Занятия проводятся с каждым ребенком отдельно. Занятия как форма воспитания и обучения

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Консультация для воспитателей

Составила: воспитатель ГБДОУ д/с № 11

Елкович Елена Николаевна

Работа с детьми раннего возраста требует особого подхода. Занятия с маленькими детьми отличаются от занятий с дошкольниками не только объемом и содержанием материала, но и специфическими приемами проведения занятий. Занятия можно проводить индивидуально или в небольшой группе. Педагог должен сидеть за одним столом с детьми, чтобы иметь возможность помогать каждому ребенку.

Чтобы построить работу наилучшим образом, воспитатель также должен хорошо представлять себе психологическую характеристику раннего возраста: особенности развития восприятия, внимания и памяти, речи, мышления, деятельности и т. д.

Итак, в работе с детьми раннего возраста следует учитывать следующие моменты:

Ребенок познает мир с помощью взрослого человека путем подражания

Малыши с интересом исследуют сенсорные свойства окружающих предметов, открывают и закрывают, бросают, трогают, нюхают, пробуют на вкус. Но только с помощью взрослого ребенок узнает функциональное назначение предметов нашего быта - что ложкой едят суп, а лопаткой копают песок, книжку читают, а карандашом рисуют.

Взрослый знакомит малыша с новыми играми, когда учит убаюкивать куклу, строить из кубиков, катать машинку за веревочку и т. д. Наблюдая за взрослым и повторяя его движения, действия, слова, ребенок усваивает новые навыки, учится говорить, обслуживать себя, становится более самостоятельным.

Вывод: занятия с малышами основаны на подражании взрослому, его движениям, действиям и словам, а не на объяснении, беседе, внушении.

В совместной деятельности ребенка и взрослого необходимо совмещать элементы игры и обучения

Дети раннего возраста активны, подвижны и любознательны. Детская непосредственность лежит в основе познания окружающего мира и общения с людьми. У малышей еще не сформированы понятия: что такое хорошо, а что такое плохо, как можно себя вести, а как нельзя и др. Обучение малышей возможно только в том случае, когда затронуты положительные эмоции ребенка. Такого эмоционального подъема можно достичь только в игре. Сознательное отношение к обучению появится позже - в старшем дошкольном возрасте. А пока... если малышу неинтересно, он просто отвернется или уйдет.

Вывод: элементы обучения необходимо вводить в специально организованные игры.

Чтобы новый навык закрепился, необходимо повторение

Малыши любят повторять одно и то же действие (или движение, слово и т. д.) снова и снова. Это механизм обучения: чтобы навык закрепился, необходимо большое количество повторений, и чем сложнее навык, тем больше времени и количества повторений потребуется.

Предположение, что необходимо постоянно вносить разнообразие в игры и занятия ребенка, правильно для детей старшего возраста. А малыши более комфортно чувствуют себя в знакомой ситуации, действуют более уверенно в ходе знакомых любимых игр.

Вывод: чтобы новые знания, умения и навыки закрепились, необходимо многократное повторение пройденного.

Материал для игр и занятий с маленькими детьми необходимо подбирать таким образом, чтобы его содержание соответствовало детскому опыту. Используйте знакомые малышу ситуации. Например, игра с машинкой - дети видели машины на улице; игра «Киса, киса - брысь!» - дети видели и гладили кошку.

Если же предлагается новый материал, то предварительно необходимо дать ребенку новые представления. Например, игра «Курочка с цыплятами». Маленькие городские дети часто не имеют реального представления о домашних птицах, поэтому покажите ребенку игрушки - курочку и цыплят - или картинки, немного расскажите об этих домашних птицах, а потом начинайте играть.

Основные темы занятий - быт человека, животные и птицы, растения, сезонные изменения и погода и т. д. Одни и те же сюжеты закрепляются, уточняются, расширяются на разных занятиях. Повторное использование знакомых сюжетов в работе с маленькими детьми вполне оправданно и полезно.

Вывод: содержание материала для занятий с малышами требует серьезного и вдумчивого отбора (можно взять за основу раздел программы детского сада « Ознакомление с окружающим миром»).

Необходимо контролировать уровень сложности предлагаемого материала

Уровень сложности материала для занятий с детьми раннего возраста должен быть адекватен возрасту. Опыт работы показывает следующую тенденцию: педагоги склонны завышать уровень сложности материала и предъявляемых к малышам требований. Это можно объяснить тем, что взрослому человеку очень трудно занять позицию маленького ребенка. А ведь то, что очевидно и просто для ребенка старшего возраста, а тем более для взрослого, для малышей представляет серьезную задачу.

Следует также помнить, что если перед ребенком будет стоять непосильная для него задача, он заведомо оказывается в ситуации неуспеха. Малыш попытается выполнить задание, но у него не получится, и он быстро потеряет интерес. В этом случае будут разочарованы и ребенок и взрослый, а в следующий раз малыш может отказаться от попыток выполнения сложного задания.

Вывод: материал должен быть доступен для маленького ребенка, усложнение одного и того же задания происходит постепенно, от занятия к занятию (реализация принципа «г от простого к сложному»).

Необходимо контролировать длительность занятия

Следует учитывать тот факт, что внимание маленьких детей непроизвольно и кратковременно. Поэтому необходимо заранее планировать занятие таким образом, чтобы избежать переутомления ребенка и потери интереса к занятию. Каждая игра длится от 5-10 до 15-20 минут. При этом следует учитывать конкретную ситуацию и поведение детей на занятии: можно быстро свернуть игру, если увидите, что дети устали, либо продолжить и расширить ее, если у малышей есть настроение и силы продолжать.

Вывод: на занятиях с маленькими детьми не следует планировать длительные игры . Также во время занятия необходимо гибко варьировать длительность игр, в зависимости от ситуации, возможностей детей и их поведения .

Необходима четкая структура занятия

Чтобы информация лучше усваивалась малышами, необходима четкая структура занятия: каждое занятие, каждая игра внутри занятия имеют начало, продолжение и конец. При этом начало и конец игры очень непродолжительны по времени (вступительные и заключительные реплики педагога). Продолжение игры включает основное содержание предлагаемого материала. При варьировании длительности игры мы манипулируем именно этой частью игры. И в случае короткого, и в случае долгого варианта игры не забывайте о вступительной и заключительной репликах, обозначающих начало и конец каждой игры.

Рассмотрим в качестве примера уже упомянутую выше игру «Курочка и цыплята». Варианты начала игры - «Вот к нам пришли курочка и цыплята», или «Сейчас мы поиграем в.Курочку и цыплят" и т. п. Варианты окончания игры - .Курочка с цыплятами пошли домой" (курочка и цыплята уходят), „Курочка и цыплята прощаются - до свидания!“ и т. п. А вот продолжение может быть любым по содержанию и длительности в зависимости от поставленных задач.

Вывод: игра должна иметь начало, продолжение и конец.

Необходима смена видов деятельности

Смена видов деятельности, когда занятие состоит из нескольких разных игр, позволяет дольше удерживать внимание малышей, увеличить продолжительность и эффективность занятия. Важно, чтобы подвижные игры сочетались со спокойными занятиями. Кстати, смена видов деятельности (например, умственной и физической) помогает увеличить работоспособность и у старших детей, и у взрослых.

Вывод: каждое занятие должно включать несколько разноплановых игр, сменяющих одна другую .

Гибкость

Описанные занятия следует подбирать и использовать с учетом возраста детей, их возможностей и интересов. Реагируйте чутко на отношение детей, улавливайте их ответные реакции. В некоторых случаях следует поучиться у самих детей, которые предлагают интересные варианты развития игры, ее сюжета.

Вывод: необходимо сочетать четкое планирование занятия с гибкостью его проведения - отдельные части занятия можно сократить или расширить , что-то отложить до следующего занятия или ввести новый , незапланированный ранее , элемент .

Перенос знаний

Необходимо специально позаботиться о том, чтобы знания и умения, которые дети приобрели во время занятий, активно использовались ими как на других занятиях, так и в повседневной жизни. Для этого надо держать близких в курсе событий - они должны знать о новых достижениях ребенка. Так как малыши порой ленятся, порой стесняются, а иногда просто забывают о том, чему научились, и в знакомой ситуации действуют привычным способом, побуждайте, поощряйте, а иногда и требуйте, чтобы ребенок действовал по-новому. Только в этом случае полезный навык быстрее закрепится.

Вывод: чтобы навыки и знания закреплялись , необходимо постоянно их использовать в самых разных ситуациях .

Малышам необходима положительная оценка их деятельности

В период обучения эмоциональная поддержка со стороны взрослого, положительная оценка достижений необходимы малышам. Поэтому старайтесь отмечать любые, даже самые скромные, достижения и успехи. В случае неудачи не акцентируйте на ней внимание. Скажите, например: «Потом еще раз попробуем», «В следующий раз обязательно получится», «Ты старался, - молодец!».

Вывод: чтобы малыши развивались быстрее и увереннее, хвалите их почаще.


Текущая страница: 9 (всего у книги 15 страниц) [доступный отрывок для чтения: 10 страниц]

Занятие 16

Цель . Учить выполнять действия с предметами с учетом их формы и положения в пространстве на ориентировочной эмоционально-чувственной основе. Продолжать развивать умение вкладывать предметы в соответствующие емкости, совершенствовать мелкую моторику пальцев, согласованные действия рук.

