Как рассчитать подоходный налог беларусь. Подоходный налог в республике беларусь Сколько в беларуси подоходный налог

Одним из самых частных вопросов, которые задают нам клиенты при открытии компаний, звучит так «Какие налоги платят предприятия в Беларуси? ». В этой статье мы постараемся дать Вам полное представление о налоговом бремени организаций и рассказать об основных нормах налогового законодательства.

Юридические лица, зарегистрированные на территории РБ, при общей системе налогообложения уплачивают следующие налоги, сборы и иные обязательные платежи:

  • налог на добавленную стоимость – НДС, ставка 20% от оборота по реализации товаров, работ или услуг;
  • налог на прибыль, ставка 18 % от налогооблагаемой прибыли;
  • страховые взносы на обязательное социальное страхование наёмных работников, соцстрах, ставка 34% от фонда оплаты труда;
  • обязательное страхование от несчастных случаев на производстве, ставка 0,6% от фонда оплаты труда.

Кроме того, если это требует законодательство РБ:

  • налог на недвижимость;
  • земельный налог;
  • акцизы;
  • экологический налог;
  • налог за добычу (изъятие) природных ресурсов;
  • оффшорный сбор;
  • гербовый сбор;
  • другие налоги.

Местные налоги и сборы

Давайте рассмотрим что же в себя включают местные налоги в Республике Беларусь.

Налог за владение собаками

Плательщики – собственники животных. Объект – собаки старше трехмесячного возраста. Ставка рассчитывается, исходя из роста собаки.

Курортный сбор

Плательщики – физические лица. Объект – факт нахождения в оздоровительных учреждениях. База – цена оказанных услуг или путевки. Ставки различны, но не могут быть больше пяти процентов.

Сбор с заготовителей

Плательщики – лица, осуществляющие сбор и заготовку грибов, растений, другого сырья с целью их дальнейшей промышленной переработки и реализации. База – стоимость заготовленного, ставка может быть не выше пяти процентов.

Республиканские налоги

Республиканские налоги – это основные налоги, формирующие государственный бюджет Белорусской Республики. Смотрите ниже детальное описание каждого налога.

Налог на прибыль

При расчете валовой прибыли учитываются затраты по производству и реализации продукции, а также внереализационные расходы.

Налоговый кодекс Республики Беларусь устанавливает следующие ставки налога на прибыль:

  • 24% – основная ставка налога;
  • 10% -для организаций, осуществляющих производство лазерно-оптической техники, для резидентов научно-технологических парков и некоторых других организаций;
  • 5% – для членов научно-технологической ассоциации, созданной в соответствии с законодательством Белорусским государственным университетом, в части выручки от реализации информационных технологий и услуг по их разработке;
  • 12% – применяется к выплачиваемым дивидендам.

НДС

Налог на добавленную стоимость является косвенным налогом, так как плательщиками являются не предприниматели, а потребители товаров и услуг.

Налоговые ставки:

  • 20% - общая ставка, применяемая при реализации товаров.
  • 10% - ставка, которая применяется для реализации растений, птицы, скота и животных, рыбы и продуктов пчеловодства, произведённых на территории РБ.

Налог на недвижимость

Ставка этого налога составляет 1% остаточной стоимости основных фондов.

С 2017 года введена льгота по данному налогу в отношении капитальных законсервированных строений, которые включены в Перечень неиспользуемых (неэффективно используемых).

Ранее они не освобождались от уплаты налога.

Для юридических лиц налогооблагаемая база рассчитывается ежегодно по остаточной стоимости по состоянию на 1 января отчетного года. Порядок уплаты налога на недвижимость - ежеквартально, не позже 22-го числа первого месяца квартала, следующего за отчетным.

Земельный налог

Платят этот налог все юрлица, владеющие участками на территории Беларуси, а иностранные и совместные предприятия платят его, как и белорусские компании - без льгот в этой области.

Ставка земельного налога (или арендной платы за землю) рассчитывается, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, а за земли сельхозназначения - от балла кадастровой оценки.

Ставки земельного налога для юрлиц также зависят от площади и территориального расположения земельного участка, наличия повышающих коэффициентов и т.д.

Подоходный налог РБ

Сумма ежемесячных начислений зависит от деятельности, за которую гражданин получает доход.

Единая ставка физлиц – 13%. 16% начисляется нотариусам, адвокатам и предпринимателям.

Подоходный налог в РБ установлен для лиц, получающих доходы от арендной платы за недвижимость. Размер зависит от района проживания. Физлица, официально работающие в сфере высоких технологий, должны ежемесячно выплачивать 9% подоходного налога в РБ.

Экологический налог

Экологический налог платится субъектами хозяйствования за вредное воздействие на окружающую среду.

Экологический налог выплачивается, если предприятия осуществляют:

  • Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу.
  • Хранение или захоронение отходов производства.
  • Сброс сточных вод.

Гербовый сбор

Гербовый сбор оплачивается физическими лицами и предпринимателями.

Налоговые ставки:

  • 15% - передача международным организациям.
  • 20% - выдача копий простых и переводных векселей.

Налоги для физических лиц

Трудящиеся граждане обязаны ежемесячно выплачивать НДФЛ. Физическим лицам начисляется подоходный налог в размере 13%, на недвижимость – 0,1% от цены помещения, земли, ТС. Граждане страны, согласно НК РБ, должны оплачивать местные сборы. Физические лица могут являться плательщиками НДС, акцизов, государственных пошлин.

Электронное декларирование

Электронное декларирование об уплате косвенных налогов и ввозе продукции с территории республик Евразийского Экономического Союза было введено в Беларуси в 2015 году 1 января.

Страны, входящие в ЕАЭС:

  • Армения.
  • Белорусская Республика.
  • Республика Казахстан.
  • Киргизия.
  • Российская Федерация.

Напомним, что косвенными считаются такие налоги, как:

  • Акцизы.
  • Налог на добавленную стоимость.
  • Фискальные монополии.
  • Таможенная пошлина.

Электронное декларирование позволяет не только осуществлять контроль за экспортом и импортом товаров, но и обмениваться информацией с другими странами ЕАЭС.

