Бюджетная политика российской федерации. Бюджетная политика в современной экономике Влияние бюджетной политики

Государственное регулирование экономики можно определить, как комплексную систему мер осуществляемых государством по упорядочению рыночных отношений, сведение к минимуму отрицательных последствий рыночных форм хозяйствования, социальной защите отдельных групп населения, создание предпосылок к созданию эффективного рынка.

Но не всегда роль государства должна сводиться к роли компенсатора несовершенства рынка. Есть обстоятельства и сферы, которые относятся к исключительной прерогативе государства и никогда не могут быть выполнены иным, кроме него. Так, ряд важнейших регулирующих функций в масштабе всего народного хозяйства должно оставаться в руках государства:

- научно-технический прогресс - предусматривающие решение научных и технических проблем внедрения достижений науки и техники в народное хозяйство (Программа освоения космоса, программа использования в мирных целях термоядерной энергии

- структурная перестройка экономики нацеленные на решение крупных межотраслевых проблем в области производства, повышение его эффективности и качественных характеристик, развитие новых производств;

- социальная политика направленные на решение проблем развития и совершенствования образа жизни людей, повышения их материального и культурного уровня;

- проблемы экологии разрабатывающие комплекс мероприятий природоохранного и природообразующего характера (Программа ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.

Методы государственного регулирования экономики:

1) прямое государственное финансовое регулирование распределение бюджетных инвестиций, субсидий, субвенций дотаций предприятиям и территориям;

2) программно-целевые методы, включающие в себя разработку и реализацию госпрограмм развития приоритетных сфер экономики и решение первоочередных социально-экономических проблем;

3) методы регулирования материальных потоков и производственной деятельности, предусматривающие заказы на поставки продукции и выполнение услуг и работ для государственных нужд (госзаказы), а также квотирование и лицензирование экспорта и импорта продукции;

4) государственное предпринимательство, обеспечивающее управление хозяйственной, экономической и социальной деятельностью различных форм государственных предприятий.

Государство может оказывать финансовую помощь фирмам отраслям и даже целым территориям также в виде безвозмездных субсидий (от лат. subsidium -- «поддержка») в тех случаях, когда считает это полезным для экономики страны или для достижения каких-либо социальных целей. Субсидии могут выдаваться и государственным, и частным фирмам. Так, государство может финансировать частную школу: оно дает ей средства на сумму, которую получают от него все государственные школы, остальные средства школа должна заработать сама.

Главное отличие бюджетного финансирования от всех других методов в том, что эти средства предоставляются государством бесплатно и безвозвратно.

Государственное предпринимательство выполняет функцию поддержания благоприятных общих условий функционирования общественного воспроизводства и, следовательно, может противопоставляться частному . Государственный сектор должен гармонично вписываться в структуру рыночной экономики.

Кроме прямых инструментов государство использует в своей практике и косвенные методы финансового и налогового кредитно-денежного регулирования. Они опираются в основном на товарно-денежные отношения, определяют «правила игры» в рыночном хозяйстве и воздействуют на экономические интересы.

Государственная налоговая политика. Налоги являются одним из наиболее эффективных инструментов косвенного регулирования экономических процессов.

По платежеспособности налоги делятся на прямые и косвенные.

Прямые налоги, взимаемые непосредственно с субъекта налога, включают:

Налог на прибыль организаций;

Водный налог;

Земельный налог;

Налог на имущество физических лиц;

Налог на имущество организаций;

Сбор за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

Встроенные в экономическую систему внутренние стабилизаторы, уменьшающие возможные колебания в экономике, не обеспечивают требуемого уровня стабилизации, в ряде случаев они просто не способны гасить возникающие колебания, предотвращать потерю устойчивости. Так что заранее вписать в законодательные акты и другие нормативные документы правила и нормы, гарантирующие от выхода экономики из стабильного состояния, не удается. На помощь приходит оперативное регулирование, текущая реакция правительственных органов на возникающие отклонения в виде инструментов дискреционной политики,

Дискреционная фискальная политика представляет совокупность оперативных финансовых мер правительства, принимаемых в дополнение или хозяйственной жизни. Точно так же, как летчик, чувствуя, что автопилот не справляется с управлением самолета, берет штурвал в свои руки, правительство, видя, что принятые ранее законы, решения не обеспечивают поддержания стабильной ситуации в хозяйстве страны, прибегают к дискреционной политике. Применение разных дискретных мер, характер которых зависит от складывающейся обстановки, называют регулируемой стабилизацией .

