Сетевое взаимодействие как условие развития дополнительного образования. Концепция развития дополнительного образования детей Характеристика инфраструктуры системы дополнительного образования детей

Проблема отклоняющегося поведения подростков сохраняется, несмотря на улучшение социально-экономических условий жизнедеятельности общества, включая семью. Изменения в социальной политике, имеющие общий позитивный тон, переходя в плоскость социально-психологического благополучия семьи и детства, вступают в противоречие с некоторыми негативными тенденциями в положении несовершеннолетних. Особенно это отражается в части увеличения форм проявления отклоняющегося поведения у детей школьного возраста.

Деятельность правоохранительных органов, включая защиту прав несовершеннолетних, профилактику преступлений и правонарушений подростков, борьбу с безнадзорностью, определяют тенденцию к снижению подростковой преступности, зафиксированную в Екатеринбурге на протяжении последних четырех лет. Однако, Россия продолжает удерживать первое место в Европе по числу убийств, среди подростков и первое место по числу самоубийств, среди подростков.
Неутешительная статистика должна привести нас к мысли, что система профилактики подобного поведения должна быть качественно иной, отличающихся от традиционных форм работы правоохранительных органов в данном направлении.

Безусловно, понимание причин происходящих негативных тенденций важнее сухой статистики. При этом нельзя рассматривать какие-либо причины как главенствующие, особенно, лежащие на поверхности. Это результат целого комплекса причин как негативного, так и условно «позитивного» характера, среди которых следует выделить основные:
1. Информационная избыточность. Дети имеют доступ к неограниченному кругу источников информации, в первую очередь, посредством сети интернет. Нельзя не отметить общий негативный информационный фон, разжигающий ненависть, агрессию, ксенофобию, и насилие в качестве приемлемого способа решения возникающих проблем.
2. Субкультура. Большинство несовершеннолетних детей находятся в поле влияния различных молодежных субкультур, неформальных групп.
3. Социально-психологические условия семьи. Родители в стремлении «хорошо зарабатывать и отдыхать» далеко не всегда могут оказать ребенку должное внимание. Продолжают сохраняться негативные социальные явления в семьях.
4. Культ потребления и успеха. Современное общество переживает время «тотального потребления», досуг практически смыкается с потреблением, все свободное время коммерциализируется, возводя «визуальную успешность», обладание теми или иными предметами в основную форму существования современного подростка. Рынок создает новые площадки для досуга, с которыми традиционные формы уже не выдерживают конкуренции.
5. Утрата школой социально-педагогической роли. В продолжающейся формализации образования школа стремится работать на единственный сегодня очевидный учебный результат - это результаты тестирования и олимпиад, отказываясь от важных социально-педагогических функций - социализирующей, ценностно-ориентационной, компенсаторной, рекреационной и др.

Вместе с тем социально-педагогические параметры отклоняющегося поведения детей и подростков, его структура и содержание в научной литературе оцениваются и характеризуются неоднозначно.
Одни ученые рассматривают отклоняющееся поведение как несоответствие действий и поступков ребенка предъявляемым ему социальным требованиям, нравственным нормам и этическим правилам, другие видят в отклоняющемся поведении отступление от существующих правовых норм, их нарушении, т. е. «ненормальное» поведение с точки зрения нормативно-значимого фактора. Третьи в отклоняющемся поведении видят трудноразличимую грань между отклонениями от закона и моральной нормы и трактуют его как нарушение нравственных норм и своих этических обязанностей, с одной стороны, и как нарушение закона (кража, грабеж, хулиганские действия), но без привлечения подростков к уголовной ответственности из-за малолетнего возраста, с другой стороны.

Отклоняющееся поведение социально детерминировано. Чтобы преодолеть или предупредить отклоняющееся поведение, необходимо в первую очередь нейтрализовать негативное влияние социальной среды, ограничить отрицательное воздействие внешних факторов.

Одной из важнейших социально-педагогических сред, имеющих воспитывающее и образовательное значение, является особым образом организованная среда дополнительного образования детей.

Возможности системы дополнительного образования детей в социальной политике государства недостаточно оценены с позиции профилактики правонарушений, асоциального поведения, безнадзорности и поддержки семьи.

Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей строится в парадигме развивающего образования, обеспечивая информационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, социализирующую, релаксационную функции. Дополнительное образование детей по своей сути обладает значимыми для профилактики отклоняющегося поведения социально-педагогическими особенностями:
1. Добровольность, отказ от системы обязательности и принуждения, опирающаяся только на интерес и потребность.
2. Охват всех сфер деятельности человека, не ограниченный образовательными стандартами.
3. Ориентация на личную самореализацию и профессиональное самоопределение, создание поля расширения, возможностей развития личности.
4. Отсутствие ценза - возрастного, образовательного, социального.
5. Детско-взрослые сообщества создают особую систему отношений, отличная от аналогичных отношений в школе и семье и обеспечивающих воспроизводство норм общественной жизни.
6. Ярко выраженный личностно-деятельностный характер взаимодействия.
7. Компенсация недостатков семьи и основного образования.
8. Альтернативные возможности для образовательных и социальных достижений, в том числе таких категорий, как дети с особенностями в развитии, дети в трудной жизненной ситуации.
9. Сохранения «право на ошибку», создания «ситуации успеха».

Возможности социальной среды в профилактике отклоняющегося поведения могут раскрыться только благодаря организации деятельности, альтернативной такому поведению. Эта форма работы связана с представлениями о заместительном эффекте отклоняющегося поведения. Такими формами активности являются: творческая деятельность; познание; физический труд; спорт и испытание себя; значимое общение и дружба.

Гибкость дополнительного образования детей, как открытой социальной системы, позволяет обеспечить условия для формирования лидерских качеств, формирования социальных компетенций и развития творческих способностей детей в области научно-технической, художественной, эколого-биологической, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, военно-патриотической, социально-педагогической, естественнонаучной и другой образовательной деятельности. Вид деятельности обучающийся выбирает сам или с помощью взрослого в соответствии со своими желаниями и потребностями.

В организациях дополнительного образования детей имеют ожидаемый эффект социально-педагогические модели деятельности, поскольку традиции, стиль и методы работы этих организаций максимально учитывают особенности социума. Результат этого - накопление детьми опыта гражданского поведения, основ демократической культуры, самоценности личности, осознанного выбора профессии; получение квалифицированной помощи по различным аспектам социальной жизни, что влияет на социальную адаптацию детей и молодежи к изменяющимся условиям жизни.

Среди основных социально-педагогических технологий, реализация которых в организациях дополнительного образования направлена на содействие социальному становлению личности, предупреждение проблем и социально-педагогическую поддержку детей и молодежи, целесообразно рассматривать следующие:
1. Технологии профилактической социально-педагогической деятельности. Данные технологии следует соотнести с собственно образовательной деятельностью по дополнительным образовательным программам в творческих объединениях различной направленности. Позитивной жизненной альтернативой выступает возможность самореализации ребенка в личностно и социально значимых делах, привлечения его к видам деятельности, которые требуют значительного напряжения физических сил и эмоций и выступают альтернативой асоциальному и отклоняющемуся поведению, особенно для ребят, которые испытывают трудности с адаптацией в коллективе. Активная деятельность позволяет минимизировать внутреннее напряжение с помощью перенаправления энергии на достижение социально приемлемых целей, творчество. Творчество и разнообразная деятельность способствует активизации личностных ресурсов, противостоящих негативному воздействию внешней среды.

2. Технологии организации волонтерской деятельности. Исследование волонтерской деятельности позволяют рассматривать ее с позиции социального воспитания как целенаправленную деятельность по созданию условий для формирования ценностных ориентаций, развития социального опыта и решения возрастных задач ее участников. В связи с этим технологии организации волонтерской деятельности являются значимым средством решения задач социального становления подростков, старшеклассников в организациях дополнительного образования, которые зачастую становятся организаторами и координаторами волонтерских мероприятий.

3. Технология социального проектирования. В педагогическом контексте социальное проектирование наряду с волонтерской деятельностью рассматривается как одно из средств развития социальной инициативности подростков. Социальное проектирование оказывает влияние на развитие социально значимых качеств у школьников, формирование у них активной жизненной позиции.

4. Технология организации детского общественного объединения. Организации, реализующие программы дополнительного образования, во многом сохранили традиции организации работы с детьми и молодежью в формате пионерской и комсомольской организации, имеющих социально-педагогические функции. Современная педагогика продолжает рассматривать самоуправление и детский коллектив как форму практического воплощения идей социального воспитания детей в учебных заведениях средством их позитивной социализации, гражданского становления, продолжающих позитивную теорию и практику развития воспитательного коллектива.

5. Технологии формирования здорового образа жизни и здоровья сбережения.