Другие налоги

Давайте рассмотрим какие существуют еще налоги в Республике Беларусь.

Налог на вклады

Этот налог уже утвердили на государственном уровне благодаря Декрету № 7, который подписал Александр Лукашенко в ноябре 2015 года. Сам же декрет начал действовать с апреля 2016 года.

С апреля налог в размере 13% будет высчитываться не с суммы всего депозита, а только с начисленных процентов.

Его придётся платить:

  • тем, кто выбрал рублёвый вклад на срок меньше года;
  • тем, кто выбрал валютный вклад на срок меньше двух лет;
  • тем, кто решил снять деньги с долгосрочного депозита раньше истечения срока.

Чтобы заплатить данный налог, не надо будет идти в налоговую. Банки сами спишут с вашего счёта необходимую сумму. Также в Беларуси на данный момент рассматривается введение налога на покупки в иностранных интернет-магазинах.

Налог на продажу автомобиля

Налог на продажу автомобиля – это подоходный налог, который относится к республиканским налогам и сборам Республики Беларусь. Продажа первого автомобиля налогами не облагается, а вот продажа второй машины за год означает, что человек обязан заплатить сбор в казну РБ.

Исчисление налога: ставка – 13%.

Налог на задолженность

Налог на долги – это подоходный налог с суммы займа. Налог на долги в Беларуси был введён 1.01.2015. Суть данного налога заключается в том, что человек, который имеет займы или кредит в иностранной организации или у частного лица, который не имеет постоянного представительства в Белорусской Республике, обязан выплатить некую сумму государству за пользование деньгами. Налогом облагается невозвращённый долг.

Ставка подоходного налога равна 13% от долга.

Но стоит помнить, что средства, которые были взяты взаймы или кредит в белорусских банках или финансовых организациях налогом не облагаются.

Налог также не придётся платить, если деньги были взяты в займы у родственников.

Налог на тунеядство

Налогом на тунеядство в Беларуси называется специальный сбор, который обязаны оплачивать все граждане РБ, не имеющие работы на протяжении больше полугода. Данный налоговый взнос был введён с целью предупреждения социального иждивенства и снижения уровня безработицы в республике.

Налог не будет взиматься с:

  • недееспособные граждане и инвалиды любой группы;
  • лица до 18 лет;
  • граждане пенсионного возраста: мужчины старше 60 лет, женщины – 55 лет;
  • воспитывающие ребёнка до 7 лет; ребёнка-инвалида до 18 лет; троих или более несовершеннолетних детей;
  • проживающие на территории республики менее 183 дней в году (требуется документальное подтверждение – штамп о выезде в паспорте).

Заключение

Оценивая налоговую систему Беларуси, необходимо отметить, что ее основной налоговый закон является современным, понятным, подробным. Наблюдается тенденция к стимулированию развития отраслей, занимающихся деятельностью в области высоких технологий, а также производителей сельскохозяйственной продукции. Осуществляется это путем предоставления данным категориям налогоплательщиков льгот и преференций.

"Я буду работать в белорусском представительстве нашей компании. Контракт примерно на год. Слышал, что ставка подоходного налога в Беларуси ниже, чем у нас в России. А какой налог придется платить мне, российскому гражданину? Расскажите об этом, пожалуйста, подробнее. И. Мельников, Рязань".

Михаил Рассолько,

заместитель начальника главного управления налогообложения физических лиц Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь:

С 1 января 2009 года и белорусы, и россияне, которые работают в нашей стране по трудовым договорам, платят подоходный налог по ставке 12 процентов. Причем неважно, контракт на месяц или на полгода. Хотя в России фактор времени учитывают. И, допустим, если гражданин Беларуси трудится в соседней стране меньше полугода, то налог с полученных в результате доходов возьмут, как с иностранца, - не 13, а 30 процентов. У нас россиянин при получении доходов по месту основной работы имеет такие же права и обязанности, как и коренной житель.

Например, работнику, ежемесячный доход которого не превышает 1,5 миллиона белорусских рублей, полагается стандартный налоговый вычет. Иными словами, 250 тысяч белорусских рублей (сумма, равная прогнозному бюджету прожиточного минимума на 2009 год) из полутора миллионов не облагаются налогом вообще. Кроме того, еще по 70 тысяч вычтут на каждого ребенка (на ребенка-инвалида - 140 тысяч) или инждивенца.

По законодательству, к иждивенцам относятся студенты и учащиеся дневной формы обучения старше 18 лет, получающие среднее, первое высшее, первое среднее специальное или первое профессионально-техническое образование, а также супруга, находящаяся в отпуске по уходу за малышом до 3 лет. Чтобы получить эти льготы, достаточно представить в бухгалтерию предприятия, где вы трудитесь, пакет документов. Если дети несовершеннолетние - копии свидетельств о рождении, студенты дневной формы обучения - справку учреждения образования (не имеет значения российского или белорусского). В отношении супруги в отпуске с ребенком подойдет справка с места ее работы или из российских органов социальной защиты, что она получает пособие.

Если ваш сын или дочь пожелает платно учиться в среднем специальном или высшем учебном заведении нашей страны, то из сумм, потраченных на их обучение, также вернут подоходный налог. Захотите застраховать свою жизнь, здоровье или заключите со страховой компанией договор о накоплении дополнительной пенсии (срок не менее 5 лет), тогда еще 2 базовые величины (сейчас это 70 тысяч белорусских рублей) из тех денег, что вы заплатите страховщикам, тоже прольготируют.

Поскольку контракт у вас на год, то важно знать и о тех обязанностях, которые вы, так же как и любой гражданин Беларуси, пребывающий в стране более 183 дней и соответственно являющийся ее налоговым резидентом, должны будете выполнять. По сути дела, обязанность одна: по окончании отчетного периода (31 декабря 2009 года) и до 1 марта следующего, если вы получали помимо зарплаты по месту работы в Беларуси еще и доходы в России, вам придется их задекларировать. Заполнить декларацию о доходах можно в налоговой инспекции по месту регистрации или жительства. Причем доходы из соседней страны и уплаченные из них налоги должны быть подтверждены справкой из налоговых органов России. Если не успеете оформить справку до 1 марта 2010 года, поверят справке организации выплатившей доход, но дадут год на то, чтобы справка была подтверждена налоговым органом.