Материал . Восемь шаров (диаметр 4 см) одного цвета; две коробки (10х10х3 см и 5х5х15 см); лоток для скатывания шаров (на каждого ребенка).

Ход занятия. Взрослый приглашает детей к столу, на котором веером стоят лоточки, обращенные скатом в сторону каждого ребенка. Перед взрослым лежат шары. У каждого ребенка две коробки: низкая и высокая. Взрослый предлагает взять вначале низкую коробку и называет и показывает действие: «Будем в коробку вкладывать шарики. Вот так, по одному».

Взрослый по очереди скатывает шарики к каждому ребенку, следя за тем, чтобы он вначале удержал (поймал) шарик в конце лотка, а затем положил его в коробку. Когда у каждого ребенка в плоской коробке окажется по четыре шара, взрослый предлагает отставить коробку: она наполнена.

Затем дает каждому малышу высокую коробку, в которую тот должен вкладывать шарики, скатывающиеся по лотку от взрослого. Взрослый хвалит детей за правильные действия.

Занятие 17

Цель . Продолжать знакомить с особенностями полых предметов разной величины (возможность вкладывания меньшего в больший, накрывания меньшего большим, накладывания меньшего на больший), развивать моторику и координацию рук, учить кончиками пальцев выполнять относительно тонкие действия (вкладывание, накладывание, перекладывание и т. п.). Закрепить практический опыт действия с предметами кубической формы, подбора предметов с ориентировкой на одно свойство – величину.

Материал . Набор из восьми одноцветных полых кубиков, убирающихся последовательно один в другой (цветная табл. VIII ).

Ход занятия. Участвуют четверо детей. Набор кубиков последовательно перемещается от ребенка к ребенку: каждый берет по одному кубику. Затем кубики описывают второй круг. Таким образом у каждого ребенка оказывается по два кубика одного цвета с разницей в величине – 4 см. Взрослый обращает внимание на то, что у каждого ребенка большой куб и маленький куб.

Взрослый стучит одним кубиком о другой и предлагает прислушаться к звуку. «Что мы слышим?» – спрашивает он и сам отвечает: «Тук–тук, тук–тук! У кого так же кубики стучат?» Упражнение выполняется с каждым ребенком отдельно.

Во второй части занятия взрослый показывает, как можно предмет меньшего размера вложить в больший.

В третьей части показывает действие накладывания меньшего предмета на больший. Для этого он поворачивает больший куб полой поверхностью вниз. Предлагает всем сделать то же. Затем сверху на большой куб кладет маленький так, чтобы получилась башенка. Свои действия взрослый поясняет: «Чтобы получилась башенка, маленький кубик положим на большой. Вот так (показ )!»

В четвертой части занятия взрослый показывает действие накладывания большого предмета на малый, опуская его сверху и закрывая им предыдущий кубик.

Третья и четвертая части занятия повторяются.

Варианты . Детям постарше можно предложить не один, а 2–3 набора различных по цвету кубиков.

Конец занятия может быть иным. Взрослый, передавая кубики по кругу, предлагает каждому ребенку вложить меньший куб в больший. При этом соблюдается определенная последовательность: вначале выбирают больший из двух кубов, действуют с ним, а потом – с меньшим. Взрослый подчеркивает результат действий детей: все кубы убраны.

Аналогично проводится занятие с полыми одноцветными цилиндрами. Слово цилиндр взрослый заменяет словами круглая коробочка (большая круглая коробочка, маленькая круглая коробочка) .

Занятие 18

Цель . Продолжать учить действовать со сборно-разборными игрушками, состоящими из двух различных частей. Совершенствовать относительно тонкие движения кончиков пальцев. Формировать умение соотносить части предмета, учитывая их пространственное положение и функциональное назначение (например, сложить овощи в горшочек-чугунок, накрыть его крышкой).

Материал . Хохломская игрушка – чугунок с крышкой (диаметр не менее 15 см, высота 10 см) (на каждого ребенка). Овощи: морковь, огурцы, помидоры; или фрукты: яблоки, груши, сливы, ягоды (15 шт.) – из пластилина или папье-маше (размер не менее 5–8 см). Можно использовать игрушки-самоделки, которые на занятиях с детьми первого года служили вкладышами.

Ход занятия. Участвуют 5–6 детей. Взрослый подводит их к столу, на котором стоят чугунки. Предлагает снять с них крышки. Дети рассматривают содержимое. «У Вали в чугунке огурчики (яблоки), у Оли – тоже огурчики, а у Саши – морковки (груши)», – комментирует взрослый действия детей. Все предметы выкладывают на большое блюдо на середине стола. Взрослый предлагает каждому ребенку взять из блюда по три предмета, например морковку, огурчик, помидор, и положить их в чугунок так, чтобы можно было закрыть крышку.

1 год 3 месяца – 1 год 6 месяцев

Программное содержание . Продолжать учить действовать с одноместными дидактическими игрушками (матрешки, бочата, яйца и пр.), двухместными геометрическими фигурками-вкладышами, различающимися по размеру (конусы-колпачки, цилиндры, кубики); выполнять прямые и обратные действия. Собирать с помощью взрослого в определенной последовательности пирамидку на конической основе, состоящую из 2–3 колец разных размеров, а затем собирать пирамидку на прямой основе (стержне) из двух колец, значительно отличающихся по размеру. Привлекать внимание детей к звукам, которые издают предметы из различных материалов, а также музыкальные разнотембровые игрушки.


Возраст. 1 год 3 месяца – 1 год 4 месяца.

Занятие 19

Цель . Учить действовать с плоскими круглыми предметами. Закреплять практический опыт действий с предметами, имеющими сквозное отверстие (можно нанизывать, смотреть в сквозное отверстие, просунуть меньший по размеру предмет в больший и т. п.). Развивать целенаправленность действий с предметами с учетом их свойств (нанизать можно только кольцо, а круг – нельзя, так как кольцо имеет сквозное отверстие, а круг – не имеет; но и круг, и кольцо можно прокатить). Развивать умение действовать в ограниченном пространстве, координацию правой и левой рук. При захватывании плоских предметов совершенствовать дифференциацию большого и четырех других пальцев. Развивать сенсорный опыт, предлагая детям кольца и круги ярких цветов.

Материал . Двадцать колец (диаметр 30, 40, 50 см, сечение 5, 3, 2 см) и двадцать кругов (диаметр 30, 40, 50 см). Стойка для нанизывания предметов (высота 50-60 см), укрепленная на полу. Вместо нее можно использовать надувные (лебедь, слон: кольца нанизывают на шею лебедя или хобот слона) или крупные мягкие игрушки (кольца нанизывают на лапы большого медведя или зайца, на хвост собаки и т. п.).

Ход занятия. Взрослый показывает детям разноцветные кольца. Прокатывает по полу одно, второе, третье. «Это колечко, – говорит взрослый, – а это кружок (показывает его )». В одной руке он держит кольцо, в другой – круг (одного размера и цвета).

Взрослый прокатывает по полу вначале круг, потом – кольцо. Дети наблюдают, как покатившиеся круг и кольцо поворачиваются и падают на пол. Взрослый поднимает упавшие предметы, подходит к стойке или надувной игрушке и нанизывает на нее кольцо. Свои действия он сопровождает словами: «Кольцо можно надеть на шею лебедя, а кружок – нельзя, потому что в круге нет дырочки (показ )».

Взрослый складывает кольца и круги стопкой, затем раскатывает по всей площади пола так, чтобы они оказались равномерно расположенными в пространстве. Предлагает собрать круги и кольца отдельно, круги положить на стол, а кольца нанизать на игрушку-стойку. Взрослый заостряет внимание детей на правильном результате, которого необходимо достичь.

Варианты . Аналогичное занятие можно провести за столом. Для этого используют круги и кольца малого размера (диаметр 10-15 см). Основой для нанизывания служат конусы. Детям более старшего возраста можно предложить выполнение задания с ориентировкой на два свойства: форму и цвет. С этой целью дети вначале разделяют кольца и круги, а затем кольца нанизывают на коническую основу, при этом дети должны кольца одного цвета нанизать на стержень того же цвета.

Занятие 20

Цель . Закрепить умение действовать с предметами в определенной последовательности, ориентируясь на их величину, независимо от цвета.

Материал . Разноцветная пирамидка из четырех колец на конической основе (на занятии используются коническая основа и два верхних разноцветных кольца на каждого ребенка) (цветная табл. XII ).

Ход занятия. Проводится аналогично занятию с пирамидкой «Елочка». Усложнение заключается в выборе большого кольца из двух разноцветных (например, красного и синего). Ребенок закрепляет понимание слов большой, маленький . Учится выполнять выбор по величине из двух колец разного цвета. Взрослый называет цвет колец: «Большое кольцо – синее, а маленькое – желтое. Нам нужно выбрать большое кольцо. Вот оно, синее. Наденем его (показ ). А теперь возьмем маленькое колечко. Вот оно, желтое. Наденем его на синее, большое, кольцо. Вот так (показ )».

