Что такое тико моделирование в доу. Педразвитие
Консультации для педагогов "Технология ТИКО - моделирования для развития детей дошкольного возраста"
Лучший способ сделать ребенка хорошим - это сделать его счастливым О. Уайльд.Дети играют со всем, что попадается им в руки, поэтому им нужны для игр безопасные и прочные вещи, и конструкторы ТИКО дают им возможность для экспериментирования и самовыражения.
«ТИКО» – это Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения. Он представляет собой набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно. Внутри больших фигур конструктора есть отверстия, которые при сборе игровых форм выступают в роли «окошка», «двери», «глазок». Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора до мебели, коттеджа, ракеты, корабля, осьминога, снеговика и т. д.
Творческий характер игры определяет наличие игрового замысла, его свободное развитие, вариативность решения созидательной задачи, интерес детей к процессу деятельности, наличие воображаемой ситуации. Освоение конструктивных особенностей материала наталкивает детей на создание новых предметов, изменение их свойств: положил кирпичик на широкую грань – можно строить дорожку, скамейку, поставил этот же кирпичик на узкую короткую грань – можно строить высокий забор и т. д. Но при неосторожной игре эти постройки ломаются и надо снова их восстанавливать, их сложно перенести на другое место, а это некоторое неудобство для игровой деятельности детей. И в такой ситуации на помощь детям придет конструктор «ТИКО».
Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения (ТИКО) состоит из 10 наборов, рассчитанных для детей дошкольного возраста.
Что же можно решить с помощью конструктора ТИКО?
Возможность изучать окружающий мир самостоятельно, но в рамках организованной развивающей среды и при наличии необходимого руководства – оптимальные условия для развития дошкольника.
Работая с конструктором ТИКО, мы можем решить сразу несколько проблем:
1) создание развивающей среды;
2) организация развивающих занятий;
3) реализация проектной деятельности в детском саду.
Использование обучающих конструкторов ТИКО - эффективный метод работы с детьми дошкольного возраста. Увлеченные в процесс моделирования и конструирования, дети не замечают, как в игре педагогом реализуются воспитательные и образовательные задачи.
Развивающая среда в дошкольных учреждениях необходима для гармоничного развития и успешной подготовки детей к первому классу начальной школы. Сегодня развивающая среда для дошкольников может быть легко организована с помощью обучающего конструктора для объемного моделирования ТИКО. Причем, конструктор можно использовать в различных направлениях:
1) в театральном уголке можно конструировать из ТИКО-деталей декорации и персонажи для сказок;
2) в физкультурном уголке – для спортивных игр и соревнований можно использовать различные атрибуты, построенные из ТИКО-деталей;
3) кукольный уголок с мебелью, ковриками и другой домашней утварью полностью можно сконструировать из ТИКО;
4) в уголках с сюжетно-ролевыми играми
5) в уголке лепки и изодеятельности также можно сконструировать красочные узоры и орнаменты из ТИКО;
6) уголок чтения оснастить набором «Эрудит» - дети могут брать оттуда буквы и составляют нужные им для игр слова;
7) для детей с математическим складом ума набор «Геометрия» из ТИКО – деталей которого собирают фантазийные и геометрические фигуры, сконструировать двузначные числа, числовые выражения на сложение, вычитание с помощью набора «Арифметика»;
8) в строительном уголке построить из ТИКО дома, мосты, гаражи, роботов, ракеты, самолеты, машины, в общем, все, на что хватает фантазии.
Работая с конструктором, дети развивают мелкую моторику, воображение, эстетический вкус, пространственное мышление, логику, сообразительность и внимание.
Задача родителей и воспитателей состоит в том, чтобы окружить детей такой средой и системой межличностных отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали в детях именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.
Развивающие занятия в детском саду помогают детям в освоении письма, чтения, математики, в целом способствуют интеллектуальному развитию детей. Интеграция конструирования с занятием по математике или обучения грамоте способствует эффективному интеллектуальному и личностному развитию детей, мотивирует их к учебе, увлекает интересными проектами. Дети воспринимают занятия как игру, и с большим удовольствие погружаются в нее.