Кстати

В Беларуси налоги не взимаются с пенсий, алиментов, стипендий. От продажи одного автомобиля в год и квартиры, гаража, садового домика - раз в 5 лет. Кроме этого, не выплачиваются налоги с наследства, подарков от резидентов страны в сумме до 17,5 миллиона белорусских рублей, материальной помощи, подарков, призов от организаций или индивидуальных предпринимателей в пределах 5 миллионов 250 тысяч рублей в течение года.

Министерство финансов взялось за корректировку Налогового кодекса и налоговой системы в целом. По задумке, она должна стать более простой, понятной и удобной. А в перспективе даже не исключается снижение ставок подоходного налога и налога на прибыль. Но, учитывая интересы людей и бизнеса, важно не оголить бюджет государства. Ведь за налоговыми отчислениями, сборами и пошлинами стоят наши медицина, образование, зарплаты бюджетникам и пенсии, безопасность, новые дороги, жилье. О том, как найти баланс в этом вопросе, рассуждает доктор экономических наук, профессор Елена Киреева.

- Елена Федоровна, в любой стране налоги могут либо тормозить, либо стимулировать развитие экономики и бизнеса. А что у нас? Как бы вы оценили уровень налоговой нагрузки в стране?

Сегодня налоговая нагрузка к ВВП без отчислений в Фонд соцзащиты составляет примерно 25 процентов. Проще говоря, государство “забирает” в бюджет у предприятий, физлиц четверть заработанных доходов. Много это или мало? Для сравнения скажу, что еще 10 лет назад эта цифра была 35 процентов. С 2008 по 2012 год в стране вдвое сократили количество налогов. Если сравнивать с другими странами, то меньше, чем у нас, налоговая нагрузка в США, Японии, Китае. В то же время в Германии, Франции, Дании, Швеции она значительно выше.

В этих 25 процентах и подоходный налог, и налог на прибыль, на имущество, акцизы. Но самые большие поступления в бюджет от НДС - более 30 процентов. Кроме собственно налоговых платежей предприятия еще производят отчисления в Фонд соцзащиты. Они составляют сегодня 34 процента от заработной платы, но граждане перечисляют только один процент. Остальное берет на себя наниматель.

- И как раз эти платежи существенно увеличивают фискальную нагрузку на субъекты хозяйствования?

Именно. И проблема не в том, что эти взносы большие, а в том, что сложно их снизить. Потому что эти деньги формируют базу для финансирования социальных проектов, выплаты пенсий, пособий и так далее. Если же социальные выплаты переложить с плеч нанимателя на работника, то нам с вами придется расставаться с половиной зарплаты (подоходный плюс 34 процента взносов в Фонд соцзащиты). Психологически люди к этому не готовы.

Кроме того, существует еще такой показатель как уровень централизации финансовых ресурсов. В Беларуси он составляет чуть более 40 процентов от ВВП. То есть 40 процентов от стоимости всех произведенных товаров и услуг перераспределяется через бюджет. По сравнению с другими странами здесь мы в крепких середняках. Например, в Западной Европе эти суммы еще выше, чем в Беларуси. А у наших партнеров по Евразийскому экономическому союзу этот показатель в среднем 30 процентов. Но в России и Казахстане совсем другая структура экономики. Они могут позволить себе более низкие ставки, имея подушку безопасности в виде нефтедолларов и пополняя бюджеты за счет природной ренты, которая не влияет на субъекты хозяйствования.

Тут важно понимать одну закономерность. Социально ориентированное государство априори не может иметь низкого уровня централизации доходов бюджета. Иначе придется делать платными медицину, образование, сокращать декретные отпуска, детские пособия, господдержку на строительство жилья и многое другое из социального пакета.

Есть ли прямая связь между деловой активностью, темпами экономического роста и уровнем налоговой нагрузки?

Безусловно. Инвестор быстрее придет в ту страну, где проще налоговая система. Но не только налоги могут “разогревать” либо сдерживать экономику. Есть и другие факторы для успешного бизнеса. Например, уровень безопасности в стране, гарантии прав собственности, отсутствие административных барьеров, льготные позиции на экспортно-импортные операции и так далее. Например, в Мексике одна из самых низких налоговых нагрузок в мире. Но там очень высока коррупция, сильная наркомафия, что, конечно, отталкивает бизнес.

К тому же налоги - это такая вещь, что эффект от тех или иных мер приходит не сразу. Если сегодня мы снижаем ставку налога на прибыль, завтра ничего не произойдет. Потому что экономические субъекты должны сначала эту прибыль сформировать. Рассчитывать, что за снижением налоговой нагрузки последует экономический взрыв, не стоит.


- Среди экспертов “гуляет” такое мнение, что для эффективного и справедливого налогообложения достаточно, мол, всего трех налогов: с розничных продаж, акцизов и единого подоходного налога с физлиц в 10 процентов. Ваше отношение к столь радикальному предложению?

Любая идея имеет право на существование. При такой системе исключается НДС, у которого сегодня много критиков. Это один из самых сложных налогов, и не только в нашей системе. Но все наши торговые партнеры по ЕАЭС используют НДС. Если мы применяем другой механизм, то обрываем эту цепочку, что в свою очередь усложнит внешнеторговую деятельность. Не изобрело человечество еще ничего такого, что позволило бы всем находиться в равных условиях и соблюсти социальную справедливость. Например, у нас есть такой вид деятельности как игорный бизнес. Это не промышленность, не сельское хозяйство. Нельзя для него предложить один вариант: налог на прибыль, подоходный налог либо еще что-то. Земля, имущество - это блага, которыми кто-то пользуется, получает от этого доход, значит, должен платить налоги.

Другое дело что надо стремиться к совершенствованию, упрощению администрирования налогообложения. Как только мы устанавливаем много льгот, различные шкалы, ставки, налоговая система становится непростой и недешевой в обслуживании.