К числу наиболее распространенных способов, средств осуществления дискреционной фискальной политики относят общественные работы, программы материальной помощи, изменение налоговых ставок и другие аналогичные инструменты воздействия. Привлечение безработных к выполнению общественных работ с оплатой за государственный счет служит оперативным средством борьбы с резко нарастающей безработицей. В период обострения социальной ситуации, обусловленной обнищанием определенных групп граждан, наряду с такими автоматическими стабилизаторами, как предусмотренные законом пособия, правительство прибегает к оказанию материальной помощи, увеличению пособий, дополнительным выплатам. Чтобы предотвратить неожиданное резкое снижение доходов предприятий и граждан, временно уменьшают налоговые ставки, вводят частичные льготы.

Дискретные фискальные меры позволяют погасить очаги экономической напряженности. Однако введенные временно послабления, льготы, дополнительную помощь затем бывает трудно отменить. Иногда приходится дискретные, временные стабилизаторы превращать в автоматические, постоянные, хотя по своей природе они не таковы.

Бюджетная политика государства как часть фискальной политики ориентируется в основном на достижение уравновешенного бюджета, сбалансированного по государственным доходам и расходам на протяжении всего бюджетного периода. Иногда осуществляется ориентация на построение бюджета полной, высокой или структурной занятости, при которой может даже иметь место выпуск избыточной продукции и превышение доходов бюджета над его расходами.

В условиях высокой экономической конъюнктуры потенциальный избыток бюджета (превышение государственных доходов над расходами) может быть направлен на погашение предыдущих долгов, создание компенсационных резервных фондов, осуществление дополнительных социальных мероприятий. В периоды спада деловой активности органы государственной власти должны увеличивать совокупный спрос даже ценой бюджетных дефицитов, чтобы преодолеть спад и стабилизировать затем экономические процессы.

Чаще всего задачей государственной бюджетной политики становится преодоление бюджетных дефицитов, достигающих критического уровня. Бюджетные дефициты в пределах 5% общего объема государственного бюджета и до 1-2% валового внутреннего продукта не считаются опасными. Так что в большинстве случаев бюджетная политика может быть ориентирована на поддержание и даже разработку, принятие подобного бюджета. Но если дефицит бюджета достигает десяткой процентов его величины, приближается к 10% ВВП, это свидетельствует о крупнейших промахах в бюджетной политике и острой необходимости стабилизации бюджета. Наличие крупного бюджетного дефицита ведет к росту внутреннего государственного долга, что дестабилизирует денежную систему государства, приводит к инфляции.

Стремление государства погасить дефицит бюджета денежной эмиссией ведет к инфляции, а выпуск и продажа государственных ценных бумаг как средство преодоления бюджетного дефицита порождает будущий долг, ведь бумаги придется погашать и платить по ним проценты. Поэтому для достижения сбалансированности государственного бюджета бюджетная политика должна теснейшим образом сопрягаться с политикой доходов и расходов государства .

Политика государственных расходов призвана прежде всего удовлетворять спрос государственного сектора, то есть удовлетворять потребности в расходах на неотложные государственные нужды-, отражаемые в расходных статьях бюджета. Вместе с тем приходится учитывать, что многие государственные (общественные, социальные) потребности растут непрерывно, поэтому необходимо ограничивать их с учетом настоятельности и приоритетов других потребностей. Государственная политика расходов может находиться на грани возможного, но переходить эту грань не следует. Главным ограничителем государственных расходов служат доходы бюджета.