В процессе моделирования и конструирования во время проведения занятий дошкольники приобретают важные навыки творческой работы, подключают воображение, учатся фантазировать и мыслить пространственно.
Неотъемлемой частью конструирования является предварительное проектирование, проводимое под руководством педагога и предусматривающее пошаговое выполнение инструкций, в результате, которого дети строят заданную модель.
Отличительной чертой интегрированного с конструированием занятия является свободное, не ограниченное жесткими рамками решение творческих задач, в процессе которого ученики делают модели по собственным проектам, тем самый превращая процесс рутинного получения знаний в увлекательную игру.
Игры с конструктором ТИКО позволяют создать своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта ребенка. Развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию деталей и предметов, умение находить ошибки и недостатки, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение №34
«Детский сад комбинированного вида г.Никольское»
Консультация
на тему:
«ТИКО – моделирование в детском саду»
Подготовила:
Т.А. Комарова воспитатель
старшей группы
г.Никольское
2017 г.
ТИКО – моделирование
в детском саду
Возможность изучать окружающий мир самостоятельно, но в рамках организованной развивающей среды и при наличии необходимого руководства – оптимальные условия для развития дошкольника.
Работая с конструктором ТИКО, мы решаем сразу несколько проблем:
Создание развивающей среды;
Организация развивающих занятий;
Реализация проектной деятельности в детском саду.
Использование обучающик конструкторов ТИКО – эффективный метод работы с детьми дошкольного возраста. Увлеченные в процесс моделирования и конструирования, дети не замечают, как в игре педагогом реализуются воспитательные и образовательные задачи.
Развивающая среда в дошкольных учреждениях необходима для гармоничного развития и успешной подготовки детей к первому классу начальной школы. Сегодня развивающая среда для дошкольников может быть легко организована с помощью обучающего конструктора для объемного моделирования ТИКО. Причем, конструктор можно использовать в различных направлениях:
В театральном уголке мы конструируем из ТИКО-деталей декорации и персонажи для сказок;
В физкультурном уголке – для спортивных игр и соревнований мы используем различные атрибуты, построенные из ТИКО-деталей;
Кукольный уголок с мебелью, ковриками и другой домашней утварью полностью сконструирован из ТИКО;
В уголках с сюжетно-ролевыми играми «Больница», «Парикмахерская», «Путешествие», «Почта» много игровых атрибутов из ТИКО-деталей;
В уголке лепки и изодеятельности дети с эстетическим удовольствием крнструируют красочные узоры и орнаменты из ТИКО;
Уголок чтения оснащен большой коробкой набора «Эрудит» -дети берут оттуда буквы и составляют нужные им для игр слова;
Дети с математическим складом ума часто достают с полки набор «Геометрия и собирают из ТИКО-деталей фантазийные и геометрические фигуры, конструируют двузначные числа, числовые выражения на сложение, вычитание с помощью набора «Арифметика»;
В строительном уголке мы строим из ТИКО дома, мосты, гаражи, роботов, ракеты, самолеты, машины, в общем, все, на что хватает фантазии.
Работая с конструктором, дети развивают мелкую моторику, воображение, эстетический вкус, пространственное мышление, логику, сообразительность и внимание.
Задача родителей и воспитателей состоит в том, чтобы окружить детей такой средой и системой межличностных отношений, который стимулировали бы самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали в детях именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.
Развивающие занятия в детском саду помогают детям в освоении письма, чтения, математики, в целом способствуют интеллектуальному развитию детей. Интеграция конструирования с занятием по математике или обучения грамоте способствует эффективному интеллектуальному и личностному развитию детей, мотивирует их в учебе, увлекает интересными проектами. Дети воспринимают занятия как игру, и с большим удовольствием погружаются в нее.
Впроцессе моделирования и конструирования во время проведения занятий дошкольники приобретают важные навыки творческой работы, подключают воображение, учатся фантазировать и мыслить пространственно.
Неотъемлемой частью конструирования является предварительное проектирование, проводимое под руководством педагога и предусматривающее пошаговое выполнение инструкций, в результате, которого дети строят заданную модель.