А что делать с подоходным налогом? Представители бизнес-ассоциации считают несправедливым, когда людей, которые работают за 300-400 рублей в месяц, облагают по той же ставке, как и тех, кто зарабатывает по несколько тысяч долларов.

У нас была прогрессивная шкала налогообложения. Она очень тяжело администрируется. К тому же чем больше ставки, тем больше человек будет стремиться скрыть свои доходы, уйти “в тень”. А это криминал и уж точно отсутствие социальной справедливости. Поэтому переход на плоскую шкалу (что сделали практически все страны, которые вступали на рыночный путь) позволил уменьшить долю теневой экономики. Кроме того, в нашей стране нет ярко выраженного расслоения общества по доходам и нет такого количества миллиардеров, как в России, США или Китае. Стало быть, не имеет смысла устанавливать разные ставки подоходного. А для большей справедливости можно применять, допустим, высокие акцизы на предметы роскоши. Либо коррелировать ставки налога на недвижимость.


- К слову, Минфин не исключает возможности снижения после 2020 года ставки подоходного налога до 10 процентов.

Сама по себе ставка еще ничего не показывает. У нас есть две вещи: ставка и база. Например, сегодня действуют определенные налоговые вычеты: социальные, имущественные. Можно сделать ставку 6 процентов и все убрать. И будем собирать ту же сумму, но уже без льгот. Свою роль играет и демографический фактор. При 20-миллионном населении и ставке подоходного в 10 процентов сумма налогов будет больше, чем при 10-миллионном и 13-процентной ставке. Кстати, в нашей стране подоходный налог один из самых низких в мире.

Повторюсь, дело не только в размере ставок и количестве платежей. Хотя в складывающейся ситуации оправданным видится снижение ставок прямых налогов при одновременном усилении роли косвенных. Такая тенденция полностью совпадает с европейской налоговой политикой. В последние десять лет в Европе растут ставки НДС и снижаются ставки корпоративных налогов.

Однако не менее важно дальнейшее упрощение налогового администрирования. Есть определенные расходы, которые требуют тщательной проработки. Это может быть оптимизация управленческого аппарата (на отдельных предприятиях управленческие штаты излишне раздуты), пересмотр действующего пакета налоговых льгот и порядка их предоставления, снижение расходов на те отрасли, которые сами должны развиваться, либерализация налоговых наказаний, декриминализация бизнеса. И, конечно же, надо менять сознание людей, повышать налоговую культуру.

Юридические лица, зарегистрированные на территории РБ, при общей системе налогообложения уплачивают следующие налоги, сборы и иные обязательные платежи:

  • налог на добавленную стоимость – НДС, ставка 20% от оборота по реализации товаров, работ или услуг;
  • налог на прибыль, ставка 18 % от налогооблагаемой прибыли;
  • страховые взносы на обязательное социальное страхование наёмных работников, соцстрах, ставка 34% от фонда оплаты труда;
  • обязательное страхование от несчастных случаев на производстве, ставка 0,6% от фонда оплаты труда.

Кроме того, если это требует законодательство РБ:

  • налог на недвижимость;
  • земельный налог;
  • акцизы;
  • экологический налог;
  • налог за добычу (изъятие) природных ресурсов;
  • оффшорный сбор;
  • гербовый сбор;
  • другие налоги.

Налоги на бизнес в Республике Беларусь

Налоги на бизнес в Республике Беларусь можно условно разделить на несколько групп:

  1. Налоги, уплачиваемые с хозяйственной деятельности.
  2. Налоги с дивидендов.
  3. Налоги с фонда оплаты труда.

Налоги с хозяйственной деятельности

Налоги с хозяйственной деятельности можно уплачивать по общей или по упрощенной системе налогообложения. При применении общей системы налогообложения, налогооблагаемая база уменьшается на расходную часть, относимую по законодательству Республики Беларусь на себестоимость. Как минимум общая система налогообложения (ОСН) включает налог на прибыль (ставка 18%) и налог на добавленную стоимость (ставка 20%). Упрощенная система налогообложения может применяться без уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) и с уплатой НДС. В первом случае ставка налога составляет 5% от валовой выручки, во втором случае – 3%.

Налоги с дивидендов

Налоги с дивидендов в 2016 году для физических лиц – 13%, для юридических лиц налог на прибыль с дивидендов составляет 12%.

Налоги с фонда оплаты труда

Налоги с фонда оплаты труда включают:

  • подоходный налог;
  • платежи в Белгосстрах (страховка от несчастных случаев);
  • платежи в фонд социальной защиты населения (страховые и пенсионные отчисления).

Под фондом оплаты труда мы понимаем сумму заработной платы, начисленной работникам предприятия за календарный месяц. Обращаем внимание: заработная плата в Республике Беларусь должна выплачиваться минимум 1 раз в месяц.

Ставка подоходный налог составляет в 2016 году 13% (есть ряд льгот для применения ставки подоходного налога в размере 9%). Сумма подоходного налога удерживается из заработной платы работника. Отчисления в Белгосстрах оставляют менее 1% от фонда оплаты труда. Размер отчислений устанавливается в зависимости от вида деятельности, который осуществляет организация.

Платежи в фонд социальной защиты населения (страховые и пенсионные отчисления) крайне важны для граждан Республики Беларусь, так как согласно Указу Президента Республики Беларусь от 31.12.2015 №534 «О вопросах социального обеспечения» право на трудовую пенсию по возрасту предоставляется при наличии стажа работы с уплатой в ФСЗН не менее 15 лет 6 месяцев. Начиная с 1 января 2017 г. указанный стаж работы ежегодно с 1 января увеличивается на 6 месяцев до достижения 20 лет. Особенностью платежей в ФСЗН с 2016 года стала обязанность их уплаты для иностранных граждан и лиц без гражданства, которые работают в Республике Беларусь.

В 2016 году взносы в ФСЗН уплачиваются организацией и за индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по управлению организацией, в том числе, если эти индивидуальные предприниматели – управляющие являются одновременно и учредителями, собственниками имущества. В 2016 году становиться на учет в ФСЗН и уплачивать взносы также должны и представительства иностранных организаций, аккредитованные в Республике Беларусь.