Организация здоровье-сберегающей среды предусматривает:
1. Внедрение в работу детских объединений по интересам тем здоровья, здорового образа жизни, имеющих прямое отношение к тематике объединения;
2. Включение в образовательную деятельность детских объединений тем образа жизни, прямо не связанных с этой деятельностью, но чрезвычайно актуальных в настоящее время (например, проблемы вредных привычек, нравственного здоровья и др.), а также тем здорового образа жизни, традиционно входивших в систему гигиенического воспитания. К ним относятся личная и общественная гигиена, гигиена умственного труда, питания, оздоровительное значение физкультуры и спорта, профилактика инфекционных заболеваний, травматизма и гигиенические аспекты полового воспитания;
3. Общие акции в детском объединении или центре детского творчества на темы здорового образа жизни.
Умение взрослеющего человека достигать оптимального состояния и успешно противостоять неблагоприятным факторам среды считается особенно ценным. Здоровый стиль жизни предполагает здоровое питание, регулярные физические нагрузки, соблюдение режима труда и отдыха, общение с природой, исключение излишеств.

Итак, необходимо дальнейшее активное включение возможностей организаций дополнительного образования в ряд приоритетных направлений деятельности государственной системы профилактики отклоняющегося поведения детей и молодежи и нормативное закрепление данной роли.

Литература: Литовченко Е.В. Социально-педагогические технологии во внешкольном образовании и их роль в социальном становлении подростков // Перспективы образования и науки, №6, - Екатеринбург, 2014 г. - с. 100-105. Подрастающее потребление // Журнал «Огонек», 2014, №15, - с. 4-6. Прокуратура города Екатеринбург [Электронный ресурс]: Координационное совещание руководителей правоохранительных органов Екатеринбурга по вопросам борьбы с преступностью несовершеннолетних

Сетевое взаимодействие как условие развития дополнительного образования

Романова Татьяна Михайловна,

заведующая отделом декоративно-прикладного

и технического творчества МБОУ ДОД

«Центр детского творчества» г. Абакана

Одной из важнейших задач образовательной политики государства на современном этапе выступает организация всестороннего партнерства . Это означает, в том числе, и развитие сетевого взаимодействия на различных уровнях системы образования .

В Концепции развития дополнительного образования детей, принятой распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р), говорится, что «важной отличительной чертой дополнительного образования детей также является открытость , которая проявляется в следующих аспектах:

Нацеленность на взаимодействие с социально-профессиональными и культурно-досуговыми общностями взрослых и сверстников, занимающихся тем же или близким видом деятельности;

Возможность для педагогов и учащихся включать в образовательный процесс актуальные явления социокультурной реальности, опыт их проживания и рефлексии».

В дополнительном образовании детей расширяется применение новых образовательных форм (сетевое, электронное обучение и др.) и технологий (антропологических, инженерных, визуальных, сетевых , компьютерно-мультипликационных и др.).

Кроме того, проектирование и реализация дополнительных общеобразовательных программ должны строиться на определенных основаниях , среди которых важным является открытый и сетевой характер реализации.

Основными механизмами развития дополнительного образования детей являются:

Формирование в средствах массовой информации нового имиджа дополнительного образования, соответствующего ценностному статусу дополнительного образования в современном информационном гражданском обществе;

Межведомственная и межуровневая кооперация, интеграция ресурсов, в том числе организация сетевого взаимодействия организаций различного типа, ведомственной принадлежности.

Сегодня под сетевым взаимодействием понимается система связей, обеспечивающая доступность качественного образования для всех категорий граждан, вариативность образования, открытость образовательных организаций, повышение профессиональной компетентности педагогов и использование современных ИК-технологий.

Цель сетевого взаимодействия учреждений ДОД – создание единого образовательного пространства для обеспечения качества и доступности образования, выполнение заказа общества на формирование успешной личности

Задачи , решаемые в процессе сетевого взаимодействия:

Анализ спектра запросов социальных партнеров по организации сетевого взаимодействия;

Повышение качества образования, доступности услуг дополнительного образования для широких социальных слоев населения;

Обмен опытом, совместная реализация образовательных проектов и социальных инициатив, совершенствование образовательной среды учреждения;

Расширение круга общения обучающихся, позволяющего им получить социальный опыт, способствующий формированию их мировоззрения;

Расширение возможностей для профессионального диалога педагогов, реализующих программы ДОД;

Объединение образовательных ресурсов школ и учреждений дополнительного образования, создание общего программно-методического пространства для реализации ФГОС ООО;

Совершенствование управления учреждением, научно-методического и психологического сопровождения учебного процесса.

Основные направления деятельности ДОД , реализуемые в процессе сетевого взаимодействия: образовательное, методическое, информационное, организационное, инновационное, социально-педагогическое, научно-исследовательское

Первая ступень подобной коммуникации - так называемая «натуральная форма», давно и прочно вошла в образовательную деятельность : семинары, круглые столы , конференции, дискуссии и встречи по обмену опытом и проблемным вопросам, дни партнерского взаимодействия.

