Как оценить экскурсию в баллах. Материалы для подготовки к конкурсу «Юный экскурсовод

Организация туристического бизнеса: технология создания турпродукта Мишина Лариса Александровна

10.3. Качество экскурсий

Любая экскурсия должна соответствовать определенному уровню качества. На качество экскурсии может влиять:

1) правильно (не правильно) выбранные цели и задачи экскурсии;

2) доходчивость излагаемого материала;

Для того, чтобы обозначить границы экскурсии, необходимо правильно подобрать тему экскурсии, чтобы люди могли по одному названию определить, интересует их данная экскурсия или нет. В качестве темы могут быть выбраны:

1) жизнь и творчество известного человека;

2) экологическое состояние какой-либо местности;

3) культурные достопримечательности города, села и т. д.

Тема, заявленная в названии, при проведении экскурсии должна полностью раскрываться, чтобы у слушателей не осталось впечатления недосказанности.

Следующим критерием качества экскурсии является соответствие экскурсии ее цели. При определении цели нужно четко представлять себе, чего нужно добиться при проведении экскурсии, какие эмоции она должна вызвать у слушателей. Если по окончании экскурсии у слушателей не осталось никаких эмоций, значит цель экскурсии не была достигнута и ее качество не соответствует требованиям.

Для того чтобы экскурсия была более доходчивой для слушателей, нужно совместить в ней три средства наглядности:

1) подлинные экскурсионные объекты по маршруту экскурсии (памятники культуры, растения и деревья, о которых ведется рассказ экскурсовода);

2) словесная наглядность, достигаемая ярким интересным рассказом экскурсовода;

3) материал из «портфеля экскурсовода».

Портфелем экскурсовода принято называть комплекс пособий для туристов с целью восстановления звеньев зрительного ряда. Это могут быть старые фотографии людей, имеющих отношение к теме экскурсии, географические схемы, карты, чертежи, открытки, рисунки, письма. Если тема экскурсии связана с природой, то в качестве материалов «портфеля экскурсовода» могут выступать гербарии, различные геологические образцы, фотографии прошлого состояния природного объекта, которое не сохранилось в настоящее время.

Однако следует помнить, что перенасыщение экскурсии наглядными материалами может вызвать не интерес, а усталость от чрезмерного количества ненужных сведений. Поэтому при выборе наглядных материалов необходимо руководствоваться следующим критериями:

1) необходимость их использования;

2) их необычность (если показывать туристам то, что они видели уже не раз, экскурсия может показаться им скучной);

3) выразительность. Нужно определить, насколько конкретный материал отвечает цели экскурсии, и может ли он полностью передать идею представляемой информации;

4) познавательная ценность. Нужно чтобы продемонстрированное средство наглядно максимально обогащало экскурсию, добавляло ей яркость.

Перечень пособий, входящих в состав «Портфеля экскурсовода» должен меняться со временем, учитывая все изменения и дополнения в теме экскурсии.

Экскурсия должна строиться в зависимости от того, какие люди будут ее слушателями.

Соблюдение правильной техники ведения экскурсии также влияет на качество экскурсии. От техники ведения зависит и уровень удовлетворенности экскурсантов, и наличие необходимых условий для восприятия материала.

К технике ведения экскурсии можно отнести :

1) знакомство экскурсовода с группой слушателей. Если до места показа нужно ехать на автобусе, экскурсовод при входе в автобус знакомится с группой, представляется им сам и называет туроператора, который организовал экскурсию. Затем экскурсовод зачитывает правила безопасности при проведении экскурсии. Если вся экскурсия проходит на автобусе, то экскурсовод читает текст экскурсии, стоя в передней части автобуса лицом к слушателям;

2) проверка наличия всех слушателей производится перед тем, как начать рассказ, после того, как группа приехала на место экскурсии и покинула транспорт;

3) расстановка группы у объекта экскурсии должна соответствовать требованиям безопасности во избежание травм, давки и т. д.;

4) проведение экскурсии (включает ответы на вопросы слушателей, работу с «портфелем экскурсовода», работу с микрофоном).