Неуплата или неполная уплата взносов в ФСЗН влечет административную ответственность. На индивидуального предпринимателя или организацию налагается штраф в размере 20% от неуплаченной суммы взносов. Общий размер отчислений в ФСЗН составляет 35% от фонда оплаты труда, при этом 1% от заработной платы удерживается с работника, 34% – уплачивает наниматель.

5 налогов, которые недавно появились в Беларусии

2010 год: налог на собак

Этот налог появился благодаря решению Минского областного Совета депутатов № 49 в декабре 2010 года. Налог должны платить владельцы собак в возрасте старше трёх месяцев. Правила платы определены ст. 270 Налогового кодекса Республики Беларусь. Ставки зависят от высоты собаки в холке. В каждом регионе свои расценки. Например, в Слуцке такие:

до 40 см – 0,05 БВ в месяц;

40−70 см – 0,1 БВ в месяц;

более 70 см, а также за опасных собак – 0,3 БВ в месяц.

Для того чтобы платить налог, владельцы животных должны обратиться в ЖЭУ по месту жительства.

2014 год: налог на дороги

Официально налог на дороги называется «Госпошлина на выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении». Платить её автовладельцы стали с 1 января 2014 года.

Пошлиной облагаются физические лица и организации перед тем, как пройти техосмотр. Например, в 2014 году за обычный легковой автомобиль (вес 1,5–2 тонны) белорусы платили 5 БВ. Однако с начала 2015 года эту сумму подняли до 6 БВ.

Как показала жизнь, не все готовы платить этот налог. В этом году в Слуцке и Солигорске прокатилась волна использования и поддельных штампов в документах на техосмотр. Автовладельцы платили от $40 до $120, чтобы в сертификат им поставили поддельный штамп. Это дешевле, чем пройти процедуру легально. Но в итоге дороже, когда рука закона настигает хитреца.

2015 год: налог на долги

С января 2015 некоторые белорусы должны платить налог в 13% с суммы кредита иностранного банка, не имеющего представительства в РБ, или денег, одолженных у друзей и знакомых (не у родственников). Как правило, это происходит, если человек купил себе что-то дорогостоящее и тем самым привлёк внимание налоговой. Например, если неработающий житель Слуцка приобрёл квартиру за одолженные у друга деньги. Средства, полученные в белорусских банках, и индивидуальных предпринимателей, налогом на долги не облагаются.

2015 год: налог на тунеядство

2 апреля 2015 года был подписан Декрет № 3 «О предупреждении социального иждивенчества», который люди и чиновники именуют «налогом на тунеядство».

Инициатива привлечь безработных к ответственности исходила от премьер-министра Михаила Мясниковича. Он выступил с заявлением на этот счёт в середине 2013 года на совещании с руководителями Могилёвской области. Инициативу поддержал также Александр Лукашенко: «Принять меры, чтобы все работали, заставить всех работать!» – потребовал он в октябре 2014 года на совещании по вопросам занятости и миграции населения. Декрет был принят, его основные положения можно изложить так: граждане Беларуси, не участвующие в финансировании бюджета 183 календарных дня, т. е. не уплачивающие налоги в бюджет, обязаны уплатить налог в размере 20 БВ.

2016 год: налог на вклады

Этот налог уже утвердили на государственном уровне благодаря Декрету № 7, который подписал Александр Лукашенко в ноябре 2015 года. Сам же декрет начнёт действовать с апреля 2016 года. С апреля налог в размере 13% будет высчитываться не с суммы всего депозита, а только с начисленных процентов.

Его придётся платить:

  • тем, кто выбрал рублёвый вклад на срок меньше года;
  • тем, кто выбрал валютный вклад на срок меньше двух лет;
  • тем, кто решил снять деньги с долгосрочного депозита раньше истечения срока.

Чтобы заплатить данный налог, не надо будет идти в налоговую. Банки сами спишут с вашего счёта необходимую сумму. Также в Беларуси на данный момент рассматривается введение налога на покупки в иностранных интернет-магазинах.

Ухудшения в налоговых изменениях 2017 года

Помимо постоянных редакционных изменений нововведения 2017 года несут в себе и ряд отрицательных для налогоплательщиков изменений, целью которых является увеличение поступлений в бюджет за счет роста налоговой нагрузки на белорусскую экономику.

Существенное ухудшение вводится для налога на прибыль. Так, с 2017 года вводится понятие экономически обоснованные затраты. Экономическое обоснование затрат, как всегда отдано на усмотрение налоговых органов, которые по своему усмотрению будут определять экономически обоснованы затраты или нет. Исходя из имеющейся правоприменительной практики известно, что все спорные вопросы налоговая инспекция будет трактовать в свою пользу. Не смотря на общую неопределенность с трактовкой экономической обоснованности затрат, уже сегодня можно определить в каком направлении будут работать контрольные органы.

Так уже с 1 января 2017 года экономически обоснованными не могут быть затраты в следующих случаях, если:

  • фактически не поступил товар (нематериальные активы), не выполнены работы, не оказаны услуги, не переданы имущественные права;
  • работы выполнены, услуги оказаны индивидуальным предпринимателем, являющимся одновременно лицом, состоящим в трудовых отношениях с плательщиком, и такие услуги, работы относятся к трудовым обязанностям такого лица;
  • работы выполнены, услуги оказаны плательщику (за исключением акционерного общества) организацией (за исключением акционерных обществ), являющейся учредителем (участником) плательщика либо в отношении которой плательщик является учредителем (участником), если такие работы, услуги относятся к обязанностям работника, состоящего с плательщиком в трудовых отношениях.

Фактически в Налоговом кодексе закрепляется уже действующее положение, по которому не учитываются при исчислении налога на прибыль затраты лжепредпринимателей, которые считаются фактически не оказанными. Также законодательством предусмотрен новый подход согласно которому человек, состоящий в трудовых отношениях с предприятием не может оказывать ему услуги в качестве индивидуального предпринимателя, также исключаются затраты по работам, услугам взаимозависимых лиц. Очевидно, что государство пытается бороться со всеми известными ему проявлениями налоговой оптимизации, а по сути, ограничивает возможности для ведения бизнеса в государстве, а, следовательно, ухудшает деловой климат в государстве, способствует продолжению экономического кризиса в Республике Беларусь.