Такая работа активно проводилась в рамках работы базовой площадки ХакИРОиПК в ЦДТ г. Абакана, реализации проекта «Организация индивидуального методического сопровождения педагогов в процессе реализации программ ДОД в условиях перехода на новое содержание образования». Наши педагоги представляли свой опыт, выявляли проблемы и в равноправном партнёрстве с педагогами других УДОД РХ находили пути их решения. В результате авторские программы наших педагогов реализуются педагогами других учреждений ДОД РХ и юга Красноярского края. Это программы «От стандарта к индивидуальности» по конструированию и моделированию одежды – педагог Иванова Л.И., «Руки создают человека» - педагог Черчинский Ю.А., «Калейдоскоп рукоделий» - педагог Ягло С.Г. и др.

Вторая ступень развития сетевого взаимодействия ОУ – организация взаимодействия и распространения передового опыта на основе Internet-технологий. Это взаимодействие актуально и востребовано в современных реалиях, имеет большие преимущества перед другими способами, поскольку в данном случае инновационный опыт ОУ доступен широкому кругу пользователей Интернет-сети. (размещение программно-методических и иных материалов, положений о проведении конкурсов, выставок, соревнований на сайте учреждения; публикаций с представлением опыта на различных сайтах сети Интернет; участие в вебинарах, Интернет-конференциях).

Сетевое взаимодействие сегодня становится современной высокоэффективной инновационной технологией, которая позволяет образовательным учреждениям не только выживать, но и динамично развиваться. Важно заметить, что при сетевом взаимодействии происходит не только распространение инновационных разработок, а также идет процесс диалога между образовательными учреждениями и процесс отражения в них опыта друг друга, отображение тех процессов, которые происходят в системе образования в целом. Инновации в условиях образовательной сети приобретают эволюционный ха рактер, что связано с непрерывным обменом информацией и опытом , отсутствием обязательного внедре ния . Опыт участников сети оказывается востребованным не только в качестве примера для подражания, а также в качестве индикатора или зеркала , которое позволяет увидеть уровень собственного опыта и дополнить его чем-то но вым, способствующим эффективности дальнейшей работы. У участников сети наблюдается потребность друг в друге, в общении равных по статусу специалистов и учреждений.

Важной особенностью сетевого взаимодействия является то, что в сети нет организаций в традиционном смысле. Первичным элементом сетевого объединения выступает прецедент взаимодействия , сетевое событие (проект, семинар, встреча, обмен информацией и т.п.). Каждый человек может вступать в определенное взаимодействие с сетью, и это взаимодействие составляет содержание индивидуального образовательного развития каждого человека, образовательного учреждения, образовательной среды.

Сеть создается на добровольной основе, удерживается общей проблематикой и интересами всех членов сети . Это некая система связей, позволяю щих разрабатывать, апробировать и предлагать про фессиональному сообществу и обществу в целом инновационные модели содержания образования. Таким образом, сеть всегда является результатом проектного замысла, поскольку участники должны участвовать в едином целеполагании, согласовывать механизмы и схемы взаимодействия, договариваться о результатах деятельности.

Способ деятельности по совместному использованию информационных, инновационных, методи ческих (методические рекомендации по разработке рабочих программ, по организации и проведению конкурсов, выставок ДПИ) , кадровых ресурсов. Эти ресурсы могут меняться в ходе взаимодействия.

Сетевое взаимодействие даёт эффект при наличии у каждого из членов сети некоторого, пусть ограниченного, но качественного ресурса (авторские образовательные программы, программы для одаренных детей, ИОМ, Проект по развитию робототехники «Шаг в будущее» - победитель конкурса грантов МОиН РХ и др) ; добровольном распределении направлений (разделов, блоков и т.п.) между членами сети для более глубокого изучения и создания качественного ресурса; обязательном качественном приращении при использовании сетевого ресурса; формировании общесетевого ресурса.

М одель образовательной сети предполагает, что каждый ее участник проявляет себя в нескольких аспектах: интерес, возможности, идея, деятель ность, взаимодействие - и проигрывает свои воз можные действия, принимает решения. Сетевое взаимодействие эффективно тогда, когда не все события сети спланированы заранее, а созда ются по собственной инициативе участников, исходя из потреб ностей, и именно по этой причине оказываются интересными для других участников сети.

