Что значит "блаженны нищие духом"? Что значит блаженные нищие духом в православии Как понять фразу блаженны нищие духом.

Библейские вопросы. НИЩИЕ ДУХОМ. КТО ТАКИЕ НИЩИЕ ДУХОМ? ПОЧЕМУ ЭТО СКАЗАНО НЕ ОБ УЧЕНИКАХ ИИСУСА?

«Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись». (Деяния 4:12)

ЗАПУТАННАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ТЕМА.

«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». Так Иисус начал Свою проповедь. (Матфея 5:3).

Кто такие НИЩИЕ ДУХОМ, о которых говорит Господь? Почему нищие духом блаженны?

Для многих верующих эти слова Иисуса представляют собой не малую загадку. Но почему?

Проблема в том, что, внимая религиозным лжеучениям, люди считают, что Господь под «нищими духом» подразумевал верующих в Него. Такое, неверное понимание слов Христа порождает сложные противоречия и переворачивает смысл всей проповеди Христа.

СО СВЯТЫМ ДУХОМ - НИЩИЙ ДУХОМ?

Может ли верующий во Христа быть нищим духом? Не наоборот ли? Разве познание Господа не делает нас богатыми духовно?

«…Чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его, и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых». (Эфес. 1:17,18).

«…Потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием…». (1Коринф.1:5).

«Советую тебе… обогатиться…». (Откровение 3:18).

РАЗУМЕНИЕ НАГОРНОЙ ПРОПОВЕДИ.

Тема «нищих духом», и всей Нагорной проповеди рассмотрена мною в книге «ПРЕМУДРОСТЬ БОЖЬЕЙ ЛЮБВИ», в седьмой главе. Для экономии места приведу здесь лишь некоторые цитаты, касающиеся непосредственно понятия «нищие духом».

(начало цитирования)

БОЖЬЯ ЛЮБОВЬ ДЛЯ ВСЕХ НАРОДОВ.

Как Бог смотрит на все народы? Какова судьба всех народов, тех, которые умерли задолго до рождения Христа, и тех, которые прожили, и умерли, ничего не услышав, или не поняв о Христе?

Сами по себе такие вопросы могут звучать как отголоски религиозных учений о том, что спасение возможно только при условии исповедования какой-то определенной, конкретной религии. Дескать, спасемся только мы, остальные все – погибнут. Такие верования и взгляды – не являются евангельскими. Они противоречат самой идее Бога спасти все народы, идее, которую Он высказал еще Своему другу Аврааму: «Благословятся в семени твоем все племена земные»…

НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ – СЛОВЕСНО СФОРМУЛИРОВАННАЯ БОЖЬЯ ЛЮБОВЬ. ХРИСТОС ПРОПОВЕДУЕТ СПАСЕНИЕ ОТ СМЕРТИ, А НЕ РЕЛИГИЮ…

Что, собственно говоря, есть Нагорная проповедь? Это – начало Учения Иисуса Христа. И это – основная суть Его Учения. Кто ее произносит? Сын Божий, то есть Бог, Спаситель человечества и Судья человечества.

Вот как начинается Нагорная проповедь Христа: «…И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими.

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное». (Матф.5:2-10)

Очень показательно, что Христос начинает эту проповедь как Судья. Сразу, в самых первых словах, Он говорит о тех, кто будет спасен, кто - «блажен». А это сказать может лишь Судья.

И кто будет спасен? Что говорит Христос? О ком Он говорит? О праведниках по закону? О христианах? Нет! Он говорит обо всех людях!..

В Нагорной проповеди о христианах речь начинается только в одиннадцатом стихе: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня». А десятый стих «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное», - говорит не о христианах. И «правда», за которую изгонят этих людей, не есть Христос и Его Учение, что подчеркивается в одиннадцатом стихе. Это, надо понимать, есть обыкновенная, жизненная, бытовая правда, о существовании, о необходимости которой знают все народы, независимо от их вероисповедания. Просто человек любил правду. Просто не врал по жизни, был честным, порядочным. Такой – спасется. Так сказал Господь…

«Царство Небесное», о котором здесь говорится, не обязательно означает «небесное призвание», или вознесение на небо. В Библии под Царством Небесным подразумевается «спасение, и сила, и власть Христа», которая будет охватывать как небо, так и землю.