Анализ изменений налогового законодательства на 2017 год выявляет две существенные проблемы в процедуре нормотворчества, мешающие преодолению экономического кризиса в Республике Беларусь.

  • Во-первых, изменения законодательства, принимаемые чиновниками, зачастую не соответствуют интересам экономики и связаны с непониманием или нежеланием понять текущую экономическую ситуацию в государстве. Данный недостаток можно преодолеть только путем повышения экономической грамотности чиновников.
  • Во-вторых, большинство законодательных изменений носят редакционный характер, которые не только не ведут к дополнительным поступлениям в бюджет, но зачастую оказывают отрицательное влияние на белорусский бизнес. Данный недостаток можно преодолеть только путем сокращения общего количества чиновников посредством сокращения количества функций, выполняемых чиновниками, либо ограничением нормотворческих функций чиновников путем введения 3-5 летнего запрета на внесение любых изменений в законодательство.

Видео

При установлении в соответствии с законодательством предельных размеров или норм выплаты компенсаций освобождаются от подоходного налога с физических лиц доходы плательщика, указанные в настоящего подпункта, в пределах таких размеров или норм.

  • суточные, выплачиваемые в пределах норм, установленных законодательством;
  • фактически произведенные и документально подтвержденные расходы по проезду (за исключением расходов по проезду на автомобилях-такси) к месту служебной командировки и обратно, по найму жилого помещения. При непредставлении плательщиком документов, подтверждающих оплату указанных расходов, суммы такой оплаты освобождаются от подоходного налога с физических лиц в пределах норм (размеров), установленных законодательством;
  • иные произведенные работником с разрешения или ведома нанимателя расходы на командировки, оплачиваемые (возмещаемые) в соответствии с законодательством.

Аналогичный порядок налогообложения применяется к указанным в настоящего подпункта выплатам, производимым организацией членам органа управления, прибывающим (выезжающим) для участия в работе соответствующего органа управления этой организации, а также к указанным выплатам, производимым организацией физическим лицам не по основной работы;

1.4. доходы (в том числе в виде среднего заработка (денежного довольствия), получаемые плательщиками за сдачу крови, ее компонентов, другие виды донорства, сдачу материнского молока в порядке и размерах, предусмотренных законодательством;

1.5. алименты, получаемые плательщиками в случаях, установленных законодательством Республики Беларусь, а также алименты, получаемые в соответствии с законодательством иностранных государств;

1.6. государственные премии Республики Беларусь;

1.7. ежемесячные денежные выплаты плательщикам, имеющим почетные звания «Народный артист СССР», «Народный артист РСФСР», «Народный артист Российской Федерации», «Народный артист Белорусской ССР», «Народный артист Беларуси», «Народный архитектор СССР», «Народный врач СССР», «Народный врач Белорусской ССР», «Народный врач Беларуси», «Народный писатель Беларуси», «Народный поэт Беларуси», «Народный художник СССР», «Народный художник РСФСР», «Народный художник Российской Федерации», «Народный художник Белорусской ССР», «Народный художник Беларуси», «Народный учитель СССР», «Народный учитель Белорусской ССР», «Народный учитель Беларуси», в размерах, определяемых Президентом Республики Беларусь и (или) Советом Министров Республики Беларусь;

1.8. суммы материальной помощи, оказываемой:

  • в связи с чрезвычайной ситуацией;
  • организациями и (или) индивидуальными предпринимателями по основной работы (службы, учебы) умершего работника (военнослужащего, обучающегося), в том числе пенсионера, ранее работавшего (служившего) в этих организациях и (или) у этих индивидуальных предпринимателей, лицам, состоящим с умершим работником (военнослужащим, обучающимся) в отношениях близкого родства, а также работникам (военнослужащим, обучающимся), в том числе пенсионерам, ранее работавшим (служившим) в этих организациях и (или) у индивидуальных предпринимателей, в связи со смертью лиц, состоящих с работником (военнослужащим, обучающимся) в отношениях близкого родства;

1.9. суммы материальной помощи, оказываемой в соответствии с законодательными актами, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь;

1.10. стоимость путевок, за исключением туристических, в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, оплаченных за счет средств социального страхования, а также средств бюджета;

Положения абзацев второго и третьего части первой и части второй настоящего подпункта применяются в отношении доходов в виде процентов, полученных плательщиками по банковским вкладам (депозитам), денежным средствам, находящимся на текущем (расчетном) банковском счете, в соответствии с договорами, заключенными с 1 апреля 2016 года;

1.26. не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей доходы (за исключением доходов, указанных в настоящего пункта), получаемые от профсоюзных организаций членами таких организаций, в том числе в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок (за исключением путевок, указанных в настоящего пункта), в размере, не превышающем 336 белорусских рублей, от каждой профсоюзной организации в течение налогового периода.

Доходы, выплачиваемые (выдаваемые в натуральной форме) профсоюзными организациями членам таких организаций в виде вознаграждения одновременно по двум основаниям – за добросовестное и активное участие в деятельности профсоюзной организации и в связи с государственными праздниками, праздничными днями, памятными и юбилейными датами физических лиц и организаций, освобождаются от подоходного налога с физических лиц в размере, предусмотренном настоящим подпунктом;

1.27. одноразовые безвозмездные субсидии, предоставляемые в соответствии с законодательством на строительство (реконструкцию) или покупку жилых помещений физическим лицам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий;

1.28. взносы, возвращаемые физическим лицам в порядке, установленном законодательством, при прекращении строительства квартир и (или) одноквартирных жилых домов либо в случае удешевления строительства, возврата излишне уплаченных взносов, а также возвращаемые паевые взносы в случае выбытия физических лиц из членов организаций застройщиков, гаражных кооперативов и кооперативов, осуществляющих эксплуатацию автомобильных стоянок, потребительских кооперативов по газификации эксплуатируемого жилищного фонда.