Отличительной чертой интегрированного с конструированием занятия является свободное, не ограниченное жесткими рамками решение творческих задач, в процессе которого ученики делают модели по собственным проектам, тем самым превращая процесс рутинного получения знаний в увлекательную игру.
Игры с конструктором ТИКО позволяют создать своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта ребенка. Развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию деталей и предметов, умение находить ошибки и недостатки, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления.
Главная > ПрограммаАвторы: Елена Васильевна Михайлова, кандидат педагогических наук, доцент Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого Ирина Викторовна Логинова, воспитатель МАДОУ № 81 «Солнышко» Великого Новгорода.
Как развить в малыше задатки конструктора
Впервые в данной статье для воспитателей детских садов и родителей дошкольников публикуется программа дополнительного образования «Развитие пространственных представлений у дошкольников через практические занятия с ТИКО-конструктором для объёмного моделирования». Пояснительная записка к программе, подробное тематическое планирование на 4 года, сценарий праздника на основе ТИКО, или Т рансформируемого И грового К онструктора для О бучения «ТИКО ». Воспитатели и педагоги России приглашаются к совместному созданию книжки методических рекомендаций по работе с ТИКО (конт. e-mail: irinaloginova76@ ). Вот уже на пороге новый 2011 год. Нет такого родителя или воспитателя, который именно с нового года не давал бы себе зарок стать лучше. Это значит, хочется начать уделять развитию наших детей больше времени, но главное – делать это по-новому. Чтобы не было скучно взрослым, чтобы было полезно малышам, чтобы не было дорого для детсадов. Реализовать такой конструктивный настрой развивать ребенка помогает конструктор и готовая программа занятий с ним для детских садов и родителей. Великий Новгород делится со страной таким опытом вместе с Т рансформируемым И гровым К онструктором для О бучения «ТИКО ». Что такое ТИКО? Т рансформируемый И гровой К онструктор для О бучения «ТИКО» – это набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно. Внутри больших фигур конструктора есть отверстия, которые при сборе игровых форм выступают в роли «окошка», «двери», «глазок». Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора до мебели, коттеджа, ракеты, корабля, осьминога, снеговика и т.д. В игре с конструктором ребенок выучивает не только названия и облик плоскостных фигур (треугольники равносторонние, равнобедренные и прямоугольные, квадраты, прямоугольники, ромбы, параллелограммы, трапеции, пятиугольники, шестиугольники и восьмиугольники). Малышу открывается мир призм, пирамид, звезд Кеплера и становится посильным выговорить не каждому взрослому знакомые слова «икосаэдр», «додекаэдр» и др. Кто рекомендует ТИКО? Все 10 наборов конструктора ТИКО рассчитаны для игр детей разного дошкольного и школьного возраста. Их выпуск был начат по рекомендациям Российской Академии Образования в 2005 году отечественным производителем ЗАО «НПО РАНТИС». Опытные образцы конструктора получили высокую оценку специалистов Московского Государственного Университета имени М.В.Ломоносова, Российского Государственного педагогического Университета имени А.И.Герцена, Ярославского Государственного Университета и др. Конструктор имеет сертификат соответствия гигиеническим требованиям и рекомендации Российского Государственного Педагогического Университета им. А.И. Герцена и Ленинградского Областного Института Развития Образования. Новгородские воспитатели в 2010 году высоко оценили возможности работы с конструктором в детских садах, создали и апробировали программу «Развитие пространственных представлений у дошкольников через практические занятия с ТИКО-конструктором для объёмного моделирования». Каким может быть содержание работы с ТИКО в детском саду? Когда родители малышей интересуются, чем будет заниматься ребенок в группе, трудно ожидать, что мама или папа найдут время прочесть всю программу. Для многих посильным будет просмотреть помесячное тематическое планирование. С ТИКО темы занятий могут быть такими для, например, старшей и подготовительной групп: сентябрь – ТИКО: разные детальки – форма, цвет, число. Играй-ка! (знакомство с конструктором). октябрь – ТИКО: множество углов. Мы запомним много слов! (знакомство с многоугольниками). ноябрь – ТИКО: форма и размер, геометрии пример! (геометрический тренинг). декабрь – ТИКО влево, ТИКО вправо: всё пространство для забавы! (, конструирование