Все восемь пунктов «блаженства», перечисленные здесь говорят не о христианах, а об остальных людях. Почему это видно? Потому, что конкретно сказано, за ЧТО они будут спасены. А христиане будут спасены не «за что», не за какие-то свои дела и заслуги, а за веру в Господа Иисуса Христа. Но эти люди, о которых говорит Господь в первых словах Своей проповеди - не знали Христа, не имели возможности поверить в Него, поэтому милосердный Господь находит «причину», чтобы помиловать и спасти их. И называет, публикует эти причины, чтобы Его ученики, христиане относились к другим людям не как к обреченным, а как к сонаследникам Божьей благодати.

Кроме того, если считать, что Господь, говоря эти слова, имел в виду христиан, тогда получается, что Он, по сути, говорил бессмыслицу. Разве христианин может быть не кротким? Или разве христианин может быть не миротворцем? Все это – само собой разумеется, когда речь идет о христианах…

Можно ли о последователе Иисуса Христа сказать, что он – нищий духом? Применимо ли такое определение к христианину? Что говорит Библия о духовном состоянии христиан? Христианин, как известно, является обладателем и носителем Божьего Святого Духа. Можно ли наличие Божьего Духа в человеке охарактеризовать как духовную нищету? Не наоборот ли?

В Откровении Господь говорит Ангелу Смирнской церкви: «Знаю твои дела, и скорбь, и нищету – впрочем ты богат…» (Откр.2:9). Чем был богат этот скорбящий и нищий материально Божий служитель? Духом! Духовным богатством. Кто выполняет Божьи заповеди, кто верно служит Богу и Господу Иисусу Христу, тот не напрасно трудится, и не может быть нищим, то есть ничего не имеющим в духовном смысле. Тот – не нищий духом, а по-настоящему богатый.

Но кто нарушает Божьи заповеди, кто, назвавшись христианином, не поступает по-христиански, тот – да, тот есть нищий в духовном отношении. Так было с Ангелом Лаодикийской церкви, которому Господь сказал: «Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен и жалок, и нищ и слеп и наг». (Откр.3:17) Видно, что Господь явно не одобряет духовную нищету этого Его служителя. И этот служитель Христа никак не может быть блаженным. Уже в следующем стихе Господь советует ему оставить свою нищету и «обогатиться». (Откр.3:18).

Очевидно, что слова «нищие духом» из Нагорной проповеди не относятся к людям, познавшим Христа, ибо, приобретя Христа, они не обнищали, а приобрели себе наивысшее и наилучшее богатство, которое вообще может существовать во всей Вселенной. Они стали самыми богатыми, богаче всех богачей мира.

Кого же имел ввиду Господь, говоря о нищих духом в Своей проповеди? Скорее всего, тех, которые, не имея Библейских знаний, не понимая, как объяснить многие происходящие вокруг них процессы, не мудрствуют, не выдвигают своих теорий, не философствуют, не становятся лжеучителями. Они, в принципе зная, что есть Бог, не выдвигают собственных гипотез, а терпеливо молчат, ожидая, что Бог Сам ответит на все вопросы. Такое поведение Господь рассматривает, как поведение праведного человека. А праведные – блаженны, будут спасены.

На самом деле: Насколько меньше было бы на земле зла и несправедливости, если бы мудрецы мира сего, ученые, не понимая, как объяснить то, или иное явление, обращались бы за ответами к Богу, а не предлагали бы собственные мудрствования! Не было бы ни атеизма, ни материализма, ни оскорбительной для человека, для образа Божьего эволюционной теории. Да и вообще, если бы люди вели себя как нищие духом, и самовольно не выступали бы как учителя других, на земле не было бы никакой лжи.