При прекращении строительства квартир и (или) одноквартирных жилых домов либо в случае удешевления его стоимости, возврата излишне уплаченных взносов, а также при выбытии физических лиц из членов организаций застройщиков до завершения строительства возвращаемые взносы, по суммам которых ранее был предоставлен имущественный налоговый вычет, установленный настоящего Кодекса, подлежат налогообложению в порядке, установленном настоящего Кодекса;

1.29. стоимость форменной одежды, выдаваемой в соответствии с законодательством;

1.30. доходы, получаемые плательщиками от сдачи организациям и (или) индивидуальным предпринимателям вторичного сырья по перечню, установленному Советом Министров Республики Беларусь;

1.31. доходы, получаемые плательщиками от реализации драгоценных металлов и драгоценных камней в любом виде и состоянии в скупочных пунктах организаций, осуществляющих в порядке, установленном законодательством, деятельность по скупке драгоценных металлов и драгоценных камней, а также от реализации драгоценных металлов в виде банковских и мерных слитков, монет, драгоценных камней Национальному банку Республики Беларусь, банкам, имеющим специальное разрешение (лицензию) на осуществление банковской деятельности, предоставляющее право на осуществление банковских операций по купле-продаже драгоценных металлов и (или) драгоценных камней;

1.32. исключен;

1.33. доходы (кроме доходов, полученных плательщиками от возмездного отчуждения имущества в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности), полученные плательщиками – налоговыми резидентами Республики Беларусь от возмездного отчуждения, если иное не предусмотрено абзацем вторым настоящей части:

  • в течение пяти лет (в том числе путем продажи, мены, ренты) одного жилого дома с хозяйственными постройками (при их наличии), одной квартиры, одной дачи, одного садового домика с хозяйственными постройками (при их наличии), одного гаража, одного машино-места, одного земельного участка, принадлежащих им на праве собственности (доли в праве собственности на указанное имущество). Исчисление пятилетнего срока производится с даты последнего возмездного отчуждения имущества, относящегося к одному виду. При отчуждении в течение одного дня двух и более единиц имущества, относящегося к одному виду, право определения очередности совершения сделок предоставляется плательщику. Положения настоящего абзаца также распространяются на доходы, получаемые гражданами Республики Беларусь, не признаваемыми налоговыми резидентами Республики Беларусь, от возмездного отчуждения указанного имущества;
  • в течение календарного года одного автомобиля, технически допустимая общая масса которого не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которого, помимо сиденья водителя, не превышает восьми, или другого механического транспортного средства. При отчуждении в течение одного дня двух и более механических транспортных средств право определения очередности совершения сделок предоставляется плательщику. Налогообложение доходов от отчуждения механического транспортного средства осуществляется начиная со второго отчуждения такого транспортного средства;
  • иного имущества, принадлежащего физическим лицам на праве собственности. К иному имуществу не относятся ценные бумаги и финансовые инструменты срочных сделок, объекты недвижимого имущества, не указанные в настоящей части, имущественные права, доли, паи (части доли, пая) в организациях, а также имущество, ранее используемое плательщиком в предпринимательской деятельности в качестве основных средств, и имущество, указанное в настоящего пункта;
  • имущества, полученного плательщиком по наследству, независимо от порядка, предусмотренного – настоящей части.

Для целей настоящего подпункта и настоящего Кодекса датой возмездного отчуждения имущества признается дата подписания договора отчуждения имущества.

  • сделки возмездного отчуждения имущества, полученного плательщиком по наследству;
  • сделки возмездного отчуждения имущества, заключенные с физическими лицами, указанными в подпункте 2.1 пункта 2 статьи 153 настоящего Кодекса, за исключением договоров купли-продажи и (или) иных гражданско-правовых договоров, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Для целей настоящего подпункта не признается возмездным отчуждением имущества прекращение права собственности в случае принудительного изъятия у собственника имущества в результате:

  • обращения взыскания на имущество по обязательствам;
  • отчуждения имущества, которое в силу акта законодательства не может принадлежать данному лицу;
  • отчуждения недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка;
  • выкупа бесхозяйственно содержимых культурных ценностей;
  • реквизиции;
  • конфискации;
  • передачи по решению суда одним из участников доли в праве собственности на имущество другим участникам долевой собственности;
  • отчуждения имущества в случае утраты собственником недвижимости права пользования земельным участком;
  • национализации;
  • изъятия земельного участка для государственных нужд;

1.34. доходы от реализации плательщиками имущества, полученного ими от источников в Республике Беларусь в счет оплаты труда (денежного довольствия), в пределах размеров заработной платы (денежного довольствия), подтвержденных справкой о размере заработной платы (денежного довольствия), выдаваемой организацией или индивидуальным предпринимателем плательщику по месту работы (службы), с указанием наименования, количества (объема) и стоимости имущества, переданного физическому лицу в счет оплаты труда;

1.35. доходы, полученные плательщиком, имеющим право на социальный налоговый вычет в соответствии с настоящего Кодекса, в виде безналичной оплаты организацией или индивидуальным предпринимателем стоимости обучения плательщика в учреждениях образования Республики Беларусь при получении первого высшего, первого среднего специального, первого профессионально-технического образования, а также в виде расходов на погашение кредитов (включая проценты по ним) банков Республики Беларусь, фактически израсходованных плательщиком на получение первого высшего, первого среднего специального, первого профессионально-технического образования. Такие доходы освобождаются от подоходного налога с физических лиц при представлении плательщиком организации или индивидуальному предпринимателю документов, указанных в части первой пункта 3 статьи 165 настоящего Кодекса;

1.36. денежное довольствие (содержание), получаемое по месту службы женщинами из числа лиц военнослужащих, за период их нахождения в социальном отпуске по беременности и родам;

1.37. денежное довольствие, суточные и другие суммы, получаемые по месту службы (сборов) военнослужащими срочной военной службы и военнообязанными, призванными на военные и специальные сборы, денежное довольствие, продовольственное и вещевое обеспечение физических лиц, обучающихся в суворовских, кадетских училищах и специализированных лицеях, и воспитанников воинских частей по нормам, установленным законодательством, ежемесячное денежное содержание, выплачиваемое гражданам, проходящим альтернативную службу;

1.38. стоимость объема содержания с иждивением получателя ренты по договору пожизненного содержания с иждивением;

1.39. доходы, полученные обучающимися, получающими общее среднее, профессионально-техническое, специальное образование, от реализации произведенных товаров (выполнения работ, оказания услуг), предусмотренных учебно-программной документацией, планом воспитательной работы учебного заведения, программами воспитания при осуществлении видов деятельности по перечню, утвержденному Советом Министров Республики Беларусь;

1.40. доходы, полученные за работу в составе студенческих отрядов, сформированных в порядке, установленном законодательством, и осуществляющих свою деятельность на территории Республики Беларусь и государств – участников Содружества Независимых Государств;

1.41. доходы, получаемые от сдачи внаем (поднаем) жилых помещений молодым специалистам, молодым рабочим (служащим).