Условия организации сетевого взаимодействия учреждений дополнительного образования:

Материально-техническое и технологическое обеспечение - достаточное оснащение учебных аудиторий необходимым оборудованием, высокая скорость Интернет и др.;

Психологическая готовность педагогов к работе в сети, достаточное освоение ИКТ;

Разработанность экономических механизмов и нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в сети;

Грамотное, компетентное использование возможностей Интернета и средств ИКТ педагогическим сообществом;

Привлечения новых партнеров к участию в реализации проектов сетевого взаимодействия;

Отсутствие потребительского отношения к УДОД со стороны общеобразовательных учреждений;

Готовность школ принять дополнительное образование как равноправного партнера;

Наличие опытных квалифицированных кадров;

Выработка единой цели партнеров;

Активность сторон сетевого взаимодействия;

Мобильность, отсутствие сопротивления изменениям.

Необходимым условием для выстраивания сетевого взаимодействия является научное руководство.

Возможный результат сетевого взаимодействия для повышения качества деятельности учреждений и реализации программ дополнительного образования детей:

Оптимизация образовательного пространства региона (города, муниципального образования);

Получение необходимых для организации ресурсов (кадровых, материально- технических, информационных) без привлечения дополнительных финансовых средств (учителя технологии, физики – педагоги детских творческих объединений, реализующие дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы технической и художественной направленности на базе школ) ;

Расширение круга общения участников образовательного процесса;

Привлечение разных узких специалистов для реализации программ дополнительного образования;

Расширение профессионального сотрудничества и диалога, стимулирование процесса самообразования педагогов;

Повышение скорости освоения и переработки информации, необходимых для освоения сетевого взаимодействия, освоение новых информационных технологий;

Повышение статуса учреждения, использование возможностей учреждений-партнеров, повышение конкурентоспособности;

Возможность предъявления результатов образовательной деятельности на различных уровнях;

Построение траекторий индивидуального развития обучающихся, организация социальных практик;

Возможность организации рабочих мест для подростков;

Привлечение дополнительных средств в бюджет учреждения (целевые, грантовые, платные дополнительные образовательные услуги);

Рост доверия родителей к учреждению;

Рост профессионального мастерства педагогических и управленческих работников учреждения;

Формирования системы мониторинга эффективности образовательных сетей.

Таким образом, сетевое взаимодействие позволяет преодолеть закрытость учреждений, осуществлять сотрудничество на правах партнёрства, выстраивать прочные и эффективные связи не только между учреждениями, но и между профессиональными командами и педагогами, работающими над общими проблемами.

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей областной детский оздоровительно-образовательный центр «Юность»

« Дополнительное образование детей как ресурс развития одарённости. »

Составитель: воспитатель Ванюкова Галина Леонтьевна

Димитровград-2016

Здоровый ребенок рождается с множеством творческих потенциалов, которые в процессе воспитания и обучения не только реализуются, но подчас блокируются или самоблокируются. Нам, взрослым, необходимо помочь детям расти, раскрывать природный талант – растить ребёнка как дерево, окружая любовью, передавать свои знания и опыт и хранить их как сокровище.

У каждого ребенка есть свои сильные стороны, которые необходимо поддерживать и развивать. Один силен физически, другой хорошо рисует, третий – сочиняет стихи. Учитывая индивидуальность ребенка, его уникальность и неповторимость, мы должны повышать его самооценку, уверенность в себе, корректировать проблемы поведения, организовывать интересный досуг, в конечном счете, развивать.

Чтобы работа состоялась в этом направлении, перед нами стоит ответственная задача – внести действенные изменения в его жизнь, создать неповторимую атмосферу творческого поиска, потенциала.

Формированию мыслящей, талантливой, одарённой, любящей окружающий мир и людей личности, способствует, как правило, совместный процесс инициативы, самодеятельности, творчества, объединяющий усилия педагогов, родителей, обучающихся.

Понятие одарённость относится к далеко не простой категории и представляет собой сочетание 3-х характеристик:

    интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень;

    творческого подхода;

    настойчивости.

и 3-х основных критериев:

    одаренность академическая (успешность в учебе);

    одаренность интеллектуальная;

    одаренность творческая.

Одаренные дети обладают рядом психологических особенностей: ускоренным психическим развитием, ненасыщаемой познавательной потребностью, высокой умственной активностью, творческим подходом к решению проблем, стремлением к самостоятельному приобретению знаний, особой эмоциональной чувствительностью и независимостью. Все это требует организации специального образовательного пространства, в качестве которого могут выступать различные формы дополнительного образования.

В дополнительном образовании ведущими и основными являются методы творческого характера – проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные – на основе форм индивидуальной и групповой работы. Наиболее эффективными являются технологии, которые реализуют идею индивидуализации обучения и дают простор для творческого самовыражения и самореализации ребёнка.

Специфика указанных форм образования состоит в том, что они, в отличие от учебных занятий, проводимых в массовой школе, решают задачи не только общего образовательного и воспитательного характера, но и направлены на эффективное развитие индивидуального, личностного потенциала детей.