Политика государственных доходов исходит из имеющихся и потенциальных источников поступления денежных средств в государственный бюджет с учетом ограниченных возможностей использования этих источников, превышение которых способно подорвать экономику и в конечном счете привести к истощению каналов получения доходов. Так как государственный бюджет наполняется в основном налоговыми поступлениями, то политика формирования доходов государства тесно сплетается с налоговой политикой.

Налоговая политика - часть фискальной экономической политики, проявляющаяся в установлении видов налогов, объектов налогообложения, налоговых ставок, условий взимания налогов, налоговых льгот. Все эти параметры государство регулирует таким образом, чтобы поступление денежных средств за счет уплаты налогов обеспечивало финансирование государственного бюджета. Но при этом приходится встречаться с главным противоречием налоговой и всей фискальной политики .

Налоговая политика государства связана не только с обеспечением поступлений в бюджет, но и с проводимой структурно-инвестиционной политикой. Регулируя налоги, налоговые ставки, налоговые льготы, государство способно стимулировать тем самым развитие определенных видов производств, оказывать воздействие на структуру потребления, поощрять вложение средств в развитие экономики.

Под налоговой системой государствапонимается совокупность налогов, пошлин и сборов, установленных на его территории и взимаемых с целью создания централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания .

Налоговая система государства должна строиться исходя из знаний фундаментальных закономерностей распределительных отношений, их влияния на процесс развития экономики. Налоговедение, постигая экономические закономерности, определяет организационно-правовые принципы функционирования налоговой системы, формирует конкретные методики исчисления отдельных налоговых платежей.

1.2 Влияние изменения денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики на взаимодействие товарного и денежного рынков

Проблему регулирования платежного баланса нельзя рассматривать в отрыве от макроэкономических внутренних проблем. В открытой экономике важной проблемой является достижение внутреннего и внешнего равновесия. Внутреннее равновесие означает достижение баланса между спросом и предложением на всех товарных рынках при обеспечении полной занятости и отсутствии инфляции. Внешнее равновесие связано с поддержанием нулевого сальдо платежного баланса в определенном режиме валютного курса.

Важной проблемой является достижения равновесия одновременно на рынке товаров, денег и по внешнеэкономическим операциям. В условиях гибкого валютного курса равновесие платежного баланса, отражающего внешнеэкономические операции, достигается автоматически. В условиях фиксированного или плавающего курса равновесие является результатом государственного регулирования экономики.

Равновесие означает, что сальдо по текущим операциям равно сальдо счету движения капитала:

(X-M) + (AX-AM) = 0,

где Х – экспорт товаров, М- импорт товаров, АХ – экспорт капитала, АМ – импорт капитала

Преобразовав данное равенство, получим:


М – Х = АХ – АМ.

При прочих равных условиях, экспорт товаров определяется валютным курсом, импорт товаров – валютным курсом и величиной валового дохода, экспорт и импорт капитала – ставкой процента. Это позволяет нам представить функциональную зависимость равновесия внешнеэкономических сделок:

M(E,Y) – X(E) = AX(r) - AM(r)

При условии, что валютный курс не изменяется мы можем вывести кривую платежного баланса, отражающую равновесие по внешнеэкономическим операциям и отражающую такие сочетания ставки процента и объема производства, при которых обеспечивается сальдо платежного баланса. (Рис. 1.1) .

Рисунок 1.1 Кривая равновесия платежного баланса

Если учитывать изменение курса национальной валюты, то можно отметить, что повышение курса вызывает сдвиг кривой платежного баланса вверх, а падение курса – вниз.

Ситуация одновременного формирования равновесия на трех рынках отражается на графике точкой пересечения трех кривых (рис. 1.2)

Рисунок 1.2 Равновесие на рынке товаров, денег и по внешнеэкономическим операциям

Если кривая платежного баланса находится выше точки пересечения кривых IS и LM, то это означает равновесие в национальной экономике на рынке товаров и денег, но по внешнеэкономическим операциям существует дефицит платежного баланса (рис. 1.3).