Для целей настоящей главы к молодым специалистам, молодым рабочим (служащим) относятся выпускники, которым место работы (службы) предоставлено путем распределения, выпускники, направленные на работу (службу) в соответствии с договором о подготовке научного работника высшей квалификации за счет средств республиканского бюджета, договором о целевой подготовке специалиста (рабочего, служащего).

Доходы, указанные в настоящем подпункте, освобождаются от подоходного налога с физических лиц в течение установленных законодательством сроков обязательной работы (службы) по распределению молодых специалистов, молодых рабочих (служащих);

1.42. доходы, получаемые из средств иностранной безвозмездной помощи (в том числе получаемые детьми и сопровождающими их лицами в связи с оздоровлением детей за рубежом) или международной технической помощи в порядке и на условиях, установленных Президентом Республики Беларусь;

1.43. доходы в виде ежемесячных денежных выплат родителям-воспитателям, опекунам (попечителям), приемным родителям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детских домах семейного типа, детских деревнях (городках), опекунских семьях и приемных семьях, семьям, усыновившим (удочерившим) детей, выплачиваемые в порядке и размерах, предусмотренных законодательством;

1.44. денежные средства, поступающие с 2006 года физическим лицам Республики Беларусь в виде грантов и в рамках проектов, предоставляемых (выполняемых) в соответствии с Соглашением о научном сотрудничестве между Правительством Республики Беларусь и Международной ассоциацией по содействию сотрудничеству с учеными из независимых государств бывшего Советского Союза от 3 июля 1995 года;

1.44 1 . доходы в виде грантов Президента Республики Беларусь в науке, образовании, здравоохранении, культуре;

1.45. стоимость жилых помещений в домах государственного жилищного фонда, занимаемых по договору найма военнослужащими, включая уволенных с военной службы, судьями и прокурорскими работниками, имеющими двадцать и более календарных лет выслуги на военной службе, за исключением периодов обучения в военных учебных заведениях, учреждениях образования Министерства внутренних дел Республики Беларусь и Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, и (или) стажа работы в качестве судьи, государственного арбитра, стажера судьи, прокурорского работника (за исключением жилых помещений социального пользования, служебных жилых помещений, жилых помещений специального служебного жилищного фонда, специальных жилых помещений, жилых помещений в общежитиях), безвозмездно передаваемых в собственность этих военнослужащих, судей и прокурорских работников в соответствии с законодательством;

1.46. доходы, полученные молодыми и многодетными семьями, состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий или состоявшими на этом учете на дату заключения с банком кредитного договора, в виде финансовой поддержки государства в погашении задолженности по кредитам, выданным банками на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений таким физическим лицам, в случаях, предусмотренных законодательными актами;

1.47. доходы плательщиков – индивидуальных предпринимателей, полученные от реализации товаров (работ, услуг) в объектах придорожного сервиса в течение пяти лет с даты ввода в эксплуатацию таких объектов;

1.48. доходы, начисленные за день проведения республиканского субботника и перечисленные нанимателями в установленном порядке;

1.49. исключен;

1.50. исключен;

1.51. доходы адвокатов (за исключением адвокатов, осуществляющих адвокатскую деятельность индивидуально), полученные от осуществления адвокатской деятельности и направленные ими на уплату взносов на содержание территориальных коллегий адвокатов, членами которых они являются;

1.52. доходы нотариусов, осуществляющих нотариальную деятельность в нотариальных конторах, получаемые от осуществления нотариальной деятельности и направленные ими на уплату взносов, необходимых для содержания Белорусской нотариальной палаты, ее организационных структур и выполнение возложенных на них задач и функций;

1.53. доходы в размере номинальной стоимости жилищных облигаций и процентного дохода по ним (если уплата процентного дохода предусмотрена условиями эмиссии), полученные от организации – эмитента этих облигаций при их погашении (досрочном погашении), а также в виде возврата денежных средств, внесенных в оплату стоимости жилого помещения путем приобретения жилищных облигаций, в случае неисполнения застройщиком обязательств по договору, в соответствии с которым предусматривается строительство жилого помещения для владельца жилищных облигаций, или расторжения такого договора до истечения срока его исполнения, в том числе проиндексированные в порядке, установленном законодательством.

Доходы, полученные при погашении (досрочном погашении) жилищных облигаций денежными средствами, а также возвращаемые денежные средства, внесенные в оплату стоимости жилого помещения путем приобретения жилищных облигаций, по суммам которых ранее был предоставлен имущественный налоговый вычет, установленный настоящего Кодекса, подлежат налогообложению в порядке, установленном настоящего Кодекса;

1.54. доходы, полученные детьми в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет в период нахождения в лагерях труда и отдыха, осуществляющих свою деятельность в соответствии с законодательством.

2. При получении плательщиком за налоговый период доходов, указанных в настоящей статьи, от соответствующих источников в сумме, превышающей размеры, в пределах которых такие доходы освобождаются от подоходного налога с физических лиц, сумма превышения подлежит налогообложению подоходным налогом с физических лиц налоговым агентом или налоговым органом на основании налоговой декларации (расчета), представляемой плательщиком в налоговый орган по месту постановки на учет в порядке и сроки, установленные настоящего Кодекса.

error: Content is protected !!