Дополнительное образование не является простым приложением к системе общего и профессионального образования, а представляет собой особую образовательную сферу с ориентацией на всестороннее развитие ребёнка; оно многообразно, разно направленно, наиболее вариативно. Дополнительное образование детей - необходимое звено в воспитании многогранности, в образовании, в ранней профессиональной ориентации.

Цель дополнительного образования и внеурочной деятельности – развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению учащихся, их социальной адаптации.

По своему содержанию, дополнительное образование является всеохватывающим. Нет ничего такого, что не могло бы стать предметом дополнительного образования в окружающей нас действительности: будь то живая или неживая природа, система общественных и духовно – нравственных отношений, сфера сознания. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы детей и подростков.

Инновационность образовательной системы дополнительного образования заключается в возможности раннего выявление, развития и широкого освещения положительных личностных качеств и устойчивых избирательных интересов каждого ребёнка на каждой возрастной ступени.

Необходимым условием для поддержки одарённых детей является умение выявить, не проглядеть тех, в которых на генетическом уровне заложена одарённость. Такие дети, как правило, отличаются от многих других. Они любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью.

Важно развить в одарённом ребёнке психологию лидера, чтобы он не стеснялся показывать свои способности, не боялся выражать свои мысли. В этом ему помогают проводимые нами ролевые игры, брейн-ринги, праздники творчества, викторины, интеллектуальные ярмарки и т.д.

Наша задача выявить способных детей, научить их думать, предпринимать определённые усилия для собственного развития, становления и реализации личностного творческого потенциала, при котором жизнь подростка становиться яркой, запоминающейся. Сильная личность, развитая интеллектуально и нравственно – эстетически, обретает лидерские качества. Быть творческим лидером – это престижно, актуально, значимо.

Если ребенок полноценно живет, реализуя себя, решая задачи социально значимые, то в дальнейшем находит себя в профессиональной деятельности, и приносит реальную пользу своему Отечеству.

Я считаю, что дети находят в нашем центре увлечения по интересам, каждому ребёнку создаются максимально комфортные условия, каждого любят, уважают и ценят, независимо от успехов.

Работа каждого педагога должна строится по следующим принципам:

    развитие интересов и способностей детей;

    создание ситуации успеха на занятиях;

    стимулирование возникновения доброжелательных отношений в группе.

Педагоги нашего центра умело применяют в своей работе инновационные технологии, направленные на раскрытие творческого потенциала воспитанников, создают условия успешности каждого конкретно взятого ребёнка, поддержку талантливых и одарённых детей.

Важнейшим условием развития творческих способностей обучающихся является содружество педагогов и обучающихся.

Ребёнок – это сосуд, который необходимо наполнить радостью, любовью, ценностями, успехом, интересом, желанием, настроением, добром. И этот процесс, на мой взгляд, успешно осуществляется в нашем центре.

Дополнительное образование решает целый комплекс задач, направленных на гуманизацию:

    выравнивает стартовые возможности развития личности ребенка;

    способствует выбору его индивидуального образовательного пути;

    обеспечивает каждому ученику “ситуацию успеха”;

    содействует самореализации личности ребенка и педагога.

И прежде всего, создаёт дополнительный ресурс развития одарённости обучающихся.

Ресурс представляет собой явления (объекты, предметы, а также их свойства), выраженные в материальной или идеальной формах, которые могут быть использованы как средства, возможности, условия, источники, резервы для достижения определенных целей.

Ресурс программного подхода. Эффективность деятельности учреждения дополнительного образования как воспитательной организации требует разработки соответствующих программных документов, различных по назначению и содержанию. Программно-деятельностное функционирование учреждений данного типа (увеличение направленностей, мероприятий в деятельности учреждений дополнительного образования, некоторая увлеченность технологической составляющей в организации занятий, субъект-объектный характер передачи знаний и т.п.) создает основу для расширения сферы самореализации.

В основе программ учреждений ДОД лежит парадигма взаимодействия, что предполагает возможность определенной коррекции программ с учетом индивидуальных способностей и уровня подготовленности детей. Реализация таких программ на практике приводит к тому, что в процессе педагогического взаимодействия учитывается соответствие конкретного дела и личных возможностей детей, создаются условия для опережающего развития более подготовленных и одаренных детей, обеспечивается индивидуальный темп передачи материала для детей, имеющих трудности в его усвоении. Важным условием эффективности становится учет приоритетных видов деятельности детей различных возрастных групп и других психофизических особенностей возраста.

Ресурс ценностно-смыслового содержания ДОД. Дополнительное образование детей - это не просто элемент, структурная часть существующей системы общего образования, но компонент субъектного становления личности и ее внутреннего роста: самоопределения и саморазвития индивидуальности. Для этого требуется перевод всего комплекса дополнительного образования из режима программно-деятельностного функционирования в ценностно-смысловой. Процесс освоения ценностей благодаря выбору тех или иных культурных образцов, социальных ориентиров, нравственных идеалов, помогает подростку организовать собственное поведение в социальной среде.

Дополнительное образование - это пространство формирования просоциалъных личностных ценностей, которые:

  • 1) связаны с утверждением роли личности в социальной, профессиональной, образовательной среде;
  • 2) удовлетворяют потребность в общении и расширяют его крут;
  • 3) ориентируют на саморазвитие творческой индивидуальности;
  • 4) позволяют осуществить самореализацию;
  • 5) дают возможность удовлетворить прагматические потребности.

Реализации ценностно-смыслового ресурса ДОД благоприятствует эмоциональная насыщенность жизнедеятельности таких учреждений, которая выигрывает перед «засушенно- стью» учебного процесса в общеобразовательной школе, где приобретаются вербальные способы коммуникации и где логика учебных знаний может привести к подавлению эмоционально-образного восприятия мира, столь значимого в детском возрасте. Опыт осуществления эмоционально-ценностных отношений в форме личностных ориентаций, проявляющихся в отношении к окружающему миру, к себе самому, к другим людям, приобретаемый в учреждениях дополнительного образования оказывается более гуманистичным.

Специфика дополнительного образования детей позволяет более эффективно, чем в общем образовании, реализовать принцип ценностно-смыслового равенства взрослого и ребенка, так как этому способствуют поисковое, творческое, неформальное содержание образовательного процесса и его организация (методика, мотивация и пр.). Другими словами, дополнительное образование детей выступает не как однонаправленная передача опыта и оценочных суждений от старшего поколения к младшему, а как взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей в сфере их совместного бытия.

Ресурс педагога дополнительного образования (Л. И. Боровиков). Способность оценить социальный заказ становится неотъемлемой компетентностью профессиональной деятельности педагога и означает способность:

  • а) самостоятельно и инициативно-творчески диагностировать конкретный социум, формулируя на этой основе стратегические задачи деятельности конкретного творческого объединения;
  • б) мобильно и индивидуально-дифференцировано реагировать на малейшие изменения среды, в которой происходит социализация детей и подростков.

Оценочно-диагностическая работа педагога имеет следующую направленность:

  • 1) педагогическое обследование открытого социума (т.е. работа с ценностями и антиценностями, бытующими в конкретной микросреде, детском сообществе, семейном сообществе, близлежащих образовательных учреждений микрорайона, города, села);
  • 2) анализ взаимодействия с теми профессионально-образовательными учреждениями, куда по завершению обучения в детском творческом объединении может поступить учиться выпускник.

Ресурс взаимодействия в учреждении ДОД. Недостаток внимания и участия, которые испытывает определенная часть детей в школе и семье, частично компенсируется разнообразием взаимодействия, реализующегося в жизнедеятельности учреждений ДОД. Особенность форм взаимодействия в учреждениях дополнительного образования сказывается на следующих моментах (М. Б. Коваль).

  • 1. Массовые и групповые виды предметно-практической деятельности, которые способствуют вовлечению подростков в объединение (комплексные игры-соревнования, творческие праздники, конкурсы и фестивали), требуют проявления определенных умений и добросовестного отношения к делу, дают возможность детям испытать свои силы, заслужить одобрение, сравнить свои достижения с достижениями товарищей. Это является своеобразной рекламой, привлекающей детей проводить досуг во внешкольном учреждении; стимулирует подростков к достижению новых результатов; наконец, становится тестовым показателем результативности деятельности детей и педагогов дополнительного образования.
  • 2. Кружки, студии, секции и другие творческие объединения детей, которые хотят заняться систематической деятельностью в соответствии с их интересами, обеспечивают равенство участия всех школьников, независимо от их способностей и подготовленности.
  • 3. Формы и виды работ для наиболее подготовленных детей и подростков (научные общества учащихся, детские научные конференции, летние выездные лагеря и экспедиции) позволяют детям расширить свои теоретические знания и апробировать их в практической деятельности. Такая деятельность, несомненно, имеет общественную значимость, а часто и возлагает на подростков высокую ответственность (например, за сохранность исторического материала при археологических раскопках). В свою очередь, это способствует росту самоуважения и самоактуализации личности ребенка.

Специфические особенности общения как важнейшего средства педагогического взаимодействия в учреждениях ДОД связаны с общностью интересов и совместным творчеством педагогов и воспитанников, поскольку неформальность общения, высокая привлекательность в глазах детей способствует росту самоуважения, чувства социальной значимости и взрослости.