Из книги Квинтэссенция, или менеджмент для менеджеров автора Холден Филип

6 Тотальное качество Определение Приведение клиента в состояние восхищения благодаря полной преданности каждого служащего делу компании. Качество начинается и заканчивается

Из книги Прорыв в бизнесе! 14 лучших мастер-классов для руководителей автора Парабеллум Андрей Алексеевич

Из книги Свой бизнес. Все, что нужно знать начинающим предпринимателям автора Малитиков Павел Николаевич

Ассортимент, качество и количество Сразу же позаботьтесь о широком ассортименте. Вы должны предлагать выпечку на любой вкус, чтобы каждый покупатель смог приобрести то, что ему нравится. Идеальный вариант – не менее десяти видов выпечки. Одна тележка в среднем

Из книги 100 способов избавиться от комплексов автора Черниговцев Глеб Иванович

Любовники (их количество и качество) Если говорить о количестве любовников, причину для переживаний и, как следствие этого, комплекса отыскать можно практически всегда: любовников было слишком мало – «Я никому не нужен (не нужна), я никому не нравлюсь!»; любовников было

Из книги Руководство по закупкам автора Димитри Никола

Из книги Мудрость лидера автора Жалевич Андрей

21 обязательное качество лидера Джон Максвелл, ведущий эксперт по вопросам лидерства, в своей книге «21 обязательное качество лидера. Как стать человеком, за которым последуют другие» рассказывает о том, какими чертами нужно обладать, чтобы люди пошли завами .1.

Из книги Кто куда, а я вперед! Стратегия успеха в бизнесе и в жизни автора Командина Надежда

Тотальное качество «Первая цель – качество, а прибыль сама придет». Принцип японского менеджмента.В 1993 году была учреждена премия Ишикавы за лидерство в достижении качества. Она присваивалась человеку или команде, которые благодаря своему лидерству вносили вклад в

Из книги Коммерческий договор. От идеи до исполнения обязательств автора Толкачев Андрей Николаевич

Из книги Клиентология. Чего на самом деле хотят ваши покупатели автора Грейвс Филип

Из книги Организация туристического бизнеса: технология создания турпродукта автора Мишина Лариса Александровна

Глава 10. Проведение экскурсий 10.1. Виды экскурсий. Технология подготовки и организации экскурсий Экскурсия – это интеллектуальная деятельность человека в свободное время, направленная на получение новой информации.Можно выделить несколько основных признаков

Из книги Карьера для интровертов. Как завоевать авторитет и получить заслуженное повышение автора Энковиц Нэнси

10.1. Виды экскурсий. Технология подготовки и организации экскурсий Экскурсия – это интеллектуальная деятельность человека в свободное время, направленная на получение новой информации.Можно выделить несколько основных признаков экскурсии:1) наличие экскурсионной

Из книги 90 шагов к счастливой семейной жизни. От Золушки до Принцессы автора Свияш Александр Григорьевич

10.2. Правила безопасности при проведении экскурсий При проведении экскурсий следует строго соблюдать правила безопасности.Рассмотрим некоторые из первоочередных мер, обеспечивающих безопасность туристов при проведении экскурсий:1) проведение перед экскурсиями

Методика подготовки экскурсии состоит из ряда этапов, расположенных в определенной последовательности. Одним из таких этапов является отбор и изучение экскурсионных объектов.

В качестве экскурсионных объектов могут выступать:

памятники архитектуры и градостроительства - архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, остатки древней планировки и застройки населенных пунктов; сооружения гражданской, про­мышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества, инженерные сооружения (крепости, мосты, башни); ар­хитектурные сооружения, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся личностей;

памятники археологии - городища, курганы, земляные валы, остатки древних поселений, дорог, горных выработок, каналов, курганы с захоронениями, каменные изваяния, наскальные изображения;

памятники искусства - произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного, садово-паркового и других видов искусства;

памятники природы - леса, рощи, сады, парки, реки, озера, пруды, заповедники и заказники, отдельные деревья, реликтовые растения и т. п.;

экспозиции государственных и народных музеев, картинных галерей, постоянных и временных выставок;

памятные места - места, связанные с важнейшими событиями в жизни страны, развитием общества и государства.

Статус памятника присваивается наиболее ценным с эстетической или исторической стороны объектам, после чего их охраной занимаются государственные или местные инспекции по охране памятников. К концу 20 века на государственном учете находились более 150 тысяч памятников истории, археологии, культуры. В музеях находилось около 40 млн экспонатов.

Экскурсионные объекты классифицируются по содержанию, по функциональному назначению, по степени сохранно­сти.

По функциональному назначению - основные , на базе которых раскрываются подтемы, и дополнительные , показы­ваемые во время переездов (переходов) между основными объектами и в ходе логических переходов в рассказе.

По степени сохранности экскурсионные объекты бывают полностью сохранившимися, сохранившимися со значительными изменениями (перестроенные и реконструированные), частично сохранившимися и утраченными.

При подготовке экскурсии необходимо из всего множества объектов выбрать те, которые наиболее полно и интересно раскроют тему экскурсии. Для их отбора используется специальная методика оценки ценности и значимости объекта, особенно если на маршруте есть несколько схожих объектов. Для оценки объектов, которые потенциально могут быть включены в экскурсию, рекомендуется применить следую­щие критерии :

Познавательная ценность, то есть связь объекта с конкретными историческими событиями, жизнью и деятельно­стью выдающейся личности, а также художественные достоинства памятника (информационный потенциал).

Известность, то есть популярность памятника среди населения.

Необычность (экзотичность) объекта, то есть особенность, неповторимость памятника. Необычность может быть архитектурного характера, связанная с особенностями конструкции, природного характера, например сталактито-сталагмитовые карстовые пещеры. Наконец, экзотичность объекта может быть связана с историческим событием, которое произошло в данном здании или на месте установки данного памятника.

Выразительность объекта, то есть внешняя выразительность памятника, его взаимодействие с окружающей средой - другими зданиями, сооружениями, природой. Предпочтение отдается тому объекту, который оптимальным образом вписы­вается в местность, гармонирует с другими объектами.

Сохранность объекта, то есть состояние памятника в данный момент, его подготовленность к показу экскурсантам и способность своим внешним видом вызвать у них положительные эмоции.

Месторасположение объекта оценивается с точки зрения расстояния до памятника, удобства подъезда (подхода) к нему, пригодности дороги для автотранспорта или пешеходов, наличие наблюдательной площадки.

Временное ограничение показа объекта (по времени суток, месяцам, сезонам) имеет место, когда посещение и осмотр объекта невозможны по причине плохой видимости, плохой погоды, сезонности и других преходящих явлений.

Правильный отбор памятников как экскурсионных объектов обеспечивает зрительную основу восприятия экскурсии и глубокое раскрытие ее темы. Необходимо:

чтобы объекты одной экскурсии не дублировались другой. При невозможности этого избежать, необходимо использовать в разных экскурсиях разные методы рассказа и показа и различный фактический материал для одного объекта, подавать его под разными углами;

экскурсия не должна быть перегружена большим количеством посещаемых объектов, для городской обзорной экс­курсии, рассчитанной на 4 - 5 академических часов, рекомендуется отбирать 15-20 объектов. В тематических экскурсиях их число значительно меньше и составляет 8-10; в музейных обзорных экскурсиях – до 20 объектов.

в экскурсию могут входить как объекты одной группы, например памятники архитектуры, так и объекты разных групп: памятники архитектуры, истории, природы, памятные места; выбор делается в зависимости от вида экскурсии, темы, цели, аудитории.

в ходе подготовки экскурсии изучать объекты рекомендуется непосредственно на месте расположения, в их естественной среде. Это позволяет более свободно и квалифицировано вести показ объекта.

Отбор экскурсионных объектов заканчивается составлением карточки, или паспорта , на каждый из них. В карточку вносят сведения, разносторонне характеризующие данный объект:

наименование объекта (первоначальное и современное, а также то, под которым памятник известен у населения);

историческое событие, с которым связан памятник, его дата;

местонахождение объекта, его почтовый адрес;

источник сведений о памятнике (литература, архивные данные, устные предания и др.);

сохранность памятника (состояние памятника и территории, на которой он находится, дата последнего ремонта, реставрации);

охрана памятника (на кого возложена, каким решением);

экскурсии, в которых памятник используется в качестве объекта показа;

дата составление карточки.

К карточке прикрепляется фотография объекта, воспроизводящая его нынешний и прежний виды.

Составление таких карточек значительно облегчает работу по разработке экскурсий, позволяет легко и быстро отобрать необходимые объекты для новой экскурсии. Во многих регионах проводится паспортизация памятников и достопримечательностей.

Решающее значение при разработке экскурсии имеют объекты, составляющие зрительную основу раскрытия темы. После завершения отбора объектов можно переходить к построению маршрута экскурсии.


Похожая информация.


Показ экскурсионных объектов занимает главное положение в экскурсии.

150 тысяч памятников архитектуры, культуры и т.д. находятся на государственном учёте РФ.

В качестве объектов могут быть:

    Памятные места, связанные с историческими событиями.

    Здания и сооружения, мемориальные памятники (1200 Гвардейцам).

    Памятники архитектуры.

    Природные объекты (Ладушкино – дуб с толстым стволом), заповедники, заказники, национальные парки.

    Экспозиции государственных и народных музеев, картинных галерей, выставок.

    Памятники археологии, городища, древние стоянки, курганы.

    Памятники искусства, скульптуры, садово-парковое искусство.

Критерии экскурсионных объектов:

    По функциональному назначению: основные (раскрытие темы) и дополнительные (во время переездов).

    По степени сохранности: полностью, частично сохранившиеся, утраченные.

Задача – отбор из множества объектов самых интересных.

Оценка объекта.

    Познавательная ценность – связь объекта с историческим объектом.

    Известность, популярность среди населения.

    Экзотичность.

    Выразительность.

    Сохранность: оценка состояния объекта на данный момент.

    Местонахождение: должны учитываться расстояние, удобство подъезда к объекту.

    Временное ограничение показа (сутки, сезоны).

    Оптимальная продолжительность городской экскурсии – 2-4 академических часа. Турист воспринимает не более 15 – 20 объектов.

Набор объектов зависит от темы, содержания, состава группы.

31. Технология подготовки экскурсий.

Экскурсия – результат двух важнейших процессов – подготовка и проведение экскурсии.

Два основных направления:

1) Разработка новой темы.

2) Подготовка начинающего гида к проведению новой для него экскурсии.

Подготовка новой темы поручается творческой группе (3 – 7 человек).

Три ступени подготовки экскурсии:

    Предварительная работа (подбор материала, его изучение, подбор объекта)

    Разработка самой экскурсии (маршрут, написание контрольного текста, выбор эффективных приёмов методики показа, подготовка методической разработки)

    Заключительная ступень (защита и допуск экскурсии на маршрут).

Схема экскурсии: Вступление (организация, знакомство с группой, правила поведения, информация – краткое сообщение о теме, продолжительности экскурсии, протяжённость, время прибытия, санитарные остановки) – Основная часть (конкретные экскурсионные объекты, подтемы – 5-12 подтем) – Заключение (5-7 минут, итог основного содержания экскурсии, выводы по теме, информация о других экскурсиях).

Этапы подготовки экскурсии (впервые это понятие появилось в 1976 году):

    Определение цели и задачей экскурсии.

    Выбор темы.

    Отбор литературы, составление библиографии.

    Определение источников экскурсионного материала, знакомство с экспозициями и фондами музеев.

    Отбор и изучение экскурсионных объектов.

    Составление маршрута экскурсии.

    Обход (объезд) маршрута.

    Подготовка контрольного текста.

    Комплектование «портфеля» экскурсовода.

    Определение методических приёмов проведения.

    Определение техники проведения экскурсии.

    Составление методической разработки.

    Составление индивидуального текста.

    Приём экскурсии.

    Подтверждение экскурсии.

Определение цели и задач:

Цель – это то, ради чего показываются памятники истории и культуры и другие объекты: воспитание патриотизма, эстетическое воспитание, любовь к природе.

Выбор темы зависит от спроса, является стержнем экскурсии.

Отбор литературы – составление списка книг, брошюр, статей, периодика.

Материалы для подготовки к конкурсу

«Юный экскурсовод»

1. Подготовка экскурсии.

2. Оформление экскурсионного маршрута:

а) академический вариант методической разработки;

3. План описания экскурсионного объекта.

4. Критерии оценки разработки экскурсионного маршрута.

1. ПОДГОТОВКА ЭКСКУРСИИ

1 этап (подготовительный):

-определение целей экскурсии;

-выбор темы;

-отбор и изучение литературы и источников;

-отбор и изучение экскурсионных объектов.

2 этап (разработка экскурсии):

-составление маршрута;

-обход или объезд маршрута;

-подготовка текста экскурсии;

-комплектование «портфеля экскурсовода»;

-определение методических приемов показа и рассказа.

Cхема всех экскурсий независимо от темы, вида и формы проведения одинакова: вступление ,

основная часть , заключение .

Вступление , как правило, состоит из двух частей:

· организационной (знакомство с экскурсионной группой и инструктаж экскурсантов о правилах безопасности в пути и поведения на маршруте);

· информационной (краткое сообщение о теме, протяженности и продолжительности маршрута, времени отправления и прибытия назад, санитарных остановках и месте окончания экскурсии).

Основная часть строится на конкретных экскурсионных объектах, сочетании показа и рассказа. Ее содержание состоит из нескольких подтем, которые должны быть раскрыты на объектах и объединены темой. Количество подтем экскурсии обычно от 5 до 12. При этом важным для создания экскурсии является подбор объектов таким образом, чтобы были только те объекты, которые помогали бы раскрыть содержание темы экскурсии, причем в определенной дозировке по времени и в зависимости от значимости той или иной подтемы в данной экскурсии.