дорожек, графические диктанты). январь – ТИКО-парк для Винни-пуха (развитие фантазии в пространственных формах). февраль – ТИКО-домик для куклы (понятие о симметрии). март – ТИКО-призма, ТИКО-куб, ТИКО-пирамида (понятие об объеме и развертке). апрель – ТИКО-многогранники вдруг пустились вскачь: Каждый быстро сделает звонкий яркий мяч! (конструирование мяча). май – ТИКО-космодром (развитие фантазии через конструирование инфраструктурынх объектов). По какой программе работать с ТИКО? Программа дополнительного образования «Развитие пространственных представлений у дошкольников через практические занятия с ТИКО – конструктором для объёмного моделирования» составлена новгородским воспитателем Ириной Викторовной Логиновой (МАДОУ № 81 «Солнышко»). Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям дошкольников от 3 до 7 лет. Программа реализуется как научно-познавательное направление. Её педагогическая целесообразность обусловлена важностью для ребенка развития общего интеллекта и таких навыков, как пространственное мышление и математическая грамотность. Система практических заданий и занимательных упражнений из программы позволяет педагогам и родителям формировать, развивать, корректировать у дошкольников пространственные, зрительные и математические представления через игровой формат занятий. Конструирование в рамках программы – процесс творческий, осуществляемыйчерез совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом,позволяющийпровести интересно и с пользой время в детском саду.При этом дети через развивающие практические занятия учатся преодолевать трудности, принимать самостоятельные решения, находить наиболее действенный способ достижения возникающей в ходе занятий учебной цели. И в этом несомненная актуальность программы. Программа предназначена для воспитателей дошкольных учреждений, логопедов, психологов, дефектологов и может быть рекомендована родителям для увлекательных совместных занятий с ребёнком. Основной целью программы является формирование пространственных и зрительных представлений у дошкольников. Для этого педагог ставит перед собой и решает следующие задачи: - увлечь детей активной творческой деятельностью; - познакомить с геометрическими фигурами и объемными телами; - укрепить детские пальчики и кисти, развивая тем самым мелкую моторику рук; - активизировать развитие левого и правого полушарий головного мозга ребёнка за счёт управления работой кистей рук и задействования пространственного мышления при сборе объёмных фигур; - развивать у учащихся мотивационную сферу – интерес к исследовательской деятельности и моделированию. Сроки реализации программы – 4 года обучения в детском саду (например, 2 раза в неделю, т.е. 66 занятий в год). Рекомендуемая продолжительность занятий: для детей 3-4 лет – 15 минут, 4-5 лет – 20 минут, 5-6 лет – 20 минут, 6-7 лет – 30 минут. Ведущей формой организации занятий заявлена групповая. Наряду с групповой формой работы во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Вся практическая часть основана на работе детей по теме занятия с конструктором для объёмного моделирования (ТИКО – Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения). Ожидаемый результат: 1 год обучения (3-4 года). По окончании дети должны знать и уметь: - различать геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник) по цвету, форме и размеру; - ориентироваться в свойствах: большой – маленький, высокий – низкий, широкий – узкий; - конструировать основные геометрические фигуры – круг, треугольник, квадрат, прямоугольник; - анализировать и сравнивать по одному признаку; - классифицировать по одному свойству; - различать понятия «один» – «много»; - считать и различать числа до 3; - ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз», «сбоку», а также -над, -под, -в, -на, -за, -перед. Ожидаемый результат: 2 год обучения (4-5 лет). По окончании дети должны знать и уметь: - классифицировать по 1 - 2 свойствам; - конструировать плоские геометрические фигуры; - различать и называть фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник); - анализировать и сравнивать по 1-2 признакам; - ориентироваться в понятиях «далеко», «близко», «около», «выше», «ниже», «между». - считать и различать числа до 5; - иметь представление о различных видах многоугольников; - конструировать по образцу. Ожидаемый результат: 3 год обучения (5-6 лет). По окончании дети должны знать и уметь: - конструировать – куб, параллелепипед; - анализировать и сравнивать по 2 признакам; - классифицировать по 2 свойствам; - считать и различать числа до 10; - конструировать по образцу и по собственному замыслу. Ожидаемый результат: 4 год обучения (6-7 лет). По окончании дети должны знать и уметь:
- конструировать различные виды многоугольников; ориентироваться в понятиях «направо», «налево»; анализировать и сравнивать по 2-3 признакам; различать написание букв, цифр и их зеркальное отражение; конструировать тематические игровые фигуры по образцу и по собственному замыслу; уметь вычислять периметр фигуры; иметь представление о правилах составления узоров и орнаментов; конструировать объемные геометрические фигуры – куб, параллелепипед, шар, пирамида, призма.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по программе «Развитие пространственных представлений у дошкольников через практические занятия с ТИКО – конструктором для объёмного моделирования»
год обучения
Название темы | Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия |
|
Геометрические фигуры | ||||
Пространственное ориентирование | ||||
Тематическое конструирование | ||||
Классификация по одному признаку | ||||
Свойства | ||||
Цифры 1 – 3 | ||||
год обучения
Название темы | Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия |
|
Геометрические фигуры | ||||
Пространственное ориентирование | ||||
Тематическое конструирование | ||||
Классификация по 1 - 2 признакам | ||||
Свойства | ||||
Цифры 1 - 5 | ||||
год обучения
Название темы | Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия |
|
Многоугольники | ||||
Объемные геометрические фигуры | ||||
Пространственное ориентирование | ||||
Тематическое конструирование | ||||
Классификация по 2 признакам | ||||
Свойства | ||||
Цифры 1 - 10 | ||||
год обучения
Название темы | Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия |
|
Многоугольники | ||||
Объемные геометрические фигуры | ||||
Пространственное ориентирование | ||||
Тематическое конструирование | ||||
Классификация по 2 – 3 признакам | ||||
Числа до 100 | ||||
Периметр | ||||
Узоры и орнаменты | ||||
- Дидактическая игра «Угощение друзей». Дидактическая игра «Помоги Колобку». Дидактическая игра «Найди клад» Дидактическая сказка «Сказка о прекрасной принцессе и разрушенном замке» Дидактическая игра «Магазин».
- Столы – 5 штук Стулья – 10 штук Стеллаж для хранения наглядного материала – 1 штука.
- Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. М.: Айрис-пресс, 2006. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к школе. Учимся узнавать геометрические фигуры. М.: Дрофа, 2006. Ермакова Е.С., Румянцева И.Б., Целищева И.И. Развитие гибкости мышления детей. СПб.: Речь, 2007. Конина Е.Ю. Лабиринты и дорожки. Тренируем пальчики. М.: ООО «Издательство «АЙРИС-пресс», 2007. Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений. М.: Мозаика-Синтез, 2006. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для дошкольников. Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2004.
Сценарий игры для будущих первоклассников "Грамотей по имени ТИКО".
Игра может быть посвящена Дню знаний (1 сентября), Международному дню грамотности (8 сентября), выпуску дошколят из детского сада как посвящение в первоклассники или приурочена к другим поводам. Осветить игру охотно откликаются телевизионные СМИ, если их пригласить с помощью, например, такого пресс-релиза:
Впервые в городе N в режиме нон-стоп дошколята отметят Международный день грамотности. 8 сентября в Y часов в детском саду Х пройдет зрелищная детская игра "Грамотей по имени ТИКО". На второй неделе сентября во всем мире отмечается Международный день грамотности. В XXI веке грамотным может считаться только тот, кто постоянно обновляет свои знания и стремится к учебе. Именно так в выпускных группах детского сада Х и решили отметить начало учебного года. Грамотность и вкус к учебе старшие группы дошкольников продемонстрируют в эстафетах и конкурсах с Трансформируемым Игровым Конструктором для Обучения ТИКО. Из деталей конструктора командам предстоит на скорость сконструировать дом и мебель, выложить самую длинную дорожку и без ошибок составить слова-отгадки на загадки. Участники самой мобильной команды, лучше всех ориентирующиеся в новой обстановке и грамотно выполняющие задания, будут удостоены наград "Грамотей по имени ТИКО". Игра проводится с детьми, которые уже познакомились с конструктором и приобрели достаточный опыт в сборе объемных фигур. Можно использовать данный сценарий для проведения праздников, мероприятий для выпускников детского сада. Параллельно с игрой грамотеев пройдет выставка поделок из конструктора, выполненных дошколятами. Зрительское голосование определит самую эффектную поделку, автору которой также достанется приз.
По словам Светланы Николаевны Гореваловой, заведующего детского сада 61, «сценарий праздника «Грамотность в режиме нон-стоп» легко адаптируется к любому детскому дошкольному учреждению, помогая воспитателям соответствовать в работе с детьми новым образовательным стандартам. На занятиях и в игре малыши с увлечением и пользой через работу с конструктором приближаются к освоению заложенных в стандарте 4 умениям: ОРГАНИЗОВЫВАТЬ свою деятельность, результативно работать с ИНФОРМАЦИЕЙ, делать ответственный ВЫБОР в мире ценностей и поступков и уметь ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ с людьми. Согласитесь, эти умения нужны любому взрослому – так пусть наши дети будут уже сейчас успешнее нас!» Время
проведения игры: один час. Обязательно подобрать веселый музыкальный фон
. На протяжении всей игры в зале работает выставка
«Город ТИКО-мастеров!» из поделок, выполненных из конструктора ТИКО. Открытие выставки производится на 15 минут раньше игры, чтобы зрители могли проголосовать за понравившиеся поделки. Родители и дети, гости праздника изучают выставку, затем берут листок, на котором пишут номер понравившейся поделки, и кладут его на тарелочку (лучше из ТИКО-деталей). После игры подводятся и итоги конкурса «Город ТИКО-мастеров!». Правила
игры:
- в игре принимают участие команды 3 команды, команды соревнуются между собой, выполняя различные задания с конструктором ТИКО, жюри оценивает скорость и качество выполненных заданий и выбирает победителя: 1 балл за 1 место, 2 за 2-ое и 3 за 3-е, в игре побеждает команда, получившая меньше всех баллов.
- ведущий, владеющий приемами экспромта две помощницы, перед началом игры организовывающие процедуру голосования на выставке «Город ТИКО-мастеров!», а во время игры помогающие переставлять столы и разносящие командам конструктор и контейтеры помощник, включающий по сигналу ведущего музыкальные паузы. в жюри можно включить представителей администрации детского сада и родительского комитета
- столы для выставки заранее сделанные дошкольниками поделки из конструктора ТИКО для выставки блок с листками для зрительского голосования пачка фломастеров для зрительского голосования тарелочка для итогов голосования нарисовать крупное название выставки «Город ТИКО-мастеров!» жетоны (картон, с одной стороны – белый, с другой стороны – цветной: по 5 красных, желтых и синих квадратиков) канцтовары для жюри грамоты (4) призы (7, лучше всего – наборы конструкторов ТИКО и сладости) для задания А. – три стола, по 9 деталей для строительства дома для задания Б. – те же столы, три коврика, контейнеры с деталями для сборки мебели, книжки-ТИКО с иллюстрациями для задания В. – три контейнера с цветными деталями для задания Г. – три корзины, три контейнера с деталями для задания Д. – несколько листочков с загадками, три контейнера с буквами для конкурса для зрителей «Разложи ТИКО-детали по цвету» – 1 большой контейнер с фигурами и 4 маленьких пустых для конкурса для зрителей «Разложи ТИКО-детали по форме» – 1 большой контейнер с фигурами и 4 маленьких пустых контейнеры – 10 маленьких, 7 больших грамоты (4 штуки) призы (7 штук) результаты игры
Сегодня важнейшее условие распространения грамотности – это постоянное обучение, непрерывное образование, работа каждого человека над собой. А вы уже совсем скоро пойдете в школу. Этому и грамотности и будет посвящен наш сегодняшний праздник. Он пройдет в виде игры. 2. Участники – 18 человек (15 человек детей и 3 взрослых)– подходят к столу и берут жетоны (с одной стороны – белые, с другой стороны – цветные: красный, желтый, синий) и по цвету жетонов делятся на три команды. 3. Командам дается одна минута, чтобы придумать себе название. Затем ведущий под аплодисменты объявляет названия команд. 