Занятие 21

Цель . Закрепить умение действовать с полыми предметами конической формы, ориентируясь на их величину: накладывать меньший на больший. Развивать моторику рук, согласованные действия, относительно тонкие движения кончиков пальцев. Продолжать учить выполнять подбор предметов с ориентировкой на одно свойство – цвет.

Материал . Два набора из восьми красных и восьми синих конусов-колпачков, убирающихся последовательно один в другой; по два стержня (на каждого ребенка).

Ход занятия. Участвуют четверо детей. На середине стола вперемешку лежат красные и синие мелкие колпачки (по 4 штуки). Красные колпачки, вложенные один в другой, взрослый раздает детям по кругу: каждый из них снимает верхний колпачок.

Когда у каждого окажется по одному колпачку, взрослый предлагает собрать красные пирамидки, взяв колпачки такого же цвета с середины стола, т. е. отобрав их из синих (показывает, как это делается, на своем материале). В результате у каждого ребенка получается красная пирамидка из двух колпачков. «Молодцы, собрали красные пирамидки», – говорит воспитатель, обращая внимание детей на результат их работы.

Аналогично проводится упражнение с синими колпачками. Воспитатель отмечает, что у каждого ребенка теперь по две пирамидки: красного и синего цвета.

Варианты . На занятии можно использовать конусы любых других цветов. Следующие занятия проводят с наборами кубиков, а затем цилиндров двух цветов.

Занятие 22

Цель . Продолжать учить действовать со сборно-разборными игрушками, состоящими из двух однотипных частей. Развивать цепкость и силу кончиков пальцев. Учить разъединять и соединять части матрешки, производя эти действия в вертикальном направлении.

Материал . Матрешка (высота 10-12 см), внутри нее цветная салфеточка (10х10 см) (на каждого ребенка); теремок (цветная табл. XI ).

Ход занятия. Участвуют 5–6 детей. Взрослый ставит на стол домик (теремок), за которым располагает 5–6 матрешек; говорит, что в домике живут матрешки. Предлагает малышам позвать их. Раздает игрушки.

Во второй части занятия учит открывать игрушки. «Матрешки приготовили подарки: откроем их и увидим, что они нам принесли». Взрослый кладет руку ребенка сверху на матрешку, учит делать небольшой поворот и подтягивание верхней части. Помогает малышу, если это необходимо: направляет его руку, передает легкое усилие, накладывает свою руку на его и на матрешку.

В третьей части занятия дети рассматривают предметы, извлеченные из матрешек, например салфеточки: разные по цвету, имеют различный рисунок. Затем взрослый предлагает закрыть матрешки: вначале совместить их части, а потом соединить их легким нажатием.

Примечание . Если детям не удается открыть матрешку, можно использовать петельку из ленты, с помощью которой выполняется подтягивание верхней части игрушки (описание см. выше).

Занятие 23

Цель . Развивать умение действовать с предметами, учитывая их форму, величину, положение в пространстве. Продолжать учить выполнять задания с однородными предметами, ориентируясь на одно свойство (цвет или величину).

Материал . Грибки одного цвета высотой 8 и 4 см (3–5 штук). Ножки можно сделать из катушек, а из поролона, обтянутого тканью разной расцветки и фактуры, – шляпку. Корзинки (по количеству детей).

Ход занятия. Участвуют 7–10 детей. Грибки расположены по всей комнате так, чтобы дети могли найти их, например, заглянув под стульчик, за ножку стола и т. п. Взрослый раздает детям корзинки и предлагает собрать грибки. Когда все они будут в корзинках, предлагает детям собраться вокруг стола и рассмотреть их.

Затем малыши раскладывают грибки по величине: вначале большие, затем маленькие. Взрослый комментирует их действия.

Варианты . Аналогичные занятия проводятся с грибками одной величины и разного цвета или одной величины, но разной формы. Более старшие дети могут выполнять подбор предметов с ориентировкой на два свойства одновременно (найти большой красный грибок или маленький зеленый грибочек).


Возраст. 1 год 4 месяца – 1 год 5 месяцев.

Занятие 24

Цель . Продолжать учить действовать с шарами, имеющими сквозное отверстие по оси симметрии (повернуть шар соответствующей стороной, найти сквозное отверстие, соотнести его со стержнем, нанизать шар на стержень). Развивать целенаправленность действий с предметами с учетом их функциональных свойств (например, на стержень можно нанизать только шар, имеющий сквозное отверстие). Учить осуществлять выбор предметов согласно поставленной задаче, придерживаться ее в процессе выполнения задания, не отвлекаться на второстепенные, не имеющие отношения к этому свойства предметов.

Развивать умение действовать кончиками пальцев, согласованно выполнять относительно сложные движения левой и правой рук.

Материал . Стержень на подставке высотой 20-25 см; восемь одноцветных и одинаковых по величине шаров – пять со сквозным отверстием по оси симметрии, три без него (на каждого ребенка); коробка (20х15х7 см) (цветная табл. XIII ).

Ход занятия. Взрослый ставит на стол стержень и предлагает детям собрать пирамидку из шаров, находящихся в коробке. Обращает внимание на то, что они разные: одни – с дырочками, а другие – без них. «Нам нужны шарики с дырочками, – говорит взрослый, – чтобы можно было их нанизать на стержень. Вот так! (Показ .) А вот этот шарик не имеет дырочки, и я не могу его надеть. (Показ .) Оставлю его в коробке». Стержень по кругу передвигают к каждому ребенку. «Все смотрят, как Саша ищет шарик с дырочкой. А как Саша сумеет надеть шарик на палочку? К кому Саша передвинул пирамидку с шариками?»

Когда пирамидка собрана, взрослый ставит ее на середину стола, чтобы все дети видели результат. Затем берет второй стержень. Сбор пирамидки повторяется. Количество собранных пирамидок должно соответствовать количеству детей, участвующих в занятии.

Затем взрослый дает время для произвольной игры с пирамидками (дети снимают и нанизывают шары, перекладывают их и т. п.).

В конце занятия взрослый предлагает все собранные пирамидки сдвинуть на середину стола, а шарики без дырочек собрать в одну большую коробку.

Варианты . Каждому ребенку дают стержень и восемь шаров – он действует самостоятельно. Взрослый объясняет поставленную задачу и одновременно показывает, помогает, если в этом есть необходимость. Обращает внимание на поэтапное выполнение действий, подчеркивая результаты, которых добился каждый малыш. Дети должны чувствовать внимание взрослого, отклик на свои действия, своевременную оценку удачных и неудачных попыток. Детям более старшего возраста можно предложить собрать пирамидки, осуществляя выбор из двух цветов.

Занятие 25

Цель . Та же.

Материал . Стержень на подставке (высота 20-25 см), пять втулок и три цилиндра (столбики) одного цвета и размера (высота 4 см, диаметр 2,5 см) (на каждого ребенка) (цветная табл. XIII ).

Ход занятия. Аналогичен предыдущему. В процессе занятия ребенок должен рассортировать втулки и цилиндры и нанизать втулки на стержень.

Занятие 26

Цель . Учить выбирать предметы, ориентируясь на их форму, действовать с предметами в зависимости от их свойств. Формировать активные поисковые действия, элементы экспериментирования и прогнозирования результата, используя объемные геометрические фигуры.

Материал . Десять шаров и восемь кубиков одного размера и цвета; лоток для скатывания шаров, коробка (на каждого ребенка).

Ход занятия. Перед каждым ребенком стоит коробка с шариками и кубиками. Лоток для скатывания шаров направлен к середине стола, который огражден брусочками, не позволяющими шарикам скатиться на пол.

Взрослый говорит, что у каждого в коробке лежат шарики и кубики: надо взять кубик и повторить за ним действия (проводит по его сторонам, поглаживает грани, пальцем касается углов). Ставит кубик на скат лотка, демонстрирует, что кубик не обладает способностью скатываться. «А теперь нужно отобрать шарики», – говорит взрослый, показывая детям шарик и прокатывая его к центру стола. Дети повторяют эти действия.

Варианты . На повторных занятиях взрослый может предложить шары, изготовленные из различных материалов.

Занятие 27

Цель . Закреплять практические навыки действия с полыми предметами. Учить осуществлять выбор предметов, ориентируясь на одно свойство – форму. Развивать ориентировочно-исследовательские и практические действия; формировать точность, ловкость, рациональность и целенаправленность действий рук, тонкие движения кончиков пальцев; совершенствовать глазомер.

Материал . Набор из восьми желтых конусов-колпачков, последовательно убирающихся один в другой. Аналогичный набор из восьми желтых кубиков (цветная табл. VIII) . Два стола: на одном из них разложено шестнадцать (два набора) кубиков и конусов. Предметы расположены вперемешку (ближе к краю стола, чтобы дети могли легко их достать). Другой стол предназначен для выполнения заданий.

Ход занятия. Участвуют четверо детей. Взрослый собирает их вокруг стола, на котором разложены колпачки и кубики. Показывает их детям, предлагает потрогать, подвигать, переложить, т. е. дает возможность самостоятельно действовать с предметами, закрепляя представления о действии с полыми предметами разной формы. Взрослый обращает внимание на характер движений руки, направляет их, учит брать предметы более удобными способами.

Во второй части занятия малыши берут по одному колпачку, относят его к другому столу и кладут на него, запомнив место. Затем берут еще по одному колпачку из оставшихся и несут к первому колпачку. Из двух колпачков сооружают башенку, накладывая меньший на больший (взрослый осуществляет показ на своем материале). Собранные башенки ставят на середину стола.

В третьей части занятия дети действуют с кубиками. Взрослый предлагает всем подойти к первому столу, взять по одному кубику, потом – еще по одному, соорудить башенку, наложив меньший куб на больший. Башенки также ставят на середину стола.

В четвертой части занятия взрослый сдвигает столы и обращает внимание детей на то, что на одном столе башенки из колпачков, на другом – башенки из кубиков, подчеркивает результат действий детей: колпачки и кубики разделили и сделали различные конструкции. Хвалит детей.

В заключение занятия дети играют самостоятельно.

Варианты . На следующих занятиях можно использовать наборы другого цвета. С детьми постарше можно использовать 2–3 набора конусов и кубиков разного цвета на одном занятии. В этом случае взрослый последовательно меняет их.

Аналогично проводятся занятия по составлению башенок из двух кубов и двух цилиндров одного цвета.

Занятие 28

Цель . Продолжать учить действовать со сборно-разборными игрушками, состоящими из двух однотипных частей; развивать цепкость кончиков пальцев, умение разъединять и соединять части игрушки, производя действия в горизонтальном направлении.

Материал . Курочка (36-40 см) из папье-маше или полиэтилена, из ткани или надувная резиновая. Деревянные сборно-разборные яйца, в которых находятся цыплята (по 2–3 на каждого ребенка). Туесок.

Ход занятия. Занятие проводится с 5–6 детьми. Взрослый подводит их к столу, на котором находится туесок (плоская, широкая, раскрашенная под бересту коробка) с яйцами, рядом – курочка.

«Курочка снесла яички!» – говорит взрослый и предлагает каждому ребенку взять одно яйцо из туеска. Дает возможность рассмотреть предмет, покатать его, постучать им. Обращает внимание на то, что в яйце что-то стучит: «Тук-тук-тук! Кто там?» Предлагает поднести яйцо к уху и потрясти им. У детей появляется интерес к предмету, желание узнать, что находится внутри него.

Затем воспитатель учит детей раскрывать яйцо. Из каждого раскрытого яйца появляется игрушечный цыпленок. Взрослый дает возможность не только рассмотреть цыплят, но и поиграть с ними (1–2 минуты).

Занятие заканчивается игровым приемом: взрослый имитирует кудахтанье курицы: «Ко-ко-ко! Где мои цыплятки? Идите ко мне! Ко-ко-ко!» Дети переносят всех цыплят к курочке и расставляют их вокруг нее.


Возраст. 1 год 5 месяцев – 1 год 6 месяцев.


Кроме рассмотренных типов занятий со всеми детьми, в условиях смешанной группы проводятся занятия и с какой-либо одной возрастной подгруппой.
Например, в младше-средних группах большинство занятий организуются то с детьми среднего возраста (второе утреннее занятие), то лишь с младшими детьми (вечернее занятие). С одной подгруппой часто проводятся занятия и в группах, в которых воспитываются дети контрастных возрастов (например, младшие и старшие). В таких занятиях есть необходимость и при наличии в группе детей всех возрастов (от 3 до 7 лет), так как некоторые вечерние занятия проводятся только с детьми младшей подгруппы.
Занятия с одной возрастной подгруппой обычно проводятся в часы, отведенные в режиме дня для обучения, но иногда эти за-нятия (в форме дидактических игр, наблюдений, чтения художественной литературы и т.д.) могут быть организованы и в часы самостоятельной деятельности детей. Чтобы свободные от занятий дети долго не оставались без достаточного внимания педагога, занятия с одной подгруппой не должны быть длительными. Это вполне возможно, так как занимается небольшая часть группы и воспитателю удается осуществить программные задачи за более короткий срок.
По своему содержанию, форме организации детей и методам обучения занятия с одной возрастной подгруппой проводятся так же, как и в соответствующей чистой возрастной группе. Но у педагога возникают затруднения в связи с тем, что проведение занятия с одной подгруппой он должен сочетать с наблюдением за самостоятельной деятельностью детей других подгрупп.
Обязательным условием эффективности подобных занятий является хорошая организация детского коллектива, наличие у детей навыков самостоятельной игры и хороших взаимоотношений, а также выбор педагогом удобного времени и места для занятия (надо, чтобы остальные дети все были заняты, спокойно играли и т.д.). Занятие надо проводить в спокойной части групповой комнаты или участка, подальше от играющих, чтобы последние были видны воспитателю, но не были в поле зрения занимающихся детей.
Рассмотрим примерные конспекты занятий по ознакомлению с окружающим и развитию речи детей для отдельных возрастных подгрупп.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕЙ ПОДГРУППЫ (ОТ 2 - 3 ДО 4 ЛЕТ]
Знакомство с цветами нашего участка
Программное содержание
Расширять представления детей о растениях на участке: одни из них растут сами в траве, другие - на клумбе, их сажают взрослые (тюльпаны, маргаритки); упражнять в правильном называний этих цветов и их частей (стебель, лист, цветок), в умении различать цветы по окраске, строению; воспитывать интерес и бережное отношение к живой природе.
Методические приемы
Организация наблюдений, вопросы, указания и пояснения в ходе занятий, использование детской литературы.
Ход занятия
Показать детям на участке полянку, предложить им посмотреть, какая большая зеленая травка выросла и как много в ней красивых цветов.
Обратить внимание детей на большое количество одуванчиков, предложить найти их, назвать.
Вместе с детьми рассмотреть одуванчики, показать им листочки, стебелек (ножку, на которой стоит одуванчик), цветок одуванчика.
Предложить одному ребенку сорвать одуванчик (у самого корня), найти и показать листочки (все находят и показывают на другом растении), стебель (провести по нему пальчиками, сказать, что он гладкий, длинный), сам цветок одуванчика. Осторожно потрогать его, определить его круглую форму (обвести по краям), сказать, какого он цвета (желтый). Попросить двух-трех детей четко назвать цветок.
Уточнить, что одуванчики и некоторые другие цветы появляются весной, когда становится тепло.
Подойти к клумбе, полюбоваться ею, отметить обилие красивых цветов.
Попросить детей показать тюльпаны и маргаритки. Рассмотреть их, правильно назвать эти цветы и их части.
Аккуратно срезать по одному тюльпану и маргаритке и еще раз показать детям, где у них стебли (сравнить, отметить, чей длиннее, чей короче), сами цветочки.
В заключение вспомнить, с какими цветами дети сегодня познакомились, где они растут, напомнить, что цветы украшают участок, радуют людей и бесцельно рвать цветы нельзя.

Для музыкальных занятий в детском саду должна быть создана определенная обстановка. Обычно они проводятся в зале, куда не проникают посторонние шумы, мешающие процессу сосредоточе­ния, восприятия музыкальных произведений и выполнения зада­ний. На занятия дети должны являться в удобной для движений одежде или специальных костюмах, мягкой обуви - чешках. Перед началом каждого занятия помещение проветривается, пол проти­рается влажным способом. Во время карантина, наложенного на ту или иную группу, а также в младшей группе в начале года занятия проводятся в групповой комнате на вокальном материале или с музыкальными игрушками-инструментами. В летнее время заня­тия по возможности проводятся на свежем воздухе, где желательно петь, выполнять музыкально-ритмические движения в сопровож­дении аккордеона или баяна.

Для музыкальных занятий в режиме дня отведено постоянное время, установлена определенная их продолжительность: 2 раза в неделю преимущественно в утренние часы в каждой возрастной группе, по 15-18 минут в младших, 18-25 - средней, 25-30 - стар­шей, 35-45 - подготовительной к школе группах.

Во время пения и слушания музыки детям следует сидеть на сту­льях, поставленных рядами, как можно ближе к инструменту по правую руку от музыкального руководителя. Стулья должны соот­ветствовать возрасту иросту детей. Пособия к занятию готовятся заранее и лежат так, чтобы их было удобно взять и положить в ходе занятия без излишней затраты времени. Дети не должны долго ожидать начала занятия, так как это их дезорганизует и утомляет.

На типовых занятиях при пении и слушании музыки можно за­фиксировать места посадки. Например, в младших группах самые маленькие по росту, а также отличающиеся неустойчивым внима­нием, беспокойные дети сидят в первом ряду, чтобы лучше видеть и слышать задания и исполнение музыки педагогом. В средней и старших группах в первом ряду сидят дети с несформированным слухом, небольшим диапазоном голоса, недостаточно дисциплини­рованные и вновь поступившие. Такое размещение позволяет им лучше слышать правильное пение педагога и детей, сидящих сзади. Она ежеминутно находятся под контролем музыкального руково­дителя и воспитателя. По мере необходимости дети меняются мес­тами. На других занятиях посадка детей определяется видами дея­тельности, методикой работы педагога.

Коллективу детского сада следует относиться к музыкальным занятиям с должным вниманием. Во время их проведения недопус­тимы окрики, громкие разговоры, приходы и уходы взрослых. Не­допустим и подход к некоторым детям, как к будущим музыкан­там, танцорам. Подобное отношение воспитывает у одних детей тщеславие, зазнайство, у других вызывает чувство зависти, обиды. На занятиях все дети должны вести себя непосредственно, искрен­не переживать удачи и неудачи друг друга, испытывать чувства до­верия и симпатии к педагогам и уверенности в своих силах.