Заключение , как и вступление, не связано с экскурсионными объектами. Оно должно занимать по времени 5-7 минут и состоять из двух частей. Первая – итог основного содержания экскурсии, вывод по теме, реализующий цель экскурсии. Вторая – информация о других экскурсиях, которые могут расширить и углубить данную тему. Заключение так же важно, как и вступление, и основная часть.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ ЭКСКУРСИИ

Работа над любой новой экскурсией начинается с четкого определения ее цели. Это помогает авторам экскурсии более организованно вести работу в дальнейшем. Цель экскурсии – это то, ради чего показываются экскурсантам памятники истории и культуры и другие объекты. Рассказ экскурсовода подчинен той же конечной цели. Задачи экскурсии – достичь целей путем раскрытия ее темы.

ВЫБОР ТЕМЫ

Выбор темы зависит от потенциального спроса, конкретного заказа или целенаправленного создания определенной тематики экскурсий. Каждая экскурсия должна иметь свою четко определенную тему.

Тема является стержнем, который объединяет все объекты и подтемы экскурсии в единое целое. Отбор объектов при создании экскурсии участники творческой группы ведут, постоянно сверяя свои материалы с темой. Однако мало отобрать объект по теме, надо найти конкретный материал, на котором эта тема будет раскрыта с наибольшей полнотой и убедительностью. Группировка тем лежит в основе существующей классификации экскурсий.

ОТБОР И ИЗУЧЕНИЕ ЭКСКУРСИОННЫХ ОБЪЕКТОВ

Показ объектов, как уже отмечалось, является частью, занимающей главенствующее положение в экскурсии. Правильный отбор объектов, их количество, последовательность показа оказывают влияние на качество экскурсии.

В качестве объектов могут быть:

· памятные места, связанные с историческими событиями в жизни нашего народа, развитием общества и государства;

· здания и сооружения , мемориальные памятники, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся личностей, произведения архитектуры и градостроительства, жилые и общественные здания , здания промышленных предприятий, инженерные сооружения (крепости, мосты, башни), мавзолеи, здания культурного назначения и другие постройки;

· природные объекты – леса, рощи, парки, реки, озера, пруды, заповедники и заказники, а также отдельные деревья, реликтовые растения и др.;

· экспозиции государственных и народных музеев картинных галерей, постоянных и временных выставок;

· памятники археологии – городища, древние стоянки, поселения, курганы с захоронениями, земляные валы, дороги, горные выработки, загоны, святилища, каналы и др.;

· памятники искусства – произведения изобразительного, декоративно-прикладного искусства, скульптура, садово-парко­вое и др. искусство.

При создании экскурсии стоит задача – отобрать из множества объектов самые интересные и по внешнему виду, и по той информации, которую они с собой несут.

Познавательная ценность – связь объекта с конкретным историческим событием, с определенной эпохой, жизнью и творчеством известного деятеля науки и культуры, художественные достоинства памятника, возможность их использования в эстетическом воспитании участников экскурсии.


Известность объекта .

Необычность объекта . Имеется в виду особенность, неповторимость памятника истории и культуры, здания, сооружения. Необычность объекта может быть также связана с каким-то историческим событием, которое произошло в данном здании, на месте установки данного памятника, с легендой или историческим событием (например, церковь царевича Дмитрия в Угличе).

Выразительность объекта , т. е. внешняя выразительность объекта, его взаимодействие с фоном, окружающей средой – зданиями, сооружениями, природой. Преимущество отдается тому объекту, который наилучшим образом вписывается в местность, гармонирует с другими объектами, с ландшафтом.

Сохранность объекта . Производится оценка состояния объекта в данный момент, его подготовленности к показу экскурсантам.

Местонахождение объекта . При отборе объектов должны учитываться расстояние до памятника, удобство подъезда к нему, пригодность дороги для автотранспорта, возможность подвоза к объекту экскурсантов, природная обстановка, окружающая данный объект, наличие места, пригодного для расположения группы с целью наблюдения.

Временное ограничение показа объекта (по времени суток, по дням, месяцам и сезонам) – это когда посещение и осмотр объекта невозможны из-за плохой видимости или сезонности.

Экскурсия не должна быть перегружена большим количеством посещаемых объектов, так как это увеличивает ее длительность и вызывает утомляемость экскурсантов, а внимание и интерес при этом ослабевают. В экскурсию могут входить объекты как одной группы (например, памятники архитектуры), так и нескольких групп (памятные места, исторические памятники, жилые здания, природные объекты). Набор объектов зависит от темы экскурсии, ее содержания, состава экскурсионной группы. Неправильно, например, когда вся обзорная экскурсия построена исключительно на показе скульптурных памятников и монументов. Следует избегать однообразия построения зрительного ряда. Зрительные впечатления экскурсантов будут неполными, если в маршрут наряду с памятниками и монументами не будет введен показ отдельных зданий и улиц, площадей, памятных мест, объектов природы.

Можно оформить карточку объектов, в которую вносятся следующие данные:

1) наименование объекта (первоначальное и современное), а также название, под которым памятник известен у населения;

2) историческое событие, с которым связан памятник, дата события;

3) местонахождение объекта, его почтовый адрес, на чьей территории памятник расположен (город, поселок, промышленное предприятие и т. д.);

4) описание памятника (подъезд к нему, его автор, дата сооружения, из каких материалов изготовлен, текст мемориальной надписи);

5) источник сведений о памятнике (литература, где описан памятник и события, связанные с ним, архивные данные, устные предания, основные печатные работы и места хранения неопубликованных работ);

6) сохранность памятника (состояние памятника и территории, на которой он находится, дата последнего ремонта, реставрации);

8) в каких экскурсиях памятник используется;

9) дата составления карточки, фамилия составителя.

2.ОФОРМЛЕНИЕ ЭКСКУРСИОННОГО МАРШРУТА

Маршрут экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы. Он строится в зависимости от наиболее правильной для данной экскурсии последовательности осмотра объектов, наличия площадок для расположения группы, необходимости обеспечения безопасности экскурсантов. Одна из задач маршрута – способствовать наиболее полному раскрытию темы.

Основные требования, которые должны быть учтены составителями маршрута, – это организация показа объектов в логической последовательности и обеспечение зрительной основы для раскрытия темы.

В практике экскурсионных учреждений существуют три варианта построения маршрутов: хронологический, тематический и тематико-хронологический.

Примером хронологического построения маршрута могут служить экскурсии, посвященные жизни и деятельности выдающихся людей.

По тематическому принципу построены экскурсии, связанные с раскрытием определенной темы.

Все обзорные городские экскурсии построены по тематико-хронологическому принципу. Последовательность изложения материала по хронологии в таких экскурсиях соблюдается, как правило, только при раскрытии каждой подтемы.

Объекты в зависимости от своей роли в экскурсии могут быть использованы как основные и дополнительные.

Основные объекты подвергаются более глубокому анализу, на них раскрываются подтемы экскурсии.

Показ дополнительных объектов, как правило, осуществляется при переездах (переходах) экскурсионной группы и он не занимает главенствующего положения.

Маршрут строится по принципу наиболее правильной последовательности осмотра объектов и намечается с учетом следующих требований:

– показ объектов следует проводить в определенной логической последовательности, не допуская ненужных повторных проездов по одному и тому же участку маршрута (улице, площади, мосту, шоссе), т. е. так называемых «петель»;

– наличие доступности объекта (площадки для его осмотра);

– переезд или переход между объектами не должен занимать 10-15 минут, чтобы не было слишком длительных пауз в показе и рассказе;

– наличие благоустроенных остановок, в том числе санитарных и мест парковки транспортных средств.

ОБЪЕЗД (ОБХОД) МАРШРУТА

Объезд (обход) маршрута является одним из важных этапов разработки новой экскурсионной темы. При организации объезда (обхода) маршрута ставятся задачи: 1) ознакомиться с планировкой трассы, улицами, площадями, по которым проложен маршрут; 2) уточнить место, где расположен объект, а также место предполагаемой остановки экскурсионного автобуса или пешеходной группы; 3) освоить подъезд на автобусе к объектам или местам стоянок; 4) провести хронометраж времени, необходимого для показа объектов, их словесной характеристики и передвижения автобуса (пешеходной группы), а также уточнить продолжительность экскурсии в целом; 5) проверить целесообразность использования намеченных объектов показа; 6) вы­брать лучшие точки для показа объектов и варианты расположения экскурсионной группы; 7) выбрать методику ознакомления с объектом; 8) в целях безопасности передвижения туристов по маршруту выявить потенциально опасные места и принять меры.

ПОДГОТОВКА ТЕКСТА ЭКСКУРСИИ

Текст представляет собой материал, необходимый для полного раскрытия всех подтем, входящих в экскурсию. Текст призван обеспечить тематическую направленность рассказа экскурсовода, в нем формулируется определенная точка зрения на факты и события, которым посвящена экскурсия, дается объективная оценка показываемых объектов.

Требования к тексту: краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, наличие информации по теме, полное раскрытие темы, литературный язык.

Контрольный текст в большинстве случаев содержит хронологическое изложение материала. Этот текст не отражает структуры экскурсии и не строится в маршрутной последовательности, с распределением излагаемого материала по остановкам, где происходит анализ экскурсионных объектов. Контрольный текст является тщательно подобранным и выверенным по источникам материалом, являющимся основой для всех экскурсий, проводимых на данную тему. Используя положения и выводы, которые содержатся в контрольном тексте, экскурсовод строит свой индивидуальный текст.

КОМПЛЕКТОВАНИЕ «ПОРТФЕЛЯ ЭКСКУРСОВОДА»

«Портфель экскурсовода» – условное наименование комплекта наглядных пособий, используемых в ходе проведения экскурсии. Эти пособия обычно помещаются в папке или небольшом портфеле.

Одна из задач «портфеля экскурсовода» состоит в том, чтобы восстановить недостающие звенья при показе. В экскурсиях нередко получается так, что не все объекты, необходимые для раскрытия темы, сохранились. Например, экскурсанты не могут увидеть историческое здание, разрушенное от времени; деревню, уничтоженную в годы Великой Отечественной войны, и др. Иногда возникает необходимость дать представление о первоначальном виде того места, на котором было построено осматриваемое здание (жилой микрорайон). С этой целью используются, например, фотографии деревни или пустыря, панорамы строительства предприятия, жилого массива. Может возникнуть также задача показать, что на осматриваемом месте будет в ближайшем будущем. В этом случае экскурсантам демонстрируются проекты зданий, сооружений, памятников.

В экскурсиях бывает необходимость показать фотографии людей, которые имеют отношение к этому объекту или событиям, связанным с ним.

Более убедительной экскурсию делает демонстрация копий подлинных документов, рукописей, литературных произведений, о которых рассказывает экскурсовод.

И еще одна важная задача наглядных пособий на экскурсии – дать зрительное представление об объекте (растениях, минералах, механизмах путем показа подлинных образцов или их фотографий, макетов, муляжей).

В «портфель экскурсовода» включаются фотографии, географические карты, схемы, чертежи, рисунки, образцы продукции и т. д. Такие «портфели» создаются, как правило, по каждой теме. Они являются постоянным спутником экскурсовода и помогают сделать любое путешествие в прошлое и настоящее более увлекательным и полезным. Содержание «портфеля» диктуется темой экскурсии.

Наглядные пособия «портфеля экскурсовода» должны быть удобны для использования. Количество их не должно быть велико, так как в этом случае пособия будут отвлекать экскурсантов от осмотра подлинных объектов, рассеивать их внимание.

К каждому экспонату, включенному в «портфель», прикладывается листок с пояснениями или справочным материалом. Иногда пояснения приклеиваются с обратной стороны экспоната. Такая аннотация служит исходным материалом для экскурсовода при показе экспоната экскурсантам.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИИ

Успех проведения экскурсии находится в прямой зависимости от использованных в ней методических приемов показа и рассказа. Выбор того или иного методического приема диктуется задачами, поставленными перед экскурсией, информационной насыщенностью конкретного объекта.

Работа на этом этапе состоит из нескольких частей: отбора наиболее эффективных методических приемов для освещения подтем, методических приемов, которые рекомендуются в зависимости от экскурсионной аудитории, времени проведения экскурсии (зима, лето, день, вечер), особенностей показа; определения приемов сохранения внимания экскурсантов и активизации процесса восприятия экскурсионного материала; выработки рекомендаций по использованию выразительных средств в речи экскурсовода; отбора правил техники ведения экскурсии. Не менее важно определить технологию использования методических приемов.

а) академический вариант методической разработки

Оформление методической разработки происходит следующим образом:

на титульном листе располагаются данные: наименование экскурсионного учреждения, название темы экскурсии, вид экскурсии, протяженность маршрута, продолжительность в академических часах, состав экскурсантов, фамилии и должности составителей.

– на следующей странице излагаются цель и задачи экскурсии, схема маршрута с указанием объектов и остановок во время экскурсии.

Методическая разработка состоит их трех разделов: вступления, основной части и заключения. Вступление и заключение не разносятся по графам.

Образец методической разработки экскурсии

Остановка

Объекты
показа

Наименование
подтем и

перечень
основных
вопросов

Организационные
указания

Методические указания

В графе «Маршрут экскурсии» называется точка начала экскурсии и окончание I подтемы.

В графе «Остановки» называются те точки маршрута, где предусмотрен выход из автобуса; предполагается осмотр объекта из окон автобуса без выхода экскурсантов или предусматривается остановка на пешеходной экскурсии. Не следует делать таких неточных записей, как например: «Набережная реки Волги». Правильнее записать: «Набережная реки Волги около памятника ».

В графе «Объекты показа» перечисляют те памятные места, основные и дополнительные объекты, которые показывают группе на остановке, в ходе переезда или передвижения группы к следующей остановке.

Графа «Продолжительность экскурсии». Время, которое называется в этой графе представляет собой сумму времени, которое затрачивается на показ данного объекта, рассказ экскурсовода (та часть, когда отсутствует показ) и на передвижение экскурсантов по маршруту к следующей остановке. Здесь же необходимо учитывать время, затрачиваемое на движение вблизи осматриваемых объектов и между объектами.

Графа «Наименование подтем и перечень основных вопросов» содержит краткие записи. В первую очередь называется подтема, которая раскрывается на данном отрезке маршрута, в данный отрезок времени, на перечисленных в графе 3 объектах. Здесь формулируют основные вопросы, излагаемые при раскрытии подтемы.

В графе «Организационные указания» помещают рекомендации о передвижении группы, обеспечении безопасности экскурсантов на маршруте и выполнении санитарно-гигиеничес­ких требований, правила поведения участников экскурсии в мемориальных местах и у памятников истории и культуры. Здесь же излагаются требования к экскурсантам по охране природы
и правила противопожарной безопасности. В эту графу включают все вопросы, которые входят в понятие «Техника ведения экскурсии». Приведем пример записи: «Группа располагается таким образом, чтобы все экскурсанты видели вход в здание». «На этой остановке экскурсантам предоставляется время для фотографирования». В загородных экскурсиях в эту графу включают указания о санитарных остановках, рекомендации по охране природы, правила передвижения экскурсантов на остановках, особенно вблизи автомагистралей с целью обеспечения их безопасности.

Графа «Методические указания» даются указания по использованию методических приемов. Следует указать, где и как применяются методические приемы. В этой графе также излагается вариант логического перехода к следующей подтеме, даются рекомендации по показу материалов «портфеля экскурсовода», включаются советы по использованию движения экскурсантов относительно объектов в качестве методического приема (например, «После наблюдения объекта и рассказа экскурсовода туристы могут самостоятельно продолжить знакомство с объектом», «Экскурсоводу следует объяснять термины...», «При показе экскурсионного объекта необходимо ориентировать экскурсантов...» и т. д.).

Необходимая информация об экскурсионном маршруте:

продолжительность, для кого предназначена, цель проведения экскурсии, задачи экскурсии, условия проведения.

План проведения экскурсии.

В тексте экскурсии необходимо прописать вступление и заключение.

3. План ОПИСАНИЯ ЭКСКУРСИОННОГО ОБЪЕКТА

1. Полное название объекта (современное и прошлое).

2. Объект относится к памятнику:

    архитектуры, природы, археологии, искусства

или объект является памятным местом,

    связанным с историческими событиями в жизни нашего народа или с развитием государства и общества,
    объект является мемориальным местом, связанным с жизнью и деятельностью выдающихся личностей, произведением архитектуры и градостроительства,
    зданием промышленного предприятия, жилым или общественным зданием, инженерным сооружением, зданием культового назначения.

3.Датировка объекта.

4.История создания объекта.

5.События и лица, связанные с этим объектом.

6.Особенности архитектурного стиля, планировки.

7.Необычность или типичность объекта. В чем состоит необычность или типичность?

8.Выразительность объекта (взаимодействие с окружающей средой, зданиями, природой).

9. Сохранность объекта.

10.Будущее объекта.

11. Выводы о ценности объекта (связь с эпохой, историей, культурой, людьми, возможность изучения или использования в эстетическом или патриотическом воспитании.

4. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РАЗРАБОТКИ ЭКСКУРСИОННОГО МАРШРУТА

Критерии

Параметры критериев

Оценочная шкала

Баллы

Соответствие тематике конкурса, определение цели и задач экскурсии

Целесообразность выбора экскурсионных объектов и приемов показа и рассказа

Объекты экскурсии и информация об объектах позволяют достичь цели экскурсии, выбраны оправданные приемы показа и рассказа

Допущены ошибки в выборе объектов, приемов показа и рассказа

Выбор объектов, приемы показа и рассказа ошибочны

Глубина и достоверность содержания, полнота раскрытия темы

Информация соответствует возрасту экскурсантов, нет перегрузки информации, информация продуманна и оправданна, тема экскурсии раскрыта

Присутствует излишняя информация или круг вопросов мал, произошел частичный отход от темы

Информация не соответствует теме, тема не раскрыта

Логика построения работы

Прослеживаются логические связи между частями экскурсии, продумано вступление и заключение

Нет вступления, заключения или логических переходов

(одного из ряда названных)

Отсутствуют вступление, заключение, логические связи

Оформление работы

Наличие «портфеля экскурсовода» на балл не влияет . Оценивается аккуратность, соответствие регламенту, культура оформления

Максимальное количество баллов:

13 баллов

Набрано:

error: Content is protected !!