4. Конкурсные задания. А. «Собрать из ТИКО-деталей дом!» Ведущий сообщает, что командам за заданное время надо построить домики для Цыпленка, Утенка и Котенка (берет их с выставки, ставит на столы). Команды строятся в колонну, напротив каждой команды на столе разложены ТИКО-детали маленького размера для сборки дома. Образец дома ведущий показывает участникам и зрителям. По сигналу первый участник бежит к столу и соединяет две детали дома – возвращается обратно. Второй участник бежит к столу и присоединяет к дому ещё одну деталь и т. д. Выигрывает команда, которая быстро и правильно построит дом. Б. «Собрать из ТИКО-деталей мебель!» Ведущий на те же столы выкладывает по коврику из деталей ТИКО и сообщает командам, что теперь им необходимо будет за заданное время построить мебель для дома – стол, стул, диван и шкаф. Образцы построек показываются в книге-ТИКО. Команды располагаются вокруг стола и по сигналу начинают работу. Победителем становится команда, выполнившая свою работу быстро и качественно. Ведущий проверяет качество выполненной работы, и столы с поделками присоединяются к выставке «Город ТИКО-мастеров!». Во время этого задания – «Разложи ТИКО-детали по цвету». Двум командам дают большой контейнер с разноцветными фигурами и четыре пустых контейнера. Задание: как можно быстрее разложить ТИКО-детали по цветам – желтый, зеленый, синий, красный. В. «Собрать из ТИКО-деталей цветную дорожку!» Каждая команда получает контейнер с фигурами. Необходимо найти все фигуры определенного цвета и собрать из них дорожку. Выигрывает тот, кто за заданное время сделает это быстрее. Ведущий проверяет, не остались ли нужные детали в контейнере, и объявляет победителя. Г. «Собрать из ТИКО-деталей как можно больше объёмных геометрических фигур!» Команды располагаются за столами. Они получают по корзине из ТИКО-деталей и по контейнеру с плоскими фигурами. Корзины ставят на расстоянии от столов. Собрав фигуру, ребенок бежит к корзине и кладет её туда. За заданное время они должны собрать как можно больше объемных геометрических фигур и сложить их в корзину. Ведущий со зрителями (хором) считают фигуры в каждой корзине и объявляют победителя. Во время этого задания можно провести конкурс для маленьких зрителей и/или родителей – «Разложи ТИКО-детали по форме». Двум командам дают по контейнеру с разными фигурами и четыре маленьких пустых контейнера. Задание: как можно быстрее разложить ТИКО-детали по форме – квадрат, треугольник, прямоугольник, шестиугольник. Д. «Собрать из ТИКО-букв отгадку!» (конкурс для детей подготовительной группы) Командиру, взрослому человеку, выдают лист с загадкой. Нужно отгадать загадку прочесть и собрать слово-отгадку из ТИКО-букв. Побеждает команда, которая правильно отгадает загадку и быстро соберет слово. (Этот же конкурс может являться дополнительным для выявления победителя в случае, если на победу в игре будут претендовать две команды). Примерные загадки:
Тридцать три сестрички Ростом невелички. Если знаешь их секрет, То на все найдешь ответ. (алфавит) | Всё я знаю, всех учу, Но сама всегда молчу. Чтоб со мною подружиться, Надо грамоте учиться. |
Я оставляю синий след, Но жить он может много лет. | Поле белое, Овцы черные. |
Никому не даст он краски Вдруг товарищ не вернёт!? Почитать не даст он сказки – Очень редкий переплет... | Поиграть не даст в компьютер – Можно клавиши сломать. И вообще в компьютер лучше В одиночку поиграть! |
Палочка волшебная есть у меня друзья. Палочкою этой могу построить я Башню, дом и самолёт, И огромный пароход! (карандаш) | Любим нос везде совать, И чертить, и рисовать, Все раскрашиваем сами Разноцветными носами. (карандаши) |
Не похож на человечка, Но имеет он сердечко, И работе круглый год Он сердечко отдаёт. Он и чертит, и рисует. А сегодня вечерком Он раскрасил мне альбом. (карандаш) | Для меня резинка, братцы, лютый враг! Не могу я столковаться с ней никак. Сделал я кота и кошку – красота! А она прошлась немножко – нет кота! С ней хорошую картинку не создать! Так во всю ругал резинку... (карандаш) |
ТИКО-моделирование
в детском саду
подготовила:
заведующий МБДОУ д/с №28
Кочина О.Н.