К сожалению, реальная действительность такова, что слова о «блаженстве» из Нагорной проповеди все-таки применяются и к христианам. Но это отнюдь не означает, что Христос адресовал эти слова христианам. А это означает, что сии христиане являются последователями Христа лишь формально, по названию. Реально – они являются «чадами века сего». Поскольку они не имеют веры, они будут получать спасение, - если получат, - не как христиане, не за веру, а как «прочие народы», по делам, если, конечно, таковые у них обнаружатся.

Как и в мире, среди христиан также имеется тьма тьмущая всяких мудрецов, толкователей, учителей и проповедников, которые, вместо терпеливого ожидания Божьих ответов на возникающие вопросы, предлагают свои собственные мудрствования. Сколько они причинили зла! Сколько ересей и откровенно богопротивных учений проникло в христианство именно из-за таковых, думающих, что они не нищие духом! Им Господь ответил уже давно: «Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен и жалок, и нищ и слеп и наг». (Откр.3:17).

(конец цитат)

ПОСЛЕСЛОВИЕ.

Подверженные религиозным лжеучениям, люди, даже не представляют насколько благ и милосерд Господь, и как Он по Своей любви спасет все народы. Об этом Он говорил сразу, в Нагорной проповеди.

Чтобы мысли данной статьи не показались кому-то ересью, рекомендую для полноты картины о смысле Нагорной проповеди прочитать указанную полностью.

А. Ададуров

Нищие духом

Нищие духом
Из Библии. Евангелие от Матфея (гл. 5, ст. 3): «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное».
Раньше употреблялось в значении: смиренные, лишенные гордыни люди. Иногда так называли убогих, юродивых (блаженных).
Современное значение: люди с узким кругозором, невысокими интеллектуальными и духовными запросами (презрит.).

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .

Нищие духом

Выражение из Евангелия (Матф., 5, 3) употребляется в значении: смиренные, лишенные гордости, а также: нищие умом, лишенные духовных интересов.

Словарь крылатых слов . Plutex . 2004 .


Смотреть что такое "Нищие духом" в других словарях:

    Нищие духом - крыл. сл. Выражение из Евангелия (Матф., 5, 3) употребляется в значении: смиренные, лишенные гордости, а также: нищие умом, лишенные духовных интересов … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    Книжн. Неодобр. 1. О смиренных, лишённых чувства собственного достоинства людях. 2. О людях, лишённых духовных интересов. /i> Выражение из Евангелия. БМС 1998, 174 … Большой словарь русских поговорок

    Нищие духом - смиренные, которые сознают свое несовершенство и недостоинство перед Богом и никогда не думают, что они лучше и святее других; полнейшее духовное смирение и самоуничижение, т.е. качества противоположные гордости, тщеславию, самолюбию … Краткий церковнославянский словарь

    Ср. Armuth des Geistes Gott erfreut, Armuth und nicht Armseligkeit. M. Claudius. Ср. Bien heureux les pauvres d esprit. Ср. Блаженны нищие духом, ибо их есть царство небесное. Матф. 5, 3. Лук. 6, 20. См. праведному закон не писан. См. нищий духом …

    Блаженны нищіе духомъ, ибо ихъ есть царство небесное. Ср. Armuth des Geistes Gott erfreut, Armuth und nicht Armseligkeit. M. Claudius. Ср. Bien heureux les pauvres d’esprit. Ср. Блаженны нищіе духомъ, ибо ихъ есть царство небесное. Матѳ. 5, 3.… …