1.3 Влияние бюджетной политики государства на финансовую политику

Бюджетная политика (фискальная политика) - политика правительства в области налогообложения, государственных расходов, государственного бюджета, направленная на обеспечение занятости населения и предотвращение, подавление инфляционных процессов. Является стержневой частью финансовой политики и составной частью экономической политики государства.

Роль бюджета в развитии национальной экономике неоднозначна на разных периодах истории. При этом достаточно четко выделяются два этапа. В эпоху классического капитализма государство, как известно, не вмешивалось активно в хозяйственную деятельность. Примечательно. Что в едущих странах через государственный бюджет перераспределялось от 9 до 18% национального дохода.

Во второй половине XXв. Бюджет превратился в мощный регулятор макроэкономики. Через бюджет западных государств перераспределяется от 1/3 до 1/2 ВНП. Уровень налогов и расходов позволяет бюджету играть значительную роль в обеспечении экономического роста и занятости работников.

Фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики. Она значительно видоизменяется в зависимости от поставленных стратегических задач, как, например, антикризисное регулирование, обеспечение высокой занятости, борьба с инфляцией.

Современная фискальная политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны. В зависимости от конкретно-исторических условий в отдельных странах такая политика имеет свои особенности.

Основными задачами фискальной политики является:

Сглаживание колебаний экономического цикла;

Стабилизация темпов экономического цикла;

Достижение высокого уровня занятости и умеренных темпов инфляции.

Бюджетная политика государства

Бюджетная политика и ее роль в обеспечении экономического роста страны

Государственное регулирование экономики можно определить, как комплексную систему мер осуществляемых государством по упорядочению рыночных отношений, сведение к минимуму отрицательных последствий рыночных форм хозяйствования...

Влияние агентского конфликта кредиторов и акционеров на стоимость компаний с развивающихся рынков капитала

Акционеры и кредиторы представляют два класса инвесторов в фирме, при этом и долг, и собственный капитал компании являются обязательствами для нее с разными уровнями риска, преимуществ и контроля...

Государственная бюджетная политика и направления по ее совершенствованию

Основное содержание, функции и составляющие финансов

Всеми признано, что домохозяйство в экономической системе таким же значимым субъектом рынка, как предприятие или государство. Домохозяйство является основной потребительской единицей, а также поставщиком экономических ресурсов...

Особенности функционирования финансов индивидуальных предпринимателей

Индивидуальный предприниматель, как и любой другой субъект хозяйствования, официально зарегистрированный в РФ, вступает в финансовые отношения с государством в связи с обязанностью уплачивать ряд налогов...

Правовые основы государственных расходов и государственного финансирования

Кризис на мировых финансовых рынках застал российскую экономику в начале подъема. С октября 1997 года Правительство и Банк России защищают главные достижения экономической политики последних лет - стабильные цены и твердый рубль, а значит...

Бюджетная политика представляет собой множество мероприятий, проводимых органами власти в области регулирования образованием и исполнением бюджета по исполнению ими функций перед обществом и страной...

Проблемы реализации бюджетной политики государства

Исполнение органами государственной власти своих назначений и реализация цели и задач, стоящих перед государством, прямо зависит от наличия денежных средств скопившиеся в федеральном бюджете...

Проблемы реализации бюджетной политики государства

Совершенствование финансовой деятельности организации в современных условиях (на примере РУП "Главный расчётный информационный центр" Белорусской Железной дороги)

Управление дебиторской и кредиторской задолженностью организации (на примере ООО "Рос-Таргет")

Согласно Федерального Закона РФ «О бухгалтерском учете»...

Финансовая политика в условиях инфляции ООО "Лада"

Влияние инфляционных процессов на финансовую отчетность и учет. Умеренная инфляция оказывает малозаметное влияние на финансовую деятельность предприятия...

Финансовая работа в организации и ее совершенствование

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль предприятия получают главным образом от реализации продукции...

Фискальная политика и ее использование в практике государственного регулирования

Важной проблемой является достижения равновесия одновременно на рынке товаров, денег и по внешнеэкономическим операциям. В условиях гибкого валютного курса равновесие платежного баланса, отражающего внешнеэкