела бы к созданию такой базы 30

31 Симптомы цифровой амнезии (4) Объемы необходимого (оптимального, минимального) финансирования институтов для решения этих задач не определены, нет методик таких расчётов; хотя это требует средств и немалых Отчётности институтов перед обществом не существует, формы отчётности не разработаны. Ни обществом, ни органами управления, ни профессиональными ассоциациями и объединениями такая отчётность не востребована Взаимодействие между производителями и хранителями информации никак не налажено. 31

32 Выводы В России профессиональные сообщества пока ещё не вышли на стадию осознания необходимости начинать какую-либо целенаправленную работу в этом направлении. Только отдельные энтузиасты задают публично эти вопросы, порой вызывая недоумение даже у коллег по цеху. В обществе отсутствует ощущение наличия новой серьёзной проблемы 32

33 Итак Симптомы могут быть определены Диагноз каждый ставит сам, но нужен и авторитетный диагноз Методы лечения в последующих докладах 33

34 Спасибо за внимание! Межправительственный совет и Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», а также Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества (МЦБС) приглашают к сотрудничеству 34


Title Сохранение информации как приоритет Стратегического плана Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» Санкт-Петербург, 15 июня 2010 Кузьмин Евгений Иванович председатель Межправительственного совета Программы

Московская декларация о сохранении электронной информации Итоговый документ Международной конференции «Сохранение электронной информации в информационном обществе: проблемы и перспективы» 3-5 октября 2011

Сохранение электронной информации в России: призыв к действию Итоговый документ Всероссийской научно-практической конференции «Сохранение электронного контента в России и за рубежом» Москва, 24 25 мая

Генеральная конференция 36-я сессия, Париж 2011 г. 36 C 36 C/20 6 октября 2011 г. Оригинал: английский Пункт 5.15 предварительной повестки дня Манифест цифровой библиотеки Международной федерации библиотечных

Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества ПРОЕКТЫ МЕРОПРИЯТИЯ ИЗДАНИЯ г. Москва, 11 ноября 2014 г. Бакейкин Сергей Дмитриевич заместитель

Сбор и оперативное сохранение цифровой информации в учреждении культуры Надежда Браккер Эксперт Российского Комитета программы ЮНЕСКО «Информация для всех» Член Президиума АДИТ Киров 1 октября 2014 г.

Национальная программа поддержки и развития чтения: успехи и неудачи Кузьмин Евгений Иванович президент Межрегионального центра библиотечного сотрудничества председатель Российского комитета Программы

Предложения в Проект Плана мероприятий по реализации в 2016-2018 годах Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года Наименование мероприятия Срок исполнен ия Ответственные исполнители

Юлия Геннадьевна Селиванова, начальник лингвистического и программнотехнологического отдела Президентской библиотеки, канд.пед.наук Обучающие семинары для региональных библиотек как направление научно-методической

Москва, 28 июня 2012 года Московская декларация о медиа- и информационной грамотности Кардинальные изменения медиасреды и рост объемов информации сегодня оказывают на людей гораздо более сильное влияние,

Pt/cl Российские железные дороги X ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ» (ОАО «РЖД») ^ 12^^ сентября 2011 з_ РАСПОРЯЖЕНИЕ Москва 2000Р Об утверждении типовых положений о центрах научно-технической

ВВЕДЕНИЕ Приоритеты развития Российской библиотечной ассоциации на 2016-2020 гг. РБА сегодня это одно из ведущих общественно-профессиональных объединений в сфере культуры. РБА накопила экспертный потенциал,

Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества публичным библиотекам: проекты, мероприятия, издания Бакейкин Сергей Дмитриевич исполнительный директор Межрегионального центра библиотечного сотрудничества,

Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры Сектор коммуникации и информации Программа ЮНЕСКО Информация для всех IFAP Информация для жизни 2 Понятие информация для жизни (living

АДМИНИСТРАЦИЯ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ 26.02.2013 95 Великий Новгород Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности сферы культуры Новгородской области ()" В целях

Генеральная конференция 35-я сессия, Париж 2009 г. 35 C 35 C/51 30 сентября 2009 г. Оригинал: английский Пункт 5.16 предварительной повестки дня Манифест Международной федерации библиотечных ассоциаций

Рассылается по списку IFAP-2003/COUNCIL.II/11 Париж, 24 апреля 2003 г. Оригинал: английский ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ ПО ВОПРОСАМ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КУЛЬТУРЫ Межправительственный совет программы

Информатизация отрасли культуры Вадим Валерьевич Ваньков Заместитель директора Департамента управления делами Минкультуры России Содержание Приоритетные направления информатизации Текущее состояние информатизации

План мероприятий («дорожная карта») «Изменения, направленные на повышение эффективности сферы культуры Тамбовской в 2013-2018 г.г.» I. Цели разработки Плана мероприятий («дорожной карты») Основными целями

Европейская цифровая библиотека Европеана и российские учреждения культуры Н.В. Браккер, Л.А. Куйбышев Центр ПИК Крым 2012 К 100-летию со дня основания Государственного музея Л. Н. Толстого www.europeana.eu

Законодательство по вопросу обязательного экземпляра электронных изданий в Германии. Задачи национальной и земельных библиотек в цифровую эпоху 29 марта 2016 г., Санкт-Петербург Dr. Beate Tröger 2 Университетская

Концепция Национальной программы поддержки и развития чтения в России. Краткое изложение Актуальность разработки и реализации программы обусловлена необходимостью сохранить достойное место России и её

24-30 июня 2013 года Интеграция современных библиотек в виртуальное Дианова Наталья Николаевна Заместитель директора Самарский государственный аэрокосмический университет Научно-техническая библиотека

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 7 февраля 2008 г. Пр-212 I. Общие положения Информационное общество характеризуется высоким уровнем развития информационных и телекоммуникационных

УТВЕРЖДЕНО Решением Правления Челябинской региональной общественной организации «Союз промышленников и предпринимателей» 17.10.2014. Председатель Правления ЧРОО «СПП» / В.Ф. Рашников ПОЛОЖЕНИЕ О КОМИТЕТЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТЫ С ФОНДАМИ В БИБЛИОТЕКЕ В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СОХРАНЕНИЯ БИБЛИОТЕЧНЫХ ФОНДОВ Дымова И. В., заместитель директора Амурской областной научной библиотеки им. Н. Н. Муравьёва-Амурского,

Программа информатизации Федерального архивного агентства и подведомственных ему учреждений на 2011 2020 гг. Настоящее время характеризуется высоким уровнем развития информационных и телекоммуникационных

Хартия о сохранении цифрового наследия Принята на 32-й Генеральной конференции ЮНЕСКО Париж, Франция, октябрь 2003 Преамбула Генеральная конференция, Принимая во внимание, что исчезновение наследия, в

Документы и материалы рабочей группы Президентской библиотеки по выработке принципов и подходов к совмещению представления и доступа к библиотечным, архивным, музейным ресурсам в соответствии с современными

Всероссийская конференция руководителей учреждений культуры более 250 руководителей учреждений культуры со всей России и из стран ближнего зарубежья 25-27 августа 2016 Москва, отель «Милан» ул. Шипиловская,

Секция работников СМИ, зрелищных учреждений и искусства УНИ (УНИ-МЕИ) и ее членские организации 140 профессиональных союзов и ассоциаций представляют свыше 375 000 творческих, технических и иных работников

Внедрение НОТ в библиотеке Что такое научная организация труда (НОТ) все, получившие специальное образование, хорошо знают. Этот термин часто звучит на лекциях и профессиональных научных семинарах. Научная

R SCCR/23/4 ОРИГИНАЛ: АНГЛИЙСКИЙ ДАТА: 22 НОЯБРЯ 2011 Г. Постоянный комитет по авторскому праву и смежным правам Двадцать третья сессия Женева, 21-25, 28, 29 ноября и 2 декабря 2011 г. ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ

Организация работы с электронными документами и электронные архивы. Предложения по совершенствованию маркировки электронных мастер копий ВЕРЕТЕХИНА СВЕТЛАНА ВАЛЕРЬЕВНА кандидат экономических наук, сертифицированный

А. Б. Кузнецов Роль современных информационных технологий в поддержке и развитии культурной компетентности Новые информационные технологии на сегодняшний день активно используются практически во всех сферах

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА В РАМКАХ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА ЭЛЕКТРОННЫЙ АРХИВ ДОКУМЕНТОВ ЯДРО ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДОКУМЕНТАМИ ОРГАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

УТВЕРЖДЕН приказом Министерства культуры Свердловской обла от 25.09.2013 282 ПЛАН деятельно Министерства культуры Свердловской обла по реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года

Показатели деятельности областных учреждений на 2010 год ТОГУ "Государственный архив социально-политической истории Тамбовской области" Основные показатели деятельности 2009 год План 2010 9 мес 9 мес %

Международная экспертная встреча по вопросам совершенствования доступа к многоязычному киберпространству 28 29 октября 2014 Штаб-квартира ЮНЕСКО, Париж, Франция Итоговые рекомендации к плану действий по

Состояние и перспективы развития библиотечного дела в Российской Федерации Образец подзаголовка Т.Л.Манилова, заместитель директора Департамента культурного наследия и изобразительного искусства начальник

Е. И. Кузьмин, Е. В. Плыс Языковое разнообразие в Интернете Каждый язык является уникальным хранилищем информации о говорящем на нем этносе и его культуре, о своей собственной эволюции, а также о природе

Кузьмин Евгений Иванович, президент Межрегионального центра библиотечного сотрудничества, председатель Межправительственного совета и Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» VII Всероссийская научно-практическ ая конференция « Национальная программа поддержки и развития чтения: проблемы и перспективы » Национальная программа поддержки и развития чтения: концептуальные идеи, о которых всегда надо помнить


Национальная программа поддержки и развития чтения Чтение определено в Программе как: важнейший способ освоения базовой социально значимой информации – профессионального и обыденного знания; основной и ничем не заменимый источник социального опыта – прошлого и настоящего, российского и зарубежного, поскольку все остальные каналы (телевидение, радио, наше повседневное общение и др.) несут более поверхностную и менее достоверную информацию; самый мощный механизм поддержания и приумножения богатства родного языка.


Национальная программа поддержки и развития чтения Чтение - дело не только сугубо личное, но и общественное Без чтения в принципе невозможны грамотные решения (своевременные, продуманные, эффективные, взвешенные), необходимые для повышения качества нашей жизни


Национальная программа поддержки и развития чтения Чтение обеспечивает: в экономической области – углубленное понимание экономических тенденций и их социальных последствий в политической области профессиональных политиков - профессиональными знаниями и навыками выработки социально приемлемых решений и контроля над их реализацией; членов общества – способностями распознавать манипуляторские интенции политиков и избегать их


Национальная программа поддержки и развития чтения Чтение обеспечивает: в правовой области: на профессиональном уровне - накопление и организацию правового опыта, порождаемого в обществе; на обыденном уровне – массовый доступ к правовой информации; без чтения мы никогда не сможем хорошо овладеть своими правами, умением их защищать.


Национальная программа поддержки и развития чтения Чтение обеспечивает: на уровне мировоззрения – накопление, обобщение и упорядочение мировоззренческих (то есть философских, религиозных, научных, эстетических) позиций прошлого и настоящего. Каждая новая прочитанная книга приводит наш ум в более упорядоченное состояние. на уровне трансляции социально значимого опыта – получение общеобязательных социально значимых знаний; возможности повышения уровня собственной культурной компетентности; получение сведений о текущих событиях.


Национальная программа поддержки и развития чтения Продвижению подлежат: все виды тестов (печатные и электронные) все типы изданий все жанры не только художественная литература, но и научно- популярная, общественно-политическая Деятельность должна быть дифференцирована по типам читающей публики


Национальная программа поддержки и развития чтения Продвижение чтения требует специальных знаний на теоретическом и практическом уровне Важно знать Национальную программу поддержки и развития чтения Методические рекомендации по её реализации Важно использовать Методы оценки и самооценки социальной эффективности своей работы Важно осознавать Усилия нельзя ослаблять


Поддержка и развитие чтения на региональном уровне: основные тенденции Качественный сдвиг: постепенное осознание того, что активизация деятельности по продвижению чтения поможет населению и органам власти в решении жизненно важных, социально-значимых проблем мероприятия по продвижению чтения проходят во всех регионах России


Повышение интереса к чтению – общенациональная задача «Мы долгое время были одной из самых читающих стран мира. Есть опасность, что этот статус мы можем утратить. У нас растет число людей, которые вообще не читают книг. Это очень тревожный факт… Интеллектуальный потенциал и культура нации зависят не только от того, сколько мы читаем, но и какие нравственные, духовные ценности, морально-этические ориентиры формируют книги, заставляют ли они думать, размышлять, анализировать. В. В. Путин


Необходимые меры сохранение и наращивание усилий по поддержке и развитию чтения признание важности Национальной программы поддержки и развития чтения на уровне отдельных региональных администраций и организаций пересмотр содержания культурной и образовательной политики, активное культурное просвещение повышение квалификации работников всех институтов поддержки и развития чтения


Спасибо за внимание! Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества

В прошлом году Россия была единогласно переизбрана на второй срок в качестве страны – председателя Межправительственного совета Программы «Информация для всех». Это беспрецедентный случай как в истории нашей страны, так и в истории ЮНЕСКО. При этом, несмотря на красивое и несколько философское название Программы, это направление очень важное политически и чрезвычайно проблемное по сути. Очевидно, что всеобщий доступ к качественной актуальной информации невозможен без её сохранения, без информационной грамотности, без эффективной и нацеленной на развитие информационной политики, без выработки и соблюдения принципов информационной этики, без предоставления информации на тех языках, которыми люди владеют. О международном позиционировании нашей страны и знаковых инициативах России, о политическом закулисье в ЮНЕСКО и «языковом раскладе» в Интернете «УК» беседует с Председателем Межправительственного совета Программы «Информация для всех» Евгением КУЗЬМИНЫМ .

- Евгений Иванович, Вы являетесь Председателем Межправительственного совета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», в который входят 26 стран, избираемых каждые два года всеми государствами – членами ЮНЕСКО. Какие направления курирует Программа? Каковы её цели и приоритеты сегодня?

В рамках Программы изучаются такие проблемы формирующегося глобального информационного общества, как доступность информации, сохранение информации, информационная этика, использование информации, информационная грамотность. Это и есть на сегодняшний день официально одобренные приоритеты Программы. Они определены её Стратегическим планом, который был принят ЮНЕСКО в 2008 г. и действует до конца 2013 г. В последние годы по инициативе России и при поддержке ряда стран де-факто утверждается шестой приоритет – сохранение и развитие многоязычия в киберпространстве.

Основная задача Программы заключается в том, чтобы помогать государствам – членам ЮНЕСКО формировать подходы и формулировать политику построения обществ знаний путём выработки рекомендательных рамок такой политики – причём как в отдельных предметных областях, так и в целом.

Подчеркну, это единственная международная Программа, которая изучает вышеназванные проблемы комплексно, в их взаимосвязях, на основе междисциплинарного подхода, с участием всех заинтересованных сторон. Мы приглашаем участвовать в наших проектах и мероприятиях специалистов из сферы культуры, образования, науки, коммуникации и информации, практиков, теоретиков, управленцев, политиков. Мы считаем важным организовывать нашу деятельность именно таким образом, поскольку на стыке разных наук и разных подходов вырабатывается целостный взгляд на мир, на процессы и проблемы в глобальном информационном обществе, на способы и средства их решения.

- Скажите, а в чём проблемы, например, в доступе к информации? Сегодня многие считают, что такой проблемы больше нет, ведь у каждого есть Интернет.

Ну, во-первых, в масштабах мира и даже нашей страны – далеко не у каждого. Во-вторых, доступ к Интернету – это ещё не доступ к информации. К какой информации мы имеем свободный, т.е. бесплатный, доступ в Интернете? Это ведь, в основном, всё информация для бедных – разрозненная, противоречивая, чаще всего непонятно, кем и в каких целях распространяемая. Зачастую это просто информационный шум. Серьёзная актуальная аналитическая информация, которая позволяет принимать верные политические, экономические решения, – отнюдь не в Интернете. Она – в столах и компьютерах политиков, глав корпораций, ведущих учёных. Когда она появляется в Сети, все решения уже давно приняты. Простой пример: войдите на сайт любого нашего государственного ведомства. Чаще всего Вы там увидите информацию о том, с кем встретился тот или иной министр, какое прошло совещание, но какие решения, в чьих интересах готовятся в недрах этого органа – этого Вы не узнаете из открытых источников.

Соответственно, в процессе развития интернет-пространства возникает много вопросов. К какой актуальной, точной, выверенной информации должны иметь доступ преподаватели вузов, школьные учителя, врачи? К какой информации правительства должны гарантировать доступ людям, живущим, например, на селе и обладающим сравнительно низким уровнем образования? Какая информация должна быть бесплатной, какая – платной? Серьёзная информация стоит очень дорого.

Доступ к ней очень ограничен, особенно если она в частном владении. А общественный сектор информации сегодня по мере развития капитализма сужается, причём во всём мире. Кто отвечает за производство и актуализацию общедоступной информации? Есть ли у органов государственной власти деньги и квалифицированный персонал, чтобы готовить эту информацию надлежащим образом? И если нет, то кто это должен делать? Неужели частные корпорации будут тратить большие деньги, чтобы потом предоставлять её бесплатно?!

А кто осуществляет политику в сфере доступа к информации на национальном и международном уровнях? Сегодня информация не имеет государственных границ. Вы живёте в России, работаете на сервере, который физически находится в другой стране, принадлежит он компании, которая зарегистрирована в третьей стране, а её владельцы – граждане четвёртой страны. Вы даже не понимаете, в чьей юрисдикции находится всё то, что происходит. Злоупотреблений и преступлений в киберпространстве огромное количество – кибератаки, хакерство, кражи данных, нарушения авторских прав, пиратство, клевета, оскорбления, троллинг и т.д. Всё это оказывает большое влияние на обеспечение доступа к информации. Какова здесь роль правительств, транснациональных корпораций, которые владеют каналами связи, осуществляют интернет- и контент-провайдерство? Каковы права и ответственность государственных информационных – библиотек, архивов, музеев, центров научно-технической информации, издательств, СМИ? Каковы этические регуляторы? Это всё – вопросы сложные сами по себе, но при этом они ещё и взаимосвязаны.

Для того чтобы обсуждать все эти проблемы и вырабатывать рекомендации для правительств и информационных институтов, в 2000 г. в ЮНЕСКО и была создана Межправительственная программа «Информация для всех». По каждому из её приоритетных направлений функционируют международные рабочие группы.

- А почему, кстати, Программа называется «Информация для всех»? Разве возможна в принципе «информация для ВСЕХ»?

По-моему, у Программы красивое и благородное название. Знаете, название романа ведь не всегда отражает, а тем более исчерпывает, его содержание. «Информация для всех» – это высокий идеал, утопический, в известной степени романтический, назовите как угодно. Без идеалов нельзя. И каким ещё должен быть идеал, если сегодняшнее общество называют информационным и почти все страны мира говорят о том, что они строят общества знаний?

- Какие проекты Россия инициирует и ведёт в Программе?

Каждый год мы инициируем и проводим крупные тематические международные конференции, и участвуют в них ведущие мировые эксперты.

Например, в 2011 г. это были большие форумы по вопросам развития многоязычия в киберпространстве и сохранения цифровой информации. Первый состоялся в Якутске, второй в Москве. В 2012 г. в Москве мы организовали международную конференцию по медиа- и информационной грамотности.

Все эти форумы завершились принятием значимых для соответствующих сфер политических документов, имеющих очень высокий индекс цитирования.

В нынешнем году в феврале мы организовали большое специальное мероприятие на ООНовском форуме в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже, который назывался WSIS+10, где подводились итоги десятилетней реализации решений Всемирного саммита по информационному обществу.

В июне на ежегодной Крымской конференции – крупнейшем в Восточной Европе форуме информационных и библиотечных специалистов – по традиции в 12-й раз прошёл День Программы ЮНЕСКО «Информация для всех».

В сентябре в Южно -Сахалинске состоится международная конференция на тему «Интернет и социокультурные трансформации».

Всё это знаковые для мирового сообщества форумы, организованные нами впервые в мире.

В рамках Программы мы регулярно готовим и издаём сборники информационно-аналитических материалов, рекомендации и монографии по всем областям нашей компетенции.

Кроме того, мы продвигаем в мире достижения России, которых немало. Это и наша сеть центров доступа к правовой, экологической и иной социально значимой информации, это и наши замечательные уникальные достижения в сфере сохранения языков и их развития в киберпространстве. Такого нигде больше в мире нет. Продвигаем и российских специалистов.

Активно председательствуя в Программе ЮНЕСКО «Информация для всех», мы заявляем о себе как о стране, которая может эффективно организовывать международное сотрудничество для решения острых проблем современности, причём в такой инновационной области, как применение ИКТ.

За последние три года в различных мероприятиях и проектах Программы «Информация для всех» принимали участие представители почти всех стран мира. Только в мероприятиях, которые прошли в России, участвовали ведущие эксперты из 120 стран со всех континентов.

- В прошлом году Вы были переизбраны председателем Программы на второй срок. Насколько я понимаю, Россия никогда не председательствовала в подобного уровня организациях так долго. А какую роль играет наша страна в таких организациях, каков уровень её позиционирования и влияния на мировой арене?

ЮНЕСКО отвечает за формирование инфоструктуры, международной политики по отношению к информационным институтам, которые производят, собирают, упорядочивают, хранят информацию и предоставляют её для общественного использования.

У ЮНЕСКО есть всего две крупные межправительственные программы, связанные с коммуникацией и информацией. Одна – это Межправительственная программа развития коммуникаций, фактически это развитие СМИ, и сегодня к ней добавились социальные сети. Вторая – это Межправительственная программа «Информация для всех», где, как я уже сказал, шесть важнейших направлений.

В Программе «Информация для всех» у России сейчас ключевые позиции. Что же касается Программы развития коммуникаций, то де- факто за этим направлением стоит западный мир, прежде всего США, Англия, потому что СМИ, Интернет, социальные сети – это сегодня мощнейший канал их влияния на общественное сознание, в том числе и продвижения западной демократии в страны третьего мира.

У ЮНЕСКО заслуженно очень благородный имидж. ЮНЕСКО имеет дело с высокими смыслами, продвигает гуманистические идеалы, и это работа на перспективу. Но очень немногие отдают себе отчёт в том, какая изматывающая политическая борьба идёт в ЮНЕСКО, как тяжело даётся там каждый серьёзный шаг, особенно в такой стратегически важной сфере, как киберпространство, которое всё больше и больше влияет на реальную жизнь и которое именно поэтому стало инструментом реализации политических, экономических и культурных интересов ведущих мировых игроков – не только государств, но и транснациональных корпораций. Сегодня мы оказались в эпицентре этой борьбы, и вокруг нас в ЮНЕСКО далеко не только наши друзья и единомышленники, но и много некомпетентных, равнодушных, эгоистичных, корыстных и при этом очень влиятельных людей, которые являются скрытыми и явными противниками того, что делается в рамках Программы «Информация для всех». Это ведь программа, которая имеет дело с очень серьёзными проблемами.

- Впервые за 19 лет существования Рунета на прошедшей в апреле конференции РИФ+КИБ 2013 была поднята тема катастрофически слабого уровня информационной грамотности. Интернет -сообщество, которое было крайне далеко от философских и академических измышлений на эту тему, пришло к пониманию проблемы, но уже через потерю денег, репутации (обман, интернет-мошенничество, киберпреступления из-за безграмотности пользователей), что не лучшим образом сказывается на бизнесе в целом. Корпорации вкладываются в масштабные исследования этой проблемы, поддерживают соответствующие программы. Есть ли какое-либо взаимодействие Программы и бизнес-сообщества?

Прекрасно, что и бизнес-сообщество, наконец, дозрело до того, о чём уже 15 лет говорят библиотекари и исследователи. Значит, есть шанс, что будут предприняты усилия и на уровне государств. Без целенаправленной подготовки человека к жизни в информационном обществе, причём на всех уровнях образования, нормального развития страны не будет. Пока, на мой взгляд, ничего серьёзного нет. И говорить сегодня уже надо не об информационной грамотности, а о медийной информационной грамотности. Буквально два года назад произошло первое событие в истории, когда специалисты в области медиаобразования объединились со специалистами в области информационной грамотности.

Несколько лет назад ЮНЕСКО поставила перед ведущими мировыми специалистами задачу разработать индикаторы медийной информационной грамотности населения, чтобы можно было учитывать региональные, стратификационные факторы и принимать надлежащие меры. И такая рабочая группа уже сформирована, работа идёт, прежде всего, благодаря нашей московской конференции 2012 г. Сегодня мы уже имеем и необходимые разработки и документы, в которых зафиксировано то, что люди должны знать и уметь в сфере коммуникации и информации в зависимости от возраста, уровня образования и профессии. Но общепризнанных учебных программ на сегодняшний день не существует нигде в мире. Фрагментарно это есть в продвинутых странах, в Финляндии дело обстоит очень хорошо, есть много полезного на английском языке, кое-что даже переведено, но ничего пока не адаптировано. Необходимо формировать научно-педагогические коллективы, которые станут разрабатывать программы для подготовки педагогов медийной информационной грамотности. Это надо делать довольно быстро, на ходу.

- Ещё одно направление, курируемое Программой, – сохранение информации. При этом возникает колоссальное количество вопросов, что и как сохранять, нет ни единой терминологии, ни стандартов, фактически эксперты говорят на разных языках. Как Вы можете прокомментировать происходящее?

Огромное количество ценнейших электронных информационных ресурсов уже потеряно. Почти никто в нашей стране всерьёз и надолго не сохраняет электронную информацию и не умеет этого делать, никто не несёт ответственности, нет научных исследований, мониторинга, подготовки специалистов, общепризнанных передовых практик. Потеряна или украдена книга в библиотеке – скандал. Сгорели в одну секунду в той же библиотеке или в музее электронные массивы – никто на это не обращает внимания. Поохали в дирекции и забыли. В российском Интернете есть потрясающие ресурсы, страшно даже подумать о том, что никто не отвечает за их долгосрочную сохранность. Среднее время жизни одного сайта – три месяца.

Для того чтобы научиться сохранять информацию в традиционном виде, человечеству потребовалось две тысячи лет. У нас столько времени нет, поэтому уже много потеряно, ещё очень многое будет потеряно, и вопрос, насколько быстро осознают это и скоординируются специалисты из разных профессиональных сфер – те, кто умеет сохранять информацию, производить, распространять и агрегировать контент, от кого зависит финансирование этой деятельности. Должна возникнуть общая терминология, но с этим очень сложно даже в продвинутых западных странах. В традиционном виде всё понятно – книга, журнал, плакат, открытка, а в Интернете – динамический цифровой объект, который изменяется каждую секунду. На каждое событие в Интернете очень важны комментарии специалистов, но они находятся внутри огромного массива комментариев пользователей, которые по большей части непрофессиональны, безобразно поданы.

Недавно я прочитал, что, оказывается, оригиналы видеофайлов о ходе российских выборов хранятся в… Калифорнии. Кто сегодня владеет другой нашей информацией и кто будет владеть ей в будущем? Что с ней планируют делать – продавать, фильтровать, направлять в нужные каналы? Все пишут в социальные сети, Twitter. А где сохраняется эта информация? Весь архив Twitter передан в Библиотеку Конгресса, т.е. правительству США. А архив Facebook, «ВКонтакте»? Кто их будет сохранять – РГБ, Государственный архив России или Google?

Перед нами целый ряд вопросов, на которые сегодня у нас нет ответа: что сохранять, кто будет сохранять, как, в каком виде, на какой момент времени, кто разрабатывает критерии отбора для долгосрочного сохранения? Дело это, кстати, дорогостоящее, и сегодня в Америке развивается новая наука – экономика сохранения электронной информации.

Необходимо стимулировать работу межведомственных рабочих групп, обеспечивая их необходимыми ресурсами – деньгами, временем, назначать ответственных за эту работу. Это фактически должен быть общегосударственный заказ.

- На том же РИФе произвучал интересный тезис Министра связи и массовых коммуникаций Н. Никифорова о том, что русский язык стал вторым по популярности в Интернете. Тема сохранения языков в киберпространстве является одной из основных для Программы «Информация для всех». Каков «языковой расклад» в Сети сегодня, каковы тенденции и политические амбиции стран по доминированию? Какие действия предпринимаются на уровне ЮНЕСКО для сохранения языков малых народов как неотъемлемой части образовательной, творческой, исследовательской составляющей мировой культуры?

Присутствие русского языка в Интернете – это особая тема, которой нужно активно заниматься, продвижение русского языка в Сети должно быть самостоятельным направлением в решении задач сохранения и продвижения русского языка в мире. Невозможно сохранять такую страну, как Россия, не продвигая русский язык. Но что такое популярность русского языка в Интернете, я не вполне понимаю. Как и кто её замерял? По данным наших партнёров – Латинского союза и Фонда сетей и развития FUNDREDES, которые ведут измерения присутствия языков в Интернете, доминирует английский язык, хотя его доля неуклонно снижается. В 2007 г. она равнялась 45%, в то время как в 1998 г. – 75%. Его теснят испанский, французский, португальский, немецкий, русский. А все вместе европейские языки уступают место азиатским – китайскому, японскому и другим.

По данным других наших партнёров из Технологического университета японского города Нагаока, в африканских доменах присутствие русского языка (доля страниц на русском языке от общего количества страниц на всех языках) составляет 0,8% (7-е место), в то время как английского языка – 78,4% (1-е место), французского – 7,1% (2-е место). Впереди нас – африкаанс, арабский, китайский, португальский. В азиатских доменах: китайский – 20,5%, японский – 13,82%, английский – 12,7%, русский – 4,2%, далее идут корейский, вьетнамский и т.д.

В армянском и азербайджанском доменах доля русского языка составляет примерно 80%, а английского – примерно 12,5%. А вот в грузинском домене русский язык – это только 1%.

Безусловно, мы должны вести борьбу за продвижение русского языка в Интернете, в том числе борьбу против его вытеснения, во-первых, государственными языками других стран, во-вторых – другими языками, более распространёнными, чем русский. Это необходимо для того, чтобы в картине мира современных жителей планеты в максимально возможной степени присутствовала российская картина мира и российская оценка текущих событий. Успехи в этой области зависят от насыщенности Интернета ресурсами на русском языке, полезными и привлекательными для образованных жителей зарубежных стран, в первую очередь такими, которые отсутствуют в информационном пространстве этих стран на их государственных языках. Также очень важна степень интегрированности русскоязычных ресурсов в мировые информационные системы и базы данных.

Что касается языков малых народов, то их, безусловно, надо всячески сохранять. Реальность такова, что языки всегда отмирали в результате войн, природных катаклизмов, ассимиляции и т.д. Сегодня, в условиях глобализации, миграции, урбанизации, языки миноритарных народов умирают более быстрыми темпами, чем когда- либо. Вместе с этим утрачиваются знания, накопленные народами, необходимые для дальнейшего развития и поддержания культурного многообразия. Но с помощью ИКТ можно замедлить процесс вымирания языков, и даже оживить их. Совсем малые языки возможно задокументировать. Россия, как показали наши исследования, это образцовая страна с точки зрения сохранения культурного и языкового разнообразия: мы соединялись с другими народами, а не порабощали их.

- Вы многие годы возглавляли Управление библиотек Минкультуры России. Являясь одним из ведущих экспертов библиотечного дела, как Вы оцениваете текущую ситуацию в библиотеках России и ведомственные инициативы по их оптимизации и модернизации?

В библиотечном деле всегда присутствуют ярко выраженные полюсы инноваций и стагнации, богатства и бедности. По-прежнему где-то строятся новые современные библиотеки, в то время как в других местах финансирование на нуле и система разваливается. Очень велика опасность демонтажа библиотек как важнейшего социального института. К сожалению, в условиях торжества теорий эффективного менеджмента и механистических показателей эффективности, законов, направленных вроде бы на повышение финансовой прозрачности, выхолащиваются суть и смысл какой-либо деятельности, включая библиотечную. Выросло новое поколение, которое не привыкло ходить в библиотеки, искренне убеждённое в том, что без них можно обойтись, что всё есть в Интернете. Уже одно это утверждение является показателем глубочайшей необразованности и невзыскательности. Отсюда – плагиат, пиратство, переписывание рефератов, диссертаций и всего остального.

Существует серьёзная опасность того, что Россия, создавшая великую литературу, великую книжную и библиотечную культуру, в скором времени может её утратить, в отличие от бурно развивающихся стран, таких как «азиатские тигры», от стран Скандинавии, где огромные деньги вкладываются в развитие библиотек, в их архитектуру, дизайн, интерьеры, в новые формы обслуживания, связанные с массовым культурным просвещением, формированием медийной информационой грамотности и читательской компетентности, работой с электронным контентом, социализацией людей и объединением их вокруг книг и чтения. Китай, Южная Корея, Япония, Сингапур, африканские страны строят новые современные библиотеки и понимают, что без них не будет ни политического, ни экономического, ни культурного развития. На этом фоне в России происходят в целом прямо противоположные процессы: нелепые объединения, бухгалтерские расчёты посещений. Разве в этом суть? В селе важно наличие одного умного человека, который ходит в библиотеку и оказывает позитивное влияние на всех односельчан. На основе показателей, которые сейчас вводятся, никаких оргвыводов делать нельзя, тем более что в мире не существует теории оценки социальной эффективности учреждений культуры. У нас ведь под этим чаще всего понимают экономическую рентабельность, как будто библиотека – это завод или торговая точка. Подсчитывать экономическую эффективность культуры – просто бред. Мы – единственная организация, которая создала первые разработки по оценке социальной эффективности, и они ничего общего не имеют с теми формальными показателями, которые пытаются сегодня применять по отношению к библиотекам.

Попытки противостоять демонтажу и ослаблению библиотек должны предпринимать в первую очередь производители контента – издатели, писатели, журналисты, учёные, интеллигенция, а не только наиболее умные и ответственные работники органов власти и сами библиотекари.

- Серьёзную обеспокоенность специалистов отрасли вызывают предложения ряда ведущих экспертов кардинально изменить библиотечную систему страны, закрывая библиотеки, трансформируя их в интернет- и культурно-досуговые центры. Честно говоря, уже сегодня во многих регионах библиотека «поёт и танцует». Но столько «танцевальных площадок» действительно не нужно. При этом крайне мало внимания уделяется именно экспертной функции библиотек по отбору качественной и достоверной информации. Каково Ваше мнение по этой проблеме?

- Есть разные типы библиотек, к университетским и школьным это не относится, значит, мы говорим о публичных. Эффективность публичной библиотеки должны оценивать местные жители. Если в каком-то селе есть старенькая библиотека и один библиотекарь, который своим душевным теплом согревает читателей и поит их чаем с баранками, то этого уже достаточно. В другой библиотеке, где интеллектуальная публика хочет читать, должно быть много полезных, хороших книг, чтобы удовлетворить читательский спрос. Переименовывать библиотеки в информационно-консультационные центры – абсурд. Интеллект-центр – это такой же абсурд! Библиотека – это библиотека, все её новые названия – от лукавого. Библиотека должна быть хорошей, привлекательной, чтобы туда хотелось заходить всем образованным и обеспеченным людям, поездившим по миру, чтобы туда тянуло детей местного начальника и самого местного начальника. Хорошая библиотека должна быть оснащена кадровыми ресурсами, хорошо оплачиваемыми, хорошо образованными, способными организовывать серьёзные культурно- просветительские акции с участием университетских профессоров, учёных, политиков, умных управленцев, библиофилов, оказывать информационные услуги в правовой, экологической, потребительской и других сферах. Библиотека должна быть клубом для общения, в совершенстве использовать современные ИКТ, консультировать на предмет доступа к электронному контенту, в том числе и платному, создавать свой собственный контент.

История библиотечного дела на Западе свидетельствует, что все попытки сделать библиотеку рентабельной не увенчались успехом. Как библиотека может заработать?

Размножать что-то на ксероксе, сдавать помещения в аренду? Ну тогда надо строить такие помещения, чтобы библиотека могла на них зарабатывать, кстати, на Западе многие так и делают.

- В сентябре Межправительственная программа «Информация для всех» инициирует международную конференцию «Интернет и социокультурные трансформации в информационном обществе» в Южно-Сахалинске, участие в которой уже подтвердили на сегодняшний момент более 40 стран. Каковы цели и задачи мероприятия, почему был выбран именно Сахалин?

Новая инициатива России как страны – председателя Межправительственного совета Программы «Информация для всех» заключается в том, чтобы провести конференцию обобщающего характера, не по частной теме, а вообще о влиянии киберпространства на реальную жизнь. Таких конференций в мире ещё не было. Содержательных публикаций на эту тему очень мало. Это и понятно: социокультурные трансформации совершаются в течение столетий. Но сейчас всё очень убыстряется. Нужен хоть какой-то коллективный прогноз.

Сахалин был выбран потому, что они первыми обратились к нам с предложением о сотрудничестве, в результате чего возникла сначала идея, а потом и конкретный план совместно организовать большую международную конференцию юнесковского масштаба. Интерес в мире к этой конференции очень большой.

- А кто Вас поддерживает в этих инициативах?

Помогают Министерство культуры России, причём на протяжении 12 лет – все сменявшие друг друга министры, заместители министров, начальники департаментов и отделов; Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям; Министерство иностранных дел; Комиссия РФ по делам ЮНЕСКО. У нас прекрасные партнёры на уровне регионов – особо хочется выделить Правительство Якутии и Северо-Восточный федеральный университет. Кстати, уже принято решение о проведении в Якутске в следующем году Третьей международной конференции по языкам в киберпространстве. Языковая политика в Якутии образцовая. Помогают наши библиотеки, университеты. Когда-то должно наладиться и сотрудничество с Министерством образования и науки (до сих пор оно держалось в стороне) и с нашими бизнес-структурами. На международном уровне помогают Секретариат ЮНЕСКО, Московское Бюро ЮНЕСКО, очень хорошие отношения с ИФЛА, со Всемирной сетью в поддержку языкового разнообразия, с огромным количеством ведущих мировых экспертов.

- Наш традиционный вопрос – Ваши читательские предпочтения по книгам и их форматам?

Года три назад я вернулся к самому лучшему на свете чтению – отечественной и зарубежной классике. Много перечитал Льва Толстого, гениальность которого с возрастом всё больше поражает, зарубежных писателей-реалистов. Самый волнующий сейчас мой ум писатель – Лион Фейхтвангер, особенно его романы про ХХ век и про то, что ему предшествовало – об эпохе Просвещения, возникновении США, французской революции. Я считаю, что без Фейхтвангера очень сложно вживую ощутить и понять происходившее в мире в XX в., как и то, что сейчас в России происходит. Фейхтвангер – это такой же гигант, каким в XIX в. был Лев Толстой, «глыба, матёрый человечище»! Довольно много в последнее время я прочитал мемуаров известных деятелей культуры, как изданных ещё в советское время, так и совсем недавних. Очень интересны дневники композитора Георгия Свиридова. Большое впечатление произвела книга, которую написал сын президента Академии наук Франции Эмманюэль Каррер – роман «Лимонов». Помимо того, что сам Лимонов показан в ней как такой загадочный русский тип, про которого герой Достоевского сказал «широк человек, даже слишком широк, я бы сузил», это очень интересная книга о России и о восприятии России иностранцами. Сейчас читаю воспоминания руководителей царской охранки о событиях перед революцией – потрясающие умные и прозорливые люди были, всё понимали, что в России происходило и к чему всё шло. В дороге люблю «заглотить» хороший зарубежный политический детектив. Электронных книг не читаю, хотя и «живу» в Интернете.

- Спасибо!

Беседовала Елена Бейлина

NB !

Евгений Иванович КУЗЬМИН, Председатель Межправительственного совета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» с 2010 г., председатель Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» с 2000 г., член Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, президент Межрегиональной общественной организации «Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества». Кандидат педагогических наук. Доцент.

  • Родился в 1955 г.
  • Окончил с отличием Московский институт электронного машиностроения (1978 г.) и Литературный институт им. А.М. Горького (1986 г.).
  • С 1978 г. по 1984 г. научный сотрудник Института металлургии АН СССР.
  • С 1984 г. по 1992 г. обозреватель «Литературной газеты».
  • С 1992 г. по 2005 г. возглавлял различные структурные подразделения Министерства культуры РФ. Инициировал, руководил разработкой и реализацией масштабных программ модернизации российских библиотек, таких, как создание информационно-библиотечной компьютерной сети «ЛИБНЕТ», создание публичных центров правовой информации, Национальной программы сохранения библиотечных фондов России и др.
  • В 2003 г. был избран членом Правления Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА).
  • В 2006 г. по поручению Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям руководил разработкой Национальной программы поддержки и развития чтения.
  • В 2005–2012 гг. организовал шесть крупнейших международных конференций под эгидой ЮНЕСКО и Правительства России с участием представителей 120 стран, восемь всероссийских конференций и более 70 межрегиональных семинаров разной тематики.
  • Автор и составитель более 80 книг и более 400 статей в российской и зарубежной печати.
  • С 1998 по 2008 гг. преподавал в Московском государственном университете культуры и искусств, в 2003–2007 гг. был заведующим кафедрой управления информационно-библиотечной деятельности. С 2000 г. преподаёт в Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма.
  • Заслуженный работник культуры РФ. Лауреат Премии Правительства России в области культуры за 2005 год. Награждён медалями Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО и ФАПСИ. Имеет почётные грамоты и благодарности всех министров культуры России, министра иностранных дел России, руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, министров культуры Казахстана и Азербайджана, президента ИФЛА, руководства ЮНЕСКО, глав администраций и министров культуры многих субъектов РФ. Почётный доктор Бишкекского гуманитарного университета.

ЕВГЕНИЮ ИВАНОВИЧУ КУЗЬМИНУ – 50 ЛЕТ

Поздравительная телеграмма:

«Мы, сотрудники отдела архивов
Департамента государственной политики Минкультуры России,
ПОЗДРАВЛЯЕМ НАШЕГО РУКОВОДИТЕЛЯ с юбилеем,
и желаем Евгению Ивановичу долгих, плодотворных, счастливых лет жизни,
здоровья, семейного благополучия»

4 апреля 2005 года Евгению Ивановичу Кузьмину исполняется 50 лет.
Е. И. Кузьмин окончил Московский институт электронного машиностроения и Литературный институт имени А. М. Горького. Начиная с 1978 года он в течение нескольких лет работал инженером-исследователем в Академии наук СССР. С 1984 по 1992 год Евгений Иванович – обозреватель «Литературной газеты» (именно тогда на страницах «Литературки» появились первые материалы о работе зарубежных библиотек, во многом перевернувшие сознание российского библиотекаря). И уже в течение 12 лет Евгений Иванович работает на руководящих должностях в Министерстве культуры Российской Федерации и отвечает за формирование и реализацию государственной библиотечной политики в России. Стажировался в США, Франции, Германии.
Сегодня Е. И. Кузьмин – начальник отдела архивов Департамента государственной политики Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой управления библиотечной деятельностью Московского государственного университета культуры и искусства, преподает также в Академии переподготовки работников культуры, искусства и туризма.
Трудно найти в стране библиотекаря, который не знал бы, кто такой КУЗЬМИН.
Потому что он – инициатор и организатор многих крупнейших национальных библиотечных программ и проектов в Российской Федерации. Вот некоторые из них – «Создание общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети «ЛИБНЕТ», «Сохранение библиотечных фондов», «Создание общероссийской сети публичных центров правовой информации (ПЦПИ) на базе общедоступных библиотек», «Создание модельных публичных библиотек на селе».
Евгений Иванович Кузьмин ведет научные исследования в области международной и государственной культурной, информационной и библиотечной политики. Он – автор монографии «Библиотеки России на рубеже тысячелетий», научный редактор и составитель целого ряда сборников научных, практических и методических материалов по различным проблемам библиотечно-информационной сферы, имеет более 300 публикаций в российской и зарубежной печати по вопросам формирования Информационного общества, развития литературы, культуры, библиотечного дела.
Большое внимание он уделяет развитию такого важного направления, как усиление присутствия библиотек России в мировом информационном пространстве: активно занимается вопросами участия российских библиотек и других учреждений культуры в программах и проектах Комиссии Европейского Сообщества, ЮНЕСКО, ИФЛА и др. Благодаря усилиям Е. И. Кузьмина наша страна стала активно взаимодействовать с флагманской программой ЮНЕСКО «Информация для всех».
Е. И. Кузьмин активно участвует в деятельности российских и международных организаций. Он –

  • член правления Международной Федерации библиотечных ассоциаций (ИФЛА);
  • член группы национальных представителей в проекте Европейской комиссии «Минерва плюс»;
  • вице-президент Российской библиотечной ассоциации (с 2004 г.);
  • член Межправительственного совета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех»; председатель Российского комитета этой программы;
  • член экспертного совета Федеральной программы книгоиздания при Роспечати (с 1995 г.);
  • председатель программного комитета ежегодных всероссийских совещаний руководителей федеральных и региональных библиотек России (с 1993 г.);
  • председатель программного комитета ежегодных международных научных конференций в Крыму «Библиотеки и библиотечные ассоциации: новые технологии и новые формы сотрудничества» (с 1996 г.) и др.
Многогранная и плодотворная деятельность Е. И. Кузьмина снискала ему высокий авторитет в стране и за рубежом. Он – первый и единственный в России эксперт, которого Совет Европы пригласил дать заключение по проблемам развития культуры другой страны.

Библиотекари страны присоединяются к поздравлениям коллег Е. И. Кузьмина и надеются на долгую совместную творческую работу!


Евгений Иванович Кузьмин - заместитель председателя Межправительственного совета и председатель Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех». Фото www.centerreading.blogspot.com

Интервью заместителя председателя Межправительственного совета и председателя Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», члена Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, президента Межрегионального центра библиотечного сотрудничества Евгения Ивановича Кузьмина журналу «Международная жизнь».

Одно из первых заседаний нового парламентского года в Государственной Думе было посвящено проблемам поддержки выпуска литературы на национальных языках народов России и концепции национальной программы поддержки детского и юношеского чтения. Заместитель председателя Межправительственного совета и председатель Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», член Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, президент Межрегионального центра библиотечного сотрудничества Евгений Иванович Кузьмин выступал на заседании по второму вопросу - о поддержке детского и юношеского чтения в России. В беседе с обозревателем журнала «Международная жизнь» Еленой Студневой Евгений Иванович пояснил суть проблем.

- «Международная жизнь» : Евгений Иванович, еще недавно Россию называли «читающей страной», а сегодня власти принимают государственную программу для поддержки чтения в обществе - в чем глубина проблемы?

- Е.И.Кузьмин : Проблема заключается в том, что во всем мире дети и юное поколение граждан читают все меньше и меньше. Вернее, они читают все более и более простые тексты, - не книги. Так происходит потому, что и взрослые этим занимаются. Мы живем в совершенно новой информационной среде. Экранная культура с детства приучает нас к картинкам, отучая от чтения. От самостоятельного чтения, от совместного с родителями чтения, когда попутно у детей возникают вопросы и есть, кому помочь ответить на них.

- «Международная жизнь» : Раньше СМИ помогали дополнительному интересу к чтению через радиоспектакли, экранизацию литературных произведений, - теперь же выполняют прямо противоположную функцию? Где же та грань, за которой начинается обратный процесс? Как предотвратить его необратимость?

- Е.И Кузьмин : Мы «потребляем» картинки и думаем, что не нужно читать книги для того, чтобы представить себе отдаленный окружающий мир. Средства массовой информации предлагают нам огромное количество развлечений, пропагандируют: «Развлекайся, наслаждайся жизнью, ты этого достоин». Но чтение - это всегда усилие. Если с детства ребенку не привита потребность в чтении, если он не обучен чтению, если чтение для ребенка первоначально не только труд, а удовольствие, тогда вырастает малочитающее поколение. К чему это приводит? - К тому, что знание, смыслы, которые накоплены человечеством и сосредоточены именно в письменной культуре в текстах, они не усваиваются в необходимом и достаточном количестве для того, чтобы принимать верные решения, понимать, что происходит в мире и как на это нужно реагировать. Всё это возможно только через чтение книг, документов, газет, журналов. Чтение в массовом обыденном сознании большинством людей воспринимается как некое развлекательное занятие. На самом же деле чтение - это намного более широкое и серьезное понятие, охватывающее всю нашу сколько-нибудь интеллектуальную деятельность.

- «Международная жизнь» : Вы, как представитель ЮНЕСКО, можете отследить хотя бы поверхностно, в каких странах наиболее востребовано чтение книг?

- Е.И.Кузьмин : Ваше слово «поверхностно» - правильно и справедливо, потому что сравнительных исследований по всему миру не проводится, не разработаны методики. Очень мало людей могут операционализировать это понятие - чтение. На обыденном уровне - это все воспринимается довольно просто: читали книжку, что-то забыли, но что-то в памяти осталось. Есть некоторые исследования, на основании которых можно сказать, что наиболее благополучная ситуация с чтением именно книг в маленьких северных скандинавских странах - Швеции, Финляндии, Норвегии, Дании. Есть и объяснение того, почему в северных культурах ориентация на чтение гораздо больше, чем - в южных. Прежде всего, во многом это объясняется и климатическим фактором - дождь, холод, короткий день - есть, чем заняться дома и на досуге. В южных странах - солнце, море, активный туризм, больше прекрасного искусства, карнавалы. Это первое. Во-вторых, Россия - северная страна, - нам ни в коем случае нельзя себя сравнивать с какими-то западными странами и говорить, что у них дела обстоят в этой области не лучше, чем у нас. У России гораздо больше задач по обустройству страны. Следовательно, нам нужно больше энциклопедически образованных людей, эрудитов, а это возможно только через чтение литературы - любой: познавательной, художественной, научно-популярной, научной, философской, политологической, социологической, политической и т.д. Суть проблемы - во взрослых. Взрослые должны, наконец, осмотреться и начать по-другому оценивать такие серьезные навыки, как потребность детей в чтении.

- «Международная жизнь»? Как Вы оцениваете потребность в русской литературе в мире, снижается ли интерес к ней?

- Е.И.Кузьмин: К сожалению, потребность в нашей литературе снижается, и нынешнему поколению, не только у нас в стране, но и в других государствах, все труднее и труднее воспринимать классику, например, XIX века. Там описывается совсем другая реальность, другая жизнь, другие герои, другой язык, - не тот, который они слышат в повседневной жизни. Все это приводит к тому, что взаимодействие человека и литературы заметно сокращается, - а это очень опасно.

- «Международная жизнь»: Но есть понятие - «удерживающий». В этом смысле Россия, наверное, удерживающая страна, которая стремится сохранить такое явление, как неотъемлемая потребность человека в книге, в чтении? Как не дать исчезнуть этому?

- Е.И.Кузьмин : Россия - это великая страна, несмотря на сложности, которые все мы периодически переживаем, то устраиваем революцию, то реформы. Россия велика не только потому, что её территория велика, не потому, что страна выигрывала войны, а потому что она создала великую культуру. И с этим вряд ли кто поспорит. Мы - один из пяти народов, которые создали великую литературу. Англичане, французы, немцы и, пожалуй, всё. Где в Испании великая литература после Сервантеса? Где в Италии после Петрарки и Данте великая литература? А русская художественная литература отличается от западных литератур невероятным погружением во внутренний мир человека, в вечные ценности, в смысл жизни, - этого больше всего у нас, в русской литературе.

Больше скажу - сравните Льва Толстого и Вильяма Шекспира: два гения, два фантастических знатока человеческой души, её природы, движения, грандиозного понимания истории. О чем писал Шекспир, и что делают его герои, чем живут? - Борьба за власть, убийства, интриги, кровосмешение, подлость, измена на каждом углу. О чем размышляет Толстой? - Смысл жизни, я и Бог, достоин или не достоин я Бога, зачем я живу, муки совести, проблема греха, духовные искания.

- «Международная жизнь»: Там ситуационные коллизии, здесь - психологические.

- Е.И.Кузьмин : Совершенно верно! Это очень важно, - о чем литература. Сегодня мы наблюдаем рациональный мир, корыстный, всё строится вокруг денег, капитализм пришел вместе с демократией, и очень важно в таком мире значение слова - литературного слова, высокохудожественного. Если русские не будут читать, - что же говорить о других? Наследники и носители великой русской литературы должны, обязаны сохранить культуру чтения.

- «Международная жизнь»: Спасибо, Евгений Иванович!

error: Content is protected !!