    - (иноск.) смиренный Ср. Нищета ума спасает (о смирении). Ср. Но ты... иной... взалкавший пищи, Ты, что молитвою влеком, Высокий сердцем, духом нищий, Живущий мыслью со Христом. Гр. Б. Толстой. Иоанн Дамаскин. 10. Ср. У них не было впечатлений и… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Нищій духомъ (иноск.) смиренный. Ср. «Нищета ума» спасаетъ (о смиреніи). Ср. Но ты... иной... взалкавшій пищи, Ты, что молитвою влекомъ, Высокій сердцемъ, духомъ нищій, Живущій мыслью со Христомъ. Гр. А. Толстой. Іоаннъ Дамаскинъ. 10. Ср. У нихъ… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    ЕВАНГЕЛИЕ. ЧАСТЬ I - [греч. εὐαγγέλιον], весть о наступлении Царства Божия и спасении человеческого рода от греха и смерти, возвещенная Иисусом Христом и апостолами, ставшая основным содержанием проповеди христ. Церкви; книга, излагающая эту весть в форме… … Православная энциклопедия

    Основная статья: Заповеди Иисуса Христа Заповеди Блаженств, православная икона Заповеди блаженства (макари … Википедия

    Основная статья: Заповеди Иисуса Христа Заповеди Блаженств, православная икона Заповеди блаженства в христианском вероучении, заповеди, данные Спасителем в … Википедия

Книги

  • Блаженны нищие духом , Сергей Николаевич Лазарев. До сих пор многим непонятна фраза Христа, которую не могут объяснить ни богословы, ни священники – «Блаженны нищие духом». И до сих пор многие верующие искренне думают, что служат Богу, хотя… электронная книга
Нагорная проповедь Христа – средоточие христианства – веры, которая, по слову апостола Павла, «для иудеев соблазн, а для эллинов безумие».

«Блаженны нищие духом». Ложность или неточность толкования этой заповеди и в самом деле способна обратиться и «безумием», и «соблазном». Для людей, далеких от Церкви, слова о «нищих духом» звучат скандально: если христианство – религия слабых и убогих, а я не таков, значит, правильно, что я не христианин. Внутри церковной общины ложно понятый идеал духовной нищеты время от времени вызывает безумие в виде так называемой «концепции спасения через грех»: не согрешишь – не покаешься; не покаешься – не спасешься; следовательно, не согрешишь – не спасешься.

Между тем, уже простой философский анализ понятия духовной нищеты оказывается вполне достаточным для его ясного определения. Этот анализ состоит в различении нищеты и бедности: бедный – это тот, кто не имеет лишнего; нищий – тот, у кого нет даже необходимого. Нищий не в состоянии покрыть и неотменимые «нулевые» потребности – в питье, пище, лекарствах, защите от непогоды. Бедный живет скромно, но покойно – нищий беспокойно и нескромно умирает. Именно поэтому его имя – жажда, его бытие – борьба и молитва. Инстинкт самосохранения угасающей жизни действует помимо воли, преодолевает иннертность, ленность и сопротивление личного достоинства, заставляя искать необходимое – то, чем можно восполнить роковую недостаточность быта, а в случае духовной нищеты – ущербность бытия.

Нищим в этом смысле может назвать себя и банкир, обнаруживший, что его расходы неумолимо превысили доходы во время кризиса. Жаждущим может оказаться и великий художник, убедившийся в том, что его полотна не запечатлели и десятой доли его вдохновения.

Духовная нищета – это присутствие в структурах человеческого бытия некоторого незаполненного сосуда: такова женщина, еще не ставшая женой и матерью; таков праведник, обнаруживший в своем житии не наполненный любовью закон; таков спартанец из числа трехсот, отправленный в Спарту с донесением от царя Леонида и потому упустивший возможность героически погибнуть в блистательной и трагичной битве при Фермопилах...

Древнегреческий философ Аристотель утверждал, что «природа не терпит пустоты» и стремится ее заполнить. Принято полагать, что под «нищими духом» подразумеваются слабые. Но духовная нищета на языке динамики – это, наоборот, потенция, или сила, то есть причина всякого движения.

Во-первых, это сила, производящая культурообразующее движение. Ни духовно бедные архангельские рыбаки-односельчане, ни духовно богатые дворянские дети Москвы не поняли Ломоносова, пешком пришедшего из Архангельска в столицу, в Славяно-греко-латинскую академию. Никому из них, самодостаточных и статичных, не суждено было вдохновенно дерзать в науке и основывать первый русский университет. Понять ту страсть к познанию, которая двигала первым русским академиком до самой смерти, может лишь тот, кто и сам стоял перед величием Истины, ощущая собственную ущербность и нищету.

Во-вторых, это сила, инициирующая движение к Богу. Нищий духом, о котором говорит Евангелие, – это человек, чья духовная жажда не утоляется ничем земным – ни трагедией театра, ни духом музыки. Духовная нищета – это потребность, перед которой пасует и рационализирующая сложность науки, и художественная фантазия литературы, и даже утешающая мудрость философии. По неисчерпаемости собственной духовной жажды человек догадывается о том, что он микрокосм, то есть образ Того, Кого «и небеса не могут вместить». Неисчерпаемость жажды ничем земным заставляет искать небесного и достигать горних сфер. Это тонко подмечено Пушкиным в стихотворении пророк:

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился,

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился...

«Духовная жажда» – выражение нищеты – становится непременным условием «явления серафима». И усердно молящийся может замирать в недоумении: почему молитвы не исполняются? Неужели Всеблагой и Всемогущий Бог не хочет или не может дать просимое? Но затруднение возникает не у дарителя, а у просителя: дар есть, он предложен, но человеку оказывается не в чем его унести. Поэтому действительно «блаженны» те, у кого есть ничем не заполненный сосуд – они и в самом деле могут «горы передвигать». Таким образом, духовная нищета оказывается самой сутью веры.

Сторонникам «спасения через грех» стоит отметить, что молитва евангельского мытаря исполнилась не потому, что он «угодил» Богу своими грехами, но потому, что он собственную духовную бедность смог пережить как нищету. Духовное же богатство фарисея переполнило его, создало иллюзию личной онтологической завершенности и полноты, лишив возможности совершить чудо молитвой.

Врачи указывают на хороший аппетит как на один из основных признаков здоровья. Утрата способности жаждать оказывается внешним отражением патологии – так духовно болен фарисей с переполняющим его чувством сытости. Сотворив человеческую душу по образу Своему, Бог создал бытие, комплементарное только Себе, могущее быть до конца наполненным только божественной Бесконечностью и Полнотой. Потому, оторванный от Создателя человек, способный наполняться до сытости зрелищами, театром, литературой, искусствами, наукой или пустыми развлечениями, изменяет собственной природе. Он фальшив, болен, неправилен.

Духовную нищету было бы неправильно отождествлять с личной слабостью характера, а ее носителей – с маргиналами. Вне зависимости от количества талантов и добродетели, богатства и социального успеха, нищие духом – это всего лишь подлинные люди, способные ощущать свою несамодостаточность перед лицом божественного совершенства. Эта нищета выражается в силе жажды, с которой душа ищет упокоения в своем Создателе, до поры утешаясь творением культуры, словно великой Песней о Потерянном Рае.

Кажется, что «нищие духом», это те, у кого нет никакой внутренней жизни, никаких духовных достоинств. Но изначально все было совершенно не так.

Словами о нищих духом Иисус Христос начал Свою знаменитую нагорную проповедь. И вот что странно, Он говорит о том, что нищие духом блаженны, то есть счастливы потому что им принадлежит Небесное Царство.

«Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут…»

Впоследствии, эта часть Нагорной проповеди была названа «заповедями блаженства». Заповеди эти рисуют нам образ гражданина Небесного Царства. Мы видим, что это человек честный, миролюбивый и тихий, но не боящийся отстаивать правду и пострадать за нее, если потребуется. Но почему же он все-таки нищий духом – ведь он полон духовных достоинств? Вот что об этом говорит об этом святитель Игнатий Брянчанинов: «Едва христианин захочет осуществлять в действиях своих, внешних и внутренних, евангельские заповеди, как увидит поврежденную свою природу, восстающую против Евангелия, упорно противодействующую Евангелию. Христианин, при свете Евангелия, видит в себе падение человечества. От этого зрения естественно рождается смиренное понятие о себе, называемое в Евангелии нищетою духа».