Одним из главных условий воспитания культурного слушателя является глубокое эмоциональное переживание содержания музы­кальных произведений. Возникает оно на основе интереса. Учиты­вая удивительную особенность детского воображения - его актив­ность при восприятии музыки - следует опираться на имеющийся у детей музыкальный опыт, не навязывать им в процессе обучения готовые движения, формулировки, а вызывать ощущение, что му­зыка - важная часть жизни: не развлечение, не дисциплина, ко­торую изучают, а нечто, создаваемое самим человеком. Процесс музыкального воспитания всегда должен быть понятен ребенку, эмоционально увлекателен, чтобы он не только воспринимал, но и размышлял о воспринятом, умел слушать и слышать. Ибо запомнить на всю жизнь, научиться чему-то можно только тогда, когда воспринимаемое будет понято и прочувствовано глубоко, по-настоящему.

Поэтому в младших группах по большей части проводятся тематические музыкальные занятия игрового плана, вызывающие лишь положительные эмоции по отношению к окружающему. Од­ной из основных задач таких занятий является воспитание интере­са к музыке, желания слушать ее, петь, плясать, играть в ее сопро­вождении. В средней группе занятия приобретают более четкую структуру. В процессе их проведения детям предъявляются требо­вания правильного и выразительного выполнения учебных зада­ний. Используя все виды занятий, в старшей группе педагог добивается освоения программных требований каждым ребенком. В разновозрастных (ночных) группах, а также группах малокомп­лектных детских садов занятия строятся с учетом материала, соот­ветствующего возрастным подгруппам, а также условий и возмож­ностей дошкольного учреждения. Основные виды занятий:

1. Занятие начинается одновременно со всеми детьми, а закан­чивается разновременным уходом на прогулку сначала детей млад­шего, потом среднего, а затем старшего возраста.

2. Дети приходят на занятия в разное время: сначала старшие, затем средние и последними младшие. Обычно такое занятие про­водится после завтрака, и по его окончании все дети одновременно уходят на другие занятия.

3. Занятие проводится одновременно с детьми всех возрастов. Его материал распределяется таким образом, чтобы для одной под­группы он был новым, а для других - повторным. Понятно, что младшие дети, наблюдая деятельность более старших и принимая в ней посильное участие, развиваются более успешно, а старшие не приобретают всех определяемых программой умений и навыков. Поэтому с последними надо проводить дополнительную работу.

4. Музыкальный руководитель занимается отдельно с каждой возрастной подгруппой. Одновременно воспитатель проводит занятие по изобразительной деятельности, а помощник воспита­теля - игры спокойного характера. При такой организации за­нятия выполняются все программные требования, рекомендуемые для детей.

Особенно сложно организовать процесс музыкальных занятий в сельских и встроенных в жилые дома городских малокомплект­ных дошкольных учреждениях.

Если на занятиях по математике, изодеятельности педагог име­ет возможность работать с подгруппами детей, предоставляя им право самостоятельно выполнять задания или поиграть в игровом уголке, то само звучание музыки не располагает к этому. Дети не­избежно прислушиваются к звучанию музыкальных произведений, пению, радостному оживлению во время игр, поскольку в двухгрупповых детских садах нет зала, инструмент обычно находится в груп­повой комнате. Следовательно, возможен лишь вариант объедине­ния детей в ходе занятия и, в некоторых случаях, более ранний уход (для одевания на прогулку) детей младшего и среднего дошколь­ного возраста. Однако это нежелательно, так как одетые дети ожи­дают несколько минут воспитателя и старших детей. А если с ними выходит в раздевальную комнату воспитатель, то он пропускает часть занятия с детьми старшего возраста, не видит, как идет про­цесс усвоения навыков, с кем надо поработать в свободное время, какую музыку включить в другие занятия, в программу вечеров развлечений, творческие игры. В группах малокомплектных ДОУ обычно объединяются дети младшего и средне-старшего возраста, которых обучают одновременно. Однако существуют дошкольные учреждения, особенно в сельской местности, где в одной группе находятся дети всех возрастных подгрупп. В таком коллективе осо­бенно важно предусмотреть связь между всеми видами детской музыкальной деятельности, учитывать умственную, физическую и эмоциональную нагрузку детей, соответствие материала и про­граммных требований их возрастным возможностям.

Понятно, что в разновозрастных группах всегда в лучшем поло­жении находятся дети промежуточного возраста, например, дети 5 лет при объединении детей 4-5-6-летнего возраста. Для млад­ших детей материал иногда сложен, для старших - слишком прост. Следует ориентироваться на программу пятилетних и в то же вре­мя восполнять недостающее звено в работе с шестилетками. Этому способствуют самостоятельные, выявляющие интересы детей фор­мы музыкальной деятельности, различные по содержанию вечера развлечений, обогащающие эмоциональную сферу ребенка, позво­ляющие включить в работу дополнительный музыкальный мате­риал или тот, который невозможно (по степени трудности) было включить в работу объединенной группы. Действительно, как орга­низовать занятие, когда в группе находятся 10 детей 5 лет, 12 -4 лет и только три ребенка 6 лет? Вероятнее всего, эти трое будут отвечать на более сложные вопросы при анализе произведений, иногда исполнять песни своего репертуара, которые будут слушать их младшие товарищи, показывать движения, исполнять индиви­дуальные роли в сюжетных играх. Однако более сложный реперту­ар группы шестилеток им придется усваивать в процессе индиви­дуальных занятий. Время общего занятия для этих детей немного сокращается.

Занимаясь с младшими товарищами, эти дети не должны ощу­щать превосходство над ними или скуку. Разница в знаниях, уме­ниях и навыках при правильном педагогическом руководстве не является препятствием для совместной деятельности, а наоборот, дает возможность старшим помочь малышам, быть внимательны­ми, заботливыми, чуткими, великодушными. Благодаря контактам со старшими детьми у младших расширяются познания в области анализа музыкальных произведений. Они быстрее усваивают му­зыкальную терминологию, оперируют ею и, следовательно, усваивают навыки словесного общения. Старшие же дети, учитывая воз­раст младших, придают своим действиям воспитательную направ­ленность, делятся опытом, а через него и отношением к миру музыки.

Практика показала, что хотя выполнение программных требо­ваний в разновозрастном коллективе и сопровождается некоторы­ми сложностями в силу разного психического развития детей, методических приемов воздействия на них, режима, все же совмес­тное обучение старших и младших дает положительные результа­ты, особенно при проведении тематических занятий, музыкаль­но-дидактических игр, занятий, включающих творческие задания, дидактические упражнения с пособиями, иллюстративным матери­алом. В качестве примера рассмотрим поквартальное содержание работы в группе детей 4-5-6-летнего возраста.

Первый квартал. Необходимо выявить возможности детей 4 лет, строить их взаимодействия с более старшими товарищами так, чтобы дети не были скованными, не стеснялись из-за отсут­ствия тех или иных навыков, принимали помощь старших, но не становились бы иждивенцами, стремились посильно проявить себя в любом виде деятельности. Заинтересованность в музыкальной де­ятельности помогает собранности и сосредоточенности детей. Поэтому лучше в начале учебного года планировать тематические занятия, наполненные творческим содержанием (образные упраж­нения, инсценирование песен, сюжетные игры с пением). Большое внимание уделяется индивидуальной работе с детьми на занятиях и в быту, а также повторению материала, ранее разученного детьми старших подгрупп. В процессе первоначального ознакомления с музыкальными произведениями следует обращаться с вопросами ко всем детям, но от шестилеток требовать полного ответа, пяти­леткам при затруднениях задавать наводящие вопросы, а за че­тырехлеток порой отвечать педагогу, но так, чтобы ребенок почув­ствовал симпатию к взрослому, утверждался в своих знаниях: «Вова подумал, что... Как внимательно Таня слушала музыку, она, конечно, знает, что это пляска» и т. д.

В соответствии с содержанием и задачами деятельности педагог отбирает программный и дополнительный музыкальный матери­ал, учитывая при этом осеннюю тематику.

Второй квартал. Педагог уже знает возможности четырехле­ток, проверил навыки детей, в курсе взаимоотношений в коллек­тиве. Он совершенствует умения каждой возрастной подгруппы на программном материале, индивидуально работает со старшими песни для сольного исполнения или пения небольшими подгруп­пами. С детьми всех подгрупп готовит сюрпризные моменты для новогоднего праздника. Воспитывает выдержку, самостоятель­ность, умение выслушивать товарищей, помочь им в освоении тех или иных навыков.

Третий квартал. В процессе занятий проверяются и закрепля­ются результаты обучения. Дети приобрели опыт в пении, движе­ниях. У них появился интерес к совместной деятельности. Индиви­дуальные занятия помогают подготовить различный по степени трудности материал для выступлений во время праздников. В этом квартале проводятся все виды занятий: типовые, тематические, творческие, комплексные. На занятиях по слушанию музыки, ко­торые трудны для младших детей в силу своей статичности, следу­ет давать увлекательные музыкальные сказки («Теремок», «Реп­ка», «Волк и семеро козлят», «Гуси-лебеди» и др.) или два-три произведения композиторов, хорошо известных детям всех под­групп. В этом квартале во всех видах деятельности, а в основном в области музыкально-ритмических движений, детям даются раз­личные творческие задания, предполагающие проявления самосто­ятельности и активности. Причем дети 6 лет должны исполнять эмоционально-выразительно. В мае следует проверить уровень му­зыкального развития детей - каждой подгруппы и каждого ребен­ка в отдельности.

Четвертый квартал. Это - оздоровительный период. Матери­ал, пройденный за три предыдущих квартала, повторяется и совер­шенствуется. По возможности занятия проводятся на свежем воз­духе с использованием пения, хороводных игр и плясок, различных упражнений с физкультурными элементами. Большое место от­водится инсценированию песен под пение педагога. Для слуша­ния музыки и выполнения движений используется грамзапись, по возможности аккордеон или баян. Проводятся дидактические игры. Музыка звучит на физкультурных занятиях, прогулках, ве­черах досуга. В этот период занятия на воздухе можно проводить по возрастным подгруппам. С шестилетками занимается педагог, а с детьми пяти- и четырехлетнего возраста - двое наиболее актив­ных и способных детей. Они по предварительному согласованию с педагогом проводят хорошо известные хороводные игры, пляски, дидактические игры, поют песни возрастного репертуара.

В большинстве детских садов в сельской местности нет музы­кальных руководителей, и занятия ведет воспитатель. В этом слу­чае используется в основном вокальный репертуар, грамзапись, движение младших детей под пение старших, игра на ударных инструментах, пение с голосом взрослого. По возможности, на му­зыкальные вечера развлечений, праздники приглашается аккорде­онист или баянист. С ним предварительно необходимо разучить детский репертуар и обговорить особенности исполнения музыки, рассчитанной на восприятие ребенка.


В воспитании детей раннего возраста очень важным является развитие восприятий, обогащение и совершенствование чувственного опыта. У детей должны постепенно складываться отчетливые и правильные представления об окружающих их предметах и явлениях.

Советская педагогика и психология считают, что наиболее успешно такие представления складываются в процессе деятельности. Действуя с предметами, дети практически познают их свойства. Очень важна при этом роль слова взрослого: его пояснения, обозначения качеств, сравнения. Слово способствует более четкому восприятию и развитию более высокого уровня предметных действий - подбору предметов по одному признаку (величине, цвету), более четкой дифференцировки формы и т.п.

Развитие детской деятельности, руководство ею являются важной задачей. Самостоятельная сюжетная игра только зарождается в раннем возрасте. Характерной для этой возрастной ступени является деятельность предметная. Ее называют ведущей не только потому, что она преобладает, но и потому, что имеет исключительное значение для формирования важных качеств личности.

Прежде всего у детей развивается умение самостоятельно чем-то занять себя и производить с предметами целесообразные действия, например: собирать и разбирать игрушки, открывать и закрывать складных матрешек, коробки, банки, катать шары, нанизывать кольца на стержень, строить из кубиков и др. Совершенствуются движения кисти, пальцев ребенка, развивается глазомер, малыш приучается контролировать движения рук зрением.

Обогащается сенсорный (чувственный) опыт ребенка. Посредством осязания, мышечного чувства, зрения ребенок начинает различать форму, величину предметов. Он ощущает, что одни предметы твердые, другие мягкие, упругие; одни тяжелые, другие легкие; одни прочные, другие легко разрушаются, видоизменяются - рвутся, мнутся, распадаются и требуют осторожного обращения с ними. В результате действий ребенка с предметами они издают различные звуки: стук, звон. Различна на ощупь поверхность предметов: гладкие, шершавые, пушистые и Т.Д. Различна и окраска - дети чувственно воспринимают различные цвета.

Если взрослые сопровождают действия ребенка словом - обозначают эти действия, качества предметов, то на этой основе обогащается его словарь, развивается речь. Сначала дети учатся понимать то, что им говорят, а затем и сами овладевают новыми словами.

В процессе деятельности развивается мышление детей. Знакомясь со свойствами предметов и их наименованиями, дети рано приходят к первым общим представлениям. Оказывается, что «большими» могут быть разные по внешнему виду предметы: и шарики, и кубики, и коробки, и матрешки. Одного и того же цвета могут быть разные вещи. Постепенно, уже на втором-третьем году жизни, у детей складываются первые общие представления о форме, величине, цвете.

В процессе деятельности с предметами развивается сообразительность у детей: чтобы, например, собрать матрешку, надо всегда меньшую вкладывать в большую, сообразить, где у нее нижняя и верхняя части.

Умение выбрать шарики, втулочки, кубики определенного цвета приучает малышей к первичному подбору предметов по какому-то одному признаку.

Занятия с предметами воспитывают сосредоточенность, умение спокойно, не отвлекаясь, заниматься в течение некоторого времени каким-то одним делом. Развивается устойчивость внимания, особенно тогда, когда ребенок подражает взрослым: он должен присмотреться к тому, что ему показали, и воспроизвести эти действия. Для маленького ребенка это не так легко. Развитие умения подражать очень важно, для того чтобы ребенок был в состоянии заимствовать опыт взрослых, т.е. учиться у них.

Действия с такими предметами, как дидактические игрушки, всегда ставят перед ребенком умственную задачу, он старается добиться результата - собрать башенку, сложить матрешку и т.п. Так, исподволь формируется целеустремленность. Некоторые дидактические игрушки для выполнения игровой задачи требуют известной последовательности действий и отбора деталей.

Исследования показали, что уже на втором году жизни ребенок может воздействовать на предмет не только прямо, но и посредством другого предмета, например притянуть удаленный предмет с помощью палочки, выудить плавающую рыбку сачком и т.п. Так возникает способность пользоваться вспомогательными предметами-орудиями, важная для развития детей.

Умения, которые дети под руководством взрослого приобретают в процессе деятельности с предметами, дидактическими игрушками, имеют существенное значение для развития самостоятельной игры.

Маленькие дети отличаются неустойчивостью внимания. Поэтому первая задача, которую преследуют занятия с детьми начала второго года жизни, - приучить их в течение нескольких минут сосредоточенно заниматься одной игрушкой, не отвлекаясь другим. Новые предметы обычно привлекают внимание ребенка, и он начинает действовать с ними; пробует, что собой представляет предмет, знакомится с ним: трогает, бросает, стучит. С точки зрения взрослого, такие действия - манипулирование предметом - кажутся нецелесообразными, а для ребенка они имеют глубокий смысл - дают ему возможность самостоятельно, чувственно познать свойства предмета. Поэтому на первых занятиях с детьми в возрасте начала второго года жизни надо дать им возможность поиграть с некоторыми игрушками так, как они сами хотят. Однако долго задерживать детей на ступени манипулирования нецелесообразно. Путем самостоятельных проб ребенок иногда очень долго не может научиться пользоваться игрушкой по ее назначению: вместо того чтобы нанизывать колечки на стержень, бросает их или катает; не умея собрать матрешку, стучит ее половинками и подчас ломает игрушку. Задача взрослого - научить ребенка целесообразным действиям с игрушкой, чтобы его деятельность постепенно приобретала разумный и целенаправленный характер. Дети достигают этого не сразу, у них еще в малой степени развита способность следить за действиями взрослых и подражать им. Поэтому одна из важных задач первых занятий - развивать способность к подражанию.

В начале второго года жизни дети мало говорят и не всегда понимают сказанное взрослыми, поэтому так важен наглядно-действенный показ воспитателя. На глазах у ребенка он проделывает все то, что тот потом должен выполнить самостоятельно. Некоторым детям бывает недостаточно даже и наглядного показа: они не могут воспроизвести действия взрослого. Поэтому иногда приходится действовать совместно с ребенком, направлять его движения. Долго применять этот прием не стоит; важно, чтобы дети проявляли активность; поэтому воспитатель как только увидит, что ребенок делает попытки к самостоятельным действиям, должен предоставлять ему эту возможность.

Хотя дети в этом возрасте еще не всегда понимают словесные пояснения взрослого, все же необходимо, чтобы воспитатель наглядный показ сопровождал словом. Постепенно у ребенка установится связь между действиями воспитателя и его объяснениями, и через некоторое время он сможет выполнять словесные поручения (например, «Надень на палочку колечки»).

Маленькие дети лишь постепенно привыкают к коллективу сверстников. Соседство других малышей может отвлечь ребенка от действий со своей игрушкой. Подражание взрослому протекает более результативно, когда ребенок очень близко общается с ним. Поэтому первые занятия воспитатель проводит с каждым ребенком отдельно и постепенно приучает детей к деятельности в группке, состоящей из 2 - 3 человек.

Первые занятия развивают у детей способность к довольно устойчивой и целенаправленной деятельности с игрушками. Они охотно включаются в занятия: по предложению воспитателя быстро собираются и спокойно ждут его указаний. Если занятия и игры проводятся регулярно, то все их участники привыкают выполнять предложенные воспитателем действия, игровые задачи. Постепенно дети знакомятся с различными предметами и с некоторыми их качествами; приобретают ручные умения - более уверенно и точно действуют с предметами (открывают, закрывают, нанизывают на стержень и снимают и т.д.); научаются понимать много новых слов, хотя сами их еще не произносят. Все это дает возможность постепенно расширять программное содержание дальнейших занятий. У детей во второй половине второго года жизни становится возможным развивать более тонкое различение предметов по величине, форме, цвету; они уже знают названия этих качеств, а к 2 годам - 2 годам 6 месяцам и сами называют их. В это время энергично развивается речь, поэтому все занятия (а не только специальные речевые) должны быть использованы для развития речи. Развитие мышления ребенка дает возможность постепенно усложнять характер его деятельности с предметами. Если первые игры с дидактическими игрушками сводились к решению очень несложных умственных задач, то сейчас уже перед ребенком ставится необходимость выполнять более сложные действия: не просто нанизать кольца, а расположить их на стержне в определенной последовательности; если раньше малыш просто нагромождал кубики, то теперь он уже в состоянии что-то строить, т.е. элементарно изображать какие-то знакомые предметы и использовать эти постройки в игре. От простого восприятия формы, цвета ребенок переходит к более сложным действиям, например к подбору предметов по какому-то одному признаку. К концу второго года жизни, а часто и раньше дети могут уже сами называть качества предмета (форму, цвет и др.). Все это радует и увлекает их.

Чтобы добиться положительных результатов в развитии ребенка, нужна большая планомерность в постепенном усложнении игровых задач. В приведенных ниже занятиях разных видов сложность программных задач постепенно возрастает. В практической работе различные виды занятий перемежаются.

После полутора лет, когда дети уже приобрели опыт жизни среди сверстников и умения действовать в присутствии других, меняются и формы организации занятий. Занятия с небольшой группой детей, количество которых постепенно возрастает, становятся основной формой организации; при этом воспитатель всегда помнит о необходимости индивидуального подхода.

Примерное содержание первых занятий с детьми в возрасте от 1 года до 1 года 6 месяцев

Катание с лотка цветных шариков

Цель занятия: научить детей сосредоточенно играть одной игрушкой 3 - 5 минут, выполнять действия, показанные воспитателем, понимать слова «покатай», «шарик» или «положи», «корзиночка».

Воспитатель дает ребенку 6 - 8 шариков красного и синего цвета (можно дать шарики в другом сочетании двух цветов: желтый и синий, красный и зеленый и т.п.). Ребенку дают возможность поиграть шариками, как ему хочется. Через некоторое время воспитательница ставит на стол или на пол невысокий лоток и скатывает с него по очереди шарики, приговаривая: «Вот как катится шарик!» Затем предлагает малышу: «Покатай шарик! Еще покатай шарик» (см. табл. III).

Если ребенок умеет катать шарики, то на следующих занятиях вместо лотка даются две корзинки или коробки, и воспитательница показывает, как можно перекладывать шарики из одной корзинки в другую, и приговаривает: «Положу шарик в корзинку, еще положу шарик», - затем предлагает и ребенку так перекладывать. После занятия игрушка дается детям для самостоятельной игры, и воспитательница следит, чтобы ею пользовались правильно.

Воспитательница может называть цвета шариков, не требуя еще от детей знания цветов.

Нанизывание колец на стержень

Цель занятия: развивать у детей умение сосредоточенно играть одной игрушкой, развивать координацию мелких движений кисти руки, понимать слова «надень», «сними», «кольцо».

Занятие проводится с 2 - 3 детьми одновременно. Воспитательница дает ребенку пять колец одинакового размера (5 - 6 см в диаметре). Кольца могут быть одноцветными или окрашенными в разные (основные) цвета. Дав ребенку поиграть кольцами, воспитательница ставит на стол стержень (на устойчивой подставке) и показывает, как надевать кольца. При этом приговаривает: «Наденем колечко, еще колечко наденем. Все колечки надели! А теперь снимем колечко и еще снимем. Все сняли!» Затем дает стержень малышу и предлагает ему надеть кольца, а потом снять. Ребенок может надевать и снимать столько раз, сколько ему захочется. Если кто-то из детей, надев кольца, не хочет их снимать, надо ему напомнить: «А теперь сними колечки, потом наденешь на палочку». Необходимо следить за движениями малышей, так как некоторые из них держат кольцо всей кистью, а не пальцами. Если ребенок испытывает затруднения и показ не воспринимает, то воспитательница сама вкладывает ему кольцо в пальцы и 1 - 2 кольца помогает нанизать на стержень. После занятий игрушка дается детям для самостоятельной игры, в процессе которой воспитатель следит за правильностью их действий. Занятие повторяют несколько раз.

На последующих занятиях количество колец увеличивается до 8 - 10.

Постройка башенки из кубиков

Цель занятия: научить детей сосредоточенно играть, накладывать кубик на кубик, понимать слова «сделай», «башня».

Ребенку даются четыре кубика одинаковой величины (размер сторон 8 - 10 см). Воспитательница занимается с 1 - 2 детьми. Она сама строит башню, старательно ее подравнивая. Затем предлагает: «Таня, построй башню» и т.д. Если постройки малышей неустойчивы, то на первом занятии воспитательница сама исправляет их, а затем предлагает детям построить хорошо, ровно, «чтобы башня не упала». Воспитательница может, взяв руку ребенка, провести его ладонью по поверхности башни, чтобы он почувствовал, ровная ли она. Это занятие проводится с детьми, уже немного привыкшими заниматься, поэтому при повторении можно сразу предложить им: «Построим башню из кубиков».

Занятие с втулочками

Цель занятия: развивать у детей координацию движений пальцев - научить вставлять в отверстия и вынимать из отверстий втулочки.

Занятие проводится с 1 - 2 детьми.

Участникам дается небольшой столик квадратной или круглой формы и к нему втулочки одного или нескольких цветов. На первых занятиях каждый получает 5 втулочек, а затем 8 - 10. Воспитатель сначала показывает, а затем предлагает детям вставлять и вынимать «грибочки» (втулочки). (См. табл. II).

Занятие с открывающимися коробками, бочонками

Цель занятия: научить открывать и закрывать коробки (развитие координации движений кисти руки, пальцев).

Воспитательница занимается с 2 - 3 детьми в возрасте около 1 года 3 месяцев. Малышам даются цилиндрические коробки или бочонки такого размера, чтобы можно было легко охватить кистью верхнюю часть (примерно 5 см в диаметре) с вложенными в них мелкими игрушками (шарики или грибочки, куколка, цыпленок и т.п.). Воспитательница трясет коробку: «Что это там стучит?» Открывает и показывает ее содержимое, закрывает. Раздает детям коробки и предлагает открыть их. Дети открывают, играют игрушками, кладут их обратно и закрывают. Воспитательница меняет содержимое коробок. Затем игрушки раздаются для самостоятельной игры. В группе надо иметь несколько коробок, бочонков с различными мелкими игрушками. Коробки хранятся в шкафу и выставляются на стол в часы игр. Необходимо следить за правильным пользованием этими игрушками.

Игры на различение формы и величины предметов

Игра «Шароброс»

(проводится с детьми от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев)

Цель игры: учить детей различать форму шара, круга и размеры - большой и маленький, знать названия «большой» и «маленький».

Для игры детям дают ящик, в стенках которого имеются круглые вырезы большого и малого размеров. С одной стороны ящик открыт. Дети получают шары двух размеров с таким расчетом, чтобы большие шары не могли пройти через меньшие отверстия.

Воспитатель показывает, как пользоваться игрушкой, приговаривая: «Вот большой шар (дает детям подержать его), а это маленький шарик (дает подержать). Сюда положим большой шар, это большое окошко, сюда положим маленький шарик, вот они покатились!» Потом предлагает малышам опускать в отверстия то большой, то маленький шар. Некоторые дети сами называют размеры.

Занимательная коробка

(проводится с детьми старше 1 года 6 месяцев)

Цель игры: учить различению форм - шар и куб, круг и квадрат, употреблению названий «шарик» и «кубик».

Детям дается коробка, на стенках которой имеются отверстия круглой и квадратной формы большого и малого размеров, а также шары и кубы тоже двух размеров. Коробка с одной стороны открыта.

На первом занятии воспитатель дает детям в руки по большому шарику и предлагает показать их, затем таким же образом дает кубик, детям предлагает показать то куб, то шар. «А теперь будем опускать в коробку большой шар и большой кубик. Куда же нам шар опустить? В какое окошко? (Шар в диаметре больше, чем сторона квадратного отверстия, поэтому он не может пройти через это отверстие.) Вот в это окошко опустим шарик! А теперь кубик опустим. Куда же его опустить? Вот сюда!» Затем по предложению воспитателя дети сами опускают шар и куб, а потом игрушка целиком поступает в их распоряжение. Детям предлагают называть шар и кубик.

Когда дети хорошо справляются с первой задачей, им предлагают более сложную. К коробке сразу даются два шарика и два кубика, большие и маленькие. Так же как на предыдущем занятии, детям предлагается поочередно подержать, пощупать шарики и кубики. Затем воспитательница предлагает тому или иному ребенку выбрать большой шарик и опустить в большое отверстие. «В большое окошко бросим большой шарик». Таким же образом находят маленький шарик и опускают в меньшее отверстие: «В маленькое окошко бросим маленький шарик». То же проделывается с большим и маленьким кубиками. Затем детям предлагается самим поиграть, приговаривая: «Большой кубик в большое окошко» и т.д. Воспитательница следит за правильностью действий детей и побуждает их сопровождать свои действия словами. Так как второй вариант игры дается детям около двух лет, то такое проговаривание им посильно и имеет значение для более четкого усвоения представлений о форме и величине предметов.