Возможность изучать окружающий мир самостоятельно, но в рамках организованной развивающей среды и при наличии необходимого руководства – оптимальные условия для развития дошкольника.
Работая с конструктором ТИКО, мы решаем сразу несколько проблем:
создание развивающей среды;
организация развивающих занятий;
реализация проектной деятельности в детском саду.
Использование обучающих конструкторов ТИКО - эффективный метод работы с детьми дошкольного возраста. Увлеченные в процесс моделирования и конструирования, дети не замечают, как в игре педагогом реализуются воспитательные и образовательные задачи.
Развивающая среда в дошкольных учреждениях необходима для гармоничного развития личности ребенка, его талантов и способностей. Сегодня развивающая среда для дошкольников может быть легко организована с помощью трансформируемого игрового конструктора для объемного моделирования ТИКО. Причем, конструктор можно использовать в различных направлениях:
в театральном уголке мы конструируем из ТИКО-деталей декорации и персонажи для сказок;
в физкультурном уголке – для спортивных игр и соревнований мы используем различные атрибуты, построенные из ТИКО-деталей;
кукольный уголок с мебелью, ковриками и другой домашней утварью полностью сконструирован из ТИКО;
в уголках с сюжетно-ролевыми играми «Больница», «Парикмахерская», «Путешествие», «Почта» много игровых атрибутов из ТИКО-деталей;
в уголке лепки и изодеятельности дети с эстетическим удовольствием конструируют красочные узоры и орнаменты из ТИКО;
уголок чтения оснащен большой коробкой набора «Эрудит» - дети берут оттуда буквы и составляют нужные им для игр слова;
дети с математическим складом ума часто достают с полки набор «Геометрия» и собирают из ТИКО-деталей фантазийные и геометрические фигуры, конструируют двузначные числа, числовые выражения на сложение, вычитание с помощью набора «Арифметика»;
в строительном уголке мы строим из ТИКО дома, мосты, гаражи, роботов, ракеты, самолеты, машины, в общем, все, на что хватает фантазии.
Работая с конструктором, дети развивают мелкую моторику, воображение, эстетический вкус, пространственное мышление, логику, сообразительность и внимание.
Задача родителей и воспитателей состоит в том, чтобы окружить детей такой средой и системой межличностных отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали в детях именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.
Развивающие занятия в детском саду помогают детям в освоении письма, чтения, математики, в целом способствуют интеллектуальному развитию детей. Интеграция конструирования с занятием по математике или обучения грамоте способствует эффективному интеллектуальному и личностному развитию детей, мотивирует их к учебе, увлекает интересными проектами. Дети воспринимают занятия как игру, и с большим удовольствие погружаются в нее.
В процессе моделирования и конструирования во время проведения занятий дошкольники приобретают важные навыки творческой работы, подключают воображение, учатся фантазировать и мыслить пространственно.
Неотъемлемой частью конструирования является предварительное проектирование, проводимое под руководством педагога и предусматривающее пошаговое выполнение инструкций, в результате, которого дети строят заданную модель.
Отличительной чертой интегрированного с конструированием занятия является свободное, не ограниченное жесткими рамками решение творческих задач, в процессе которого ученики делают модели по собственным проектам, тем самый превращая процесс рутинного получения знаний в увлекательную игру.
Игры с конструктором ТИКО позволяют создать своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта ребенка. Развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию деталей и предметов, умение находить ошибки и недостатки, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления.
На диске представлен различный материал для работы для с конструктором ТИКО в детском саду как в свободной деятельности, так и в непосредственно-образовательной деятельности.
Если у Вас появилось желание включиться в увлекательную деятельность с конструктором ТИКО, ждем Ваших замечаний, предложений, вопросов.