Преимущественные стили, используемыми педагогами ДОД (общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью и общение на основе дружеского расположения), характеризуются устойчиво-положительным отношением педагога к детям, совместным продумыванием законов и правил общения, совместным контролем за выполнением этих правил, а также ровным тоном и доброжелательной интонацией.

Такое общение создает подлинные демократические и гуманистические отношения, выводит ребенка на уровень активного участника, субъекта взаимодействия, усиливает возможности учреждения дополнительного образования.

Благодаря перечисленным выше особенностям педагогического взаимодействия в детских сообществах возникает творческая, доброжелательная атмосфера, которая дает реальный шанс для ребенка изменить свой социальный статус среди сверстников.

Развитие системы дополнительного образования детей Ленинградской области возможно при ее целенаправленном ресурсном обеспечении, включающем все основные компоненты: кадры, нормативные документы, информацию, финансы, материальные ресурсы.

В современных условиях особое значение приобретают кадровые ресурсы, поскольку от них в первую очередь зависит развитие системы дополнительного образования детей. Процесс модернизации системы образования способствует становлению учреждения дополнительного образования детей как субъекта рынка образовательных услуг. От умения руководителя образовательного учреждения провести маркетинг, найти своего заказчика зависит репутация этого учреждения, финансовое благополучие, микроклимат педагогического коллектива, его сохранность и развитие. Особое значение приобретает выработка стратегии изменения культурных ценностей и представлений педколлектива, переориентация межличностных отношений, системы норм и правил поведения в учреждении дополнительного образования детей как участника рынка образовательных услуг.

Финансовое благополучие системы дополнительного образования детей напрямую зависит от состояния бюджета. В настоящее время отмечена дифференциация финансирования учреждений дополнительного образования детей: дополнительное образование на базе школ финансируется из средств государственного бюджета, муниципальные учреждения дополнительного образования детей - из средств муниципальных бюджетов. Это актуализирует проблему создания положительного имиджа учреждения дополнительного образования детей с целью привлечения ассигнований муниципального бюджета, которые в условиях рынка органично должны дополняться средствами, поступающими из других источников.

Указанные обстоятельства обосновывают необходимость эффективного управления ресурсами путем следующих первоочередных мер.

В области кадровых ресурсов:

  • 1. Создание резерва потенциальных кандидатов на руководящие должности в учреждения дополнительного образования детей; оценка кандидатов и отбор лучших.
  • 2. Повышение квалификации руководящих и педагогических работников системы дополнительного образования детей:

разработка маршрутов профессионального роста как внутри учреждений дополнительного образования детей, так и на областном уровне, используя возможности факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов дополнительного образования ГОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования», учреждений пост дипломного педагогического образования;

разработка программы оценки и совершенствования управленческих навыков руководителей по формированию и развитию организационно-педагогической культуры учреждений;

профессиональное совершенствование педагогических работников через Всероссийский конкурс педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям»;

развитие системы сетевого повышения квалификации педагогов и руководителей в условиях образовательных округов.

3. Становление учреждений дополнительного образования детей как субъектов рынка образовательных услуг:

регулярное проведение региональных этапов конкурсов авторских программ;

проведение конкурса методической продукции среди педагогических работников учреждений дополнительного образования детей;

создание виртуальной и электронной библиотеки программно-методического обеспечения;

создание в учреждениях дополнительного образования детей методических кафедр, объединений, лабораторий, учебных кабинетов как ресурсных центров по программно- методическому обеспечению.

4. Разработка и внедрение механизмов материального и морального стимулирования учреждений дополнительного образования детей по результатам аттестации, аккредитации, участия во Всероссийском конкурсе учреждений дополнительного образования детей, а также педагогических и руководящих работников, добившихся высоких результатов в своей работе.

В области информационных ресурсов:

выявление социального заказа общества, родителей, детей к определению характера и качества педагогических услуг, реализуемых в системе дополнительного образования детей;

выявление взглядов и убеждений членов педколлектива, оценка сложившейся системы образовательного процесса в учреждении, контингента учащихся и их родителей, традиций учреждения;

создание сайтов учреждений дополнительного образования детей.

В области финансовых и материальных ресурсов:

актуализацию опыта предоставления платных дополнительных образовательных услуг;

поддержку учреждений дополнительного образования детей через участие в реализации федеральных и региональных целевых программ;

Все указанные действия должны быть взаимосвязаны между собой, При соблюдении данного условия становится возможным достижение эффективности использования ресурсов с целью развития системы дополнительного образования детей Ленинградской области.

error: Content is protected !!