Выше говорилось, что чувственно дети начинают различать форму предметов очень рано, уже на первом году жизни. Но отчетливое и более общее представление о форме у них складывается тогда, когда они сочетают ее восприятие со словесным обозначением. Е.И. Тихеева справедливо утверждает, что представление, не закрепленное в слове, теряет значительную часть своей ценности. Поэтому важно, чтобы воспитатель называл ребенку предметы, качества и действия, а позже ребенок (когда он уже в состоянии это сделать) сам произносил бы соответствующие слова. Это относится к называнию не только формы, величины, но и цвета и др.

Большая трудность проведения занятий по различению формы, величины, цвета предметов объясняется не тем, что дети еще не различают этих качеств, а тем, что они не усвоили еще соответствующих названий. Поэтому дети часто не выполняют поручения взрослого, предположим, дать большой или маленький предмет, хотя зрительно хорошо улавливают разницу предметов.

На втором году жизни, особенно после полутора лет, можно уже начать вырабатывать более тонкое различение качеств предметов. Это задача поставлена в «Программе воспитания в детском саду». Подходить к ее выполнению надо осторожно, постепенно усложняя материал и упражняя детей на разнообразном материале.

Постройка башен из кубиков различной величины

Цель занятия: учить детей различению размеров, называнию размеров «большой» и «маленький».

Детям от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев дается постройка башни из двух кубов резко контрастных размеров (примерно 20 и 4 см 3). Воспитательница сама ставит меньший куб на больший, называет размеры кубов, предлагая ребенку подать ей то большой, то маленький куб, поставить маленький на большой. Само построение не представляет трудности для детей; важно, чтобы они усвоили названия.

Для детей старше полутора лет задача усложняется, им предлагают построить башенки из трех кубов, менее контрастных по размерам (примерно 20, 12, 4 см 3 ); лучше, если кубы окрашены одинаково. Воспитательница сама возводит постройку, приговаривая: «На большой кубик поставлю маленький и еще совсем маленький». Предлагает детям сделать то же. Занятие требует нескольких повторений.

Детям в возрасте, близком к двум годам и старше, предлагается построить башни из пяти кубов. Размеры смежных кубов не отличаются уже так контрастно (примерно 20, 16, 12, 8, 4 см 3 ). Эта задача значительно труднее предыдущей, и дети с ней не сразу справляются. Кроме показа воспитателя, как строить башню, помогает расположение кубов в ряд на поверхности стола, при этом нагляднее выступает разница в размерах, кубов.

Различение менее контрастных размеров - задача для детей нелегкая, поэтому на занятиях с данным программным содержанием должен использоваться разнообразный материал: дидактические и сюжетные игрушки, картинки.

Собирание башни из колец разного размера

Цель занятия: учить детей различать размеры колец и располагать их в определенном, постепенно убывающем порядке, понимать слово «кольцо» и название цветам а детей в возрасте около двух лет и называть их.

Башни для занятия берутся одноцветные, окрашенные в основные цвета (красный, синий, желтый, зеленый). Занятия проводятся с 3 - 4 детьми.

Детям от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев дается башня из двух, а затем из трех колец, резко контрастных по размеру (примерно 6; 4,5; 2,5 см в диаметре). Воспитательница сначала сама собирает башню, приговаривая: «Возьму большое колечко, а теперь маленькое и самое маленькое. Вот и башенка готова!»

Примерно в 1 год 9 месяцев детям дается башня из пяти колец, менее контрастных по размеру (6; 5; 4,5; 3,5; 2,5 см в диаметре). Самостоятельно собрать такую башню, отбирая по порядку нужные кольца, задача нелегкая; дети с ней обычно справляются в возрасте около двух лет после нескольких повторных занятий и самостоятельных игр с башенками.

Воспитательница на глазах у детей собирает башенку, приговаривая: «Возьму самое большое кольцо. (Нанизывает его на стержень.) А теперь возьму кольцо поменьше, теперь самое маленькое». Предлагает детям собирать башенку, также приговаривая. Если ребенок ошибся, можно предложить ему наложить одно кольцо на другое, обвести его пальцем и выбрать большее. Такой способ самоконтроля доступен детям к концу второго - началу третьего года жизни. Этот прием побуждает их к активным действиям: надо внимательно присмотреться, сравнить, подумать.

В практике часто применяется такой прием: детям предлагают снять кольца и уложить их в ряд, потом, начиная с самого большого, по порядку собрать башню. При таком способе дети действительно быстро и правильно собирают башню не только из пяти, но даже из большего количества колец. Но действия их в данном случае чисто механические, и подлинного различения размеров колец не происходит. Это быстро обнаруживается, если ребенок случайно сместит какое-либо кольцо и нарушит ряд. А такие смещения могут происходить часто. Восстановить порядок сам ребенок обычно не в состоянии, так как он не научился различать размеры, бездумно нанизывает кольца и поэтому складывает башню неправильно. Однако расположение колец в ряд на плоскости помогает зрительно воспринять разницу в их размерах. Поэтому, для того чтобы ребенок мог уловить эту разницу, можно не только накладывать одно кольцо на другое, как это рекомендовалось выше, но и класть кольца рядом.

Игры со сборными игрушками

Усвоение детьми понятия о величине предметов происходит во время различных игр. Игры со сборными игрушками дают конкретное представление о разнице в величине, так как меньшие могут поместиться только в большие по размеру. Правильность решения ребенком игровой задачи предусмотрена в самом устройстве игрушки (см. табл. 1).

Но эти игрушки представляют для детей известную трудность. Чтобы добиться результата, от ребенка требуется соблюдение последовательности в действиях, а также более гонкое различение деталей игрушки. Матрешку, например, можно правильно собрать, если знаешь, где верх и низ игрушки. Кроме того, в играх со сборными игрушками, чтобы справиться с открыванием и закрыванием различных коробок, шаров, яиц, матрешек, бочонков, требуется и ручная умелость, согласованность действий обеих рук.

Таким образом, программные задачи этих игр сводятся к умению различать размеры игрушки, развитию координации мелких движений кисти руки и усвоению порядка действий. В играх с некоторыми сборными игрушками развиваются и пространственные ориентировки - различение верха и низа предмета.

Игры с бочонками, цилиндрическими коробками

Собрать двухместную коробку (бочонок, яйцо) ребенок может в возрасте от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев. Первый раз детям дается игрушка, состоящая из большой раскрывающейся коробки (яйца и др.) и меньшей цельной. Воспитательница показывает детям игрушку, трясет ее, чтобы извлечь звук и заинтересовать содержимым, раскрывает и показывает меньший предмет: «В большом бочонке маленький спрятался!» Затем предлагает детям открывать коробки, вынимать меньшие, вкладывать обратно и закрывать, а также показывать, где маленькая и большая коробки.

Через некоторое время задача усложняется - и большая и маленькая коробки имеют крышки. От ребенка, кроме перечисленных выше умений, требуется еще умение правильно подобрать для каждой коробки крышку.

Детям двух и более лет предлагается собрать трехместную коробку, бочонок. Сначала дается самая маленькая коробка цельной, а позже все три, состоящие из двух половинок. Эта игра значительно сложнее, чем собирание двухместной коробки. Полезно на первом занятии разобрать всю игрушку и, закрыв каждую коробочку отдельно, выставить их в ряд. Затем последовательно вложить («спрячем») маленькую в среднюю и среднюю в большую. После занятия игрушка передается для игр детям. Воспитатель следит за выполнением детьми игровой задачи.

Сборные матрешки

Принцип проведения игр здесь тот же, что и при сборке коробок, но деятельность детей усложняется тем, что части сборной игрушки отличаются по форме и смысловому содержанию. Ребенок должен научиться отличать низ и верх игрушки. Слова «верх» и «низ» ему еще непонятны и употреблять их в разговоре не нужно. Ребенок практически должен усвоить эти пространственные понятия и помочь ему в этом может жизненный опыт, уже имеющийся у малыша полутора-двух лет. «Покажи, где у матрешки головка, а на головке у нее красивый платочек» (верхняя часть матрешки); «А вот у матрешки кармашек на платье или переднике» (нижняя часть матрешки). В зависимости от оформления игрушки могут быть названы другие знакомые ребенку признаки.

Детям до 1 года 6 месяцев дается одинарная матрешка: ее надо просто открывать и закрывать. После 1 года 6 месяцев им дают двойную матрешку: ее надо разобрать, правильно собрать, вложить меньшую в большую, соблюдая правильное положение (головкой вверх).

Дети проявляют большой интерес к этой игровой задаче, хотя она для них и трудна. Воспитатель не должен при малейшем затруднении спешить на помощь. Надо дать ребенку возможность потрудиться и добиться результата - это прекрасный способ воспитания настойчивости и целеустремленности.

Детям двух лет и старше дается тройная матрешка. Здесь перед ними еще более сложная задача: различать размеры, правильно собирать обе половины, последовательно вкладывать матрешки друг в друга.


error: Content is protected !!