И действительно, если человек считает себя обладателем духовных достоинств, то гордыня, которая неизбежно возникнет от осознания этого, моментально уничтожит и кротость и милосердие, и жажду правды. Признавать себя недостойным, не имеющим никаких добродетелей - вот что значит быть нищим духом. И именно об этом говорил Спаситель в своей Нагорной проповеди.

Изучая православные заповеди, люди наталкиваются на не совсем понятные современному человеку мысли. Что означает «блаженны нищие духом»? Эти слова могут нынче вызвать диссонанс. Ведь нам из всех источников информации доказывают, что для достижения успеха необходимо развитие. Людей подталкивают не только к получению профессиональных навыков, но и к духовному росту. А это означает воспитание в себе силы воли, устремленности, упорства и так далее. И тут «блаженны нищие духом». Как понимать это выражение, о чем оно говорит? Давайте разбираться.

Присмотримся к нищим

Может, это не самое приятное занятие, но придется покопаться в психологии неимущего человека. Первая заповедь гласит: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». Как же так? По словам Иисуса, людям, которые в этой жизни ничего не имеют, не создают, не производят, открыты райские врата. Вроде в этом есть некое противоречие, но только для современного, подверженного влиянию общества человека. Иисус на нищего смотрел иначе. Тот, кто находится, так сказать, на дне, не имеет амбиций. Он готов принять любую помощь, лишь бы ее предложили. У этого человека нет гордости, присущей обычному человеку. Он не боится потерь. У него есть только жизнь. Этот человек считает себя столь незначимым, что не судит других. Живет он простыми интересами. Сегодня есть хлеб и вода - хорошо. За это благодарит Господа. А если ничего нет, значит подождет, когда придет помощь от добрых людей. Нищий не возносит себя, не пытается встать над обществом. Этому человеку неведомы обычные волнения по поводу порчи имущества или проблем на работе. Его душа свободна от обременительных имущественных хлопот и переживаний.

О духовности

Вы задумывались о том, в каком направлении развивается наше общество? Если в прошлые века люди считали ценностью в основном материальные блага, то теперь таланты стали дороже. Тот, кто умеет генерировать знания, передавать их другим, процветает. Им тоже Иисус говорил: «Блаженны нищие духом…» Фраза эта предназначена для того, чтобы гений не ценил свои способности превыше общения с Господом. Наши умения и навыки есть капитал, нам внушают это с детства. В этом нет ничего дурного, если не использовать их во вред другим. Ведь Господь дарует способности, чтобы чада его усовершенствовали землю, развивали это пространство. Важно не испытывать гордости оттого, что ты умеешь и имеешь больше других. Грех заключается в презрении к тем, кто обделен талантами. Это касается любых способностей, в том числе и духовных. Есть люди, обладающие невероятной мудростью, умеющие вести за собой других. Им приходится постоянно бороться с соблазном гордыни. Суметь сохранить веру в Господа - вот что значит "блаженны нищие духом". Нужно постоянно помнить: нет ничего ценнее единства со Всевышним. Ощущать его в себе - это и есть исполнение заветов. А тот, кто вместе с Господом, защищен от искушений, в том числе и от гордыни.

«Блаженны нищие духом»: толкование

Христианство основной добродетелью считает смирение. Оно заключается в том, что человек надеется лишь на Господа. Он не пытается ему что-то дать, сделать или предложить. Торгу в этих отношениях нет места. Христианин надеется на доброту Бога, полностью и безоговорочно ему доверяет. Душа его чистая и искренняя. В ней нет ни тени сомнения. Смиренномудрие - это умение принимать от мира все. Так как эти дары идут из рук Господних. Если случилось что-то дурное, следует поблагодарить Всевышнего и не роптать. Значит, нынче ты не заслужил большего. И конечно, нужно говорить «спасибо» за каждую малость, что получаешь в жизни. Ведь хорошего у любого человека больше, чем плохого. Мы настолько привыкли к этим дарам, что перестали их замечать. А это и есть гордыня, грех. Когда спрашиваете себя, как понять "блаженны нищие духом", постарайтесь сосредоточиться на той радости, что получаете на земле. Как это? Давайте приведем пример.

Что хорошего есть в нашей жизни?

Возьмем среднестатистического человека, проживающего в русскоговорящем мире. Что он получает практически каждый день? Скажете, одни проблемы и неприятности, помноженные на негатив, распространяемый СМИ? А мы постараемся найти то, что вы, вероятно, перестали ценить:

  • воздух, который позволят жить;
  • поддерживающих и помогающих родителей;
  • пищу и кров;
  • работу, коли есть желание трудиться;
  • если он необходим;
  • здоровье;
  • поддержку друзей;
  • улыбки любимых;
  • возможность иметь детей.

Поверьте, перечислять можно до бесконечности. Но разве люди ценят эти дары? Они считают их естественными. И к чему это приводит?

Последствия неблагодарности

Тоже не станем долго рассуждать. Приведем несколько цепочек, которые продемонстрируют логику, остальное додумайте сами:

  • Тот, кто имеет кров и доход, боится его потерять. Ему страшны грабители, войны, экономические кризисы и другое.
  • Здоровый человек с неприязнью думает о возможных недугах.
  • Имеющий родителей, семью, друзей страшится измены и смерти.
  • Работающий и реализующий свои таланты боится потерять место или шанс.

Этот список тоже можно продолжить до бесконечности. Мы взяли для примера только самые обычные вещи. Просто в следующий раз, когда задумаетесь, что означает «блаженны нищие духом», вспомните о дарах Господа. Есть люди, которым не повезло. У них нет или здоровья, или таланта, или мирного неба над головой. А все ли они ропщут?

Что в жизни ценнее всего?

Наверное, вопрос, вынесенный в подзаголовок, наивен. У каждого свои ценности. Это правда и ложь одновременно. Есть общечеловеческие ценности. Их довольно трудно опровергнуть полностью. Верующие считают, что самым важным является пребывание рядом с Господом. Поверьте, многие старались доказать обратное. Получалось до тех пор, пока не происходила беда. И только пережив горе, человек осознавал, что поддержка Всевышнего - это самое главное, что у него есть. Ведь из души эту силу никто не вырвет. Она не зависит от правителей или СМИ, мнения друзей и врагов. Это данность, которую можно отвергать или принимать, но не оспаривать ее существование. Значит, «блаженные нищие духом» - это заповедь о любви к Богу? Священники считают, скорее, напоминание. Это короткая притча о целостности мира и его бренности в одно и то же время.

Нужна ли эта истина современному человеку?

Предлагается опять вспомнить о смирении. Это настоящая мудрость, позволяющая посмотреть на себя со стороны, оценить реально недостатки и достоинства. А раз понимаете, в чем ваша ценность, умеете правильно выбрать поприще для приложения сил. Кроме того, человек, оценивающий себя адекватно, не испытывает проблем с общением, любит и получает взаимность. Он счастлив! А вы говорите, что нужно стремиться к успешности любой ценой. Всегда помните, что блаженны нищие духом, то есть люди, превыше всего любящие своего Создателя. У них намного меньше страхов и конфликтов в душе. Есть тот, на кого можно опереться. И он никогда не предаст, не изменит, не станет манипулировать или обманывать. Он суть души человека.

Заключение

Если понимаешь бренность дарованных тебе материальных благ и интеллектуальных ценностей, то живешь легче и естественнее. Попробуйте хоть на один день позабыть о страхах, порожденных гордыней. Этот небольшой эксперимент вернет вас в детство. Не поверите, но малыши - это практически единственная категория людей, истинно понимающих исследуемую фразу. У них нет забот, они полностью доверяют своим родителям, видя в них Господа. Вспомнили?

error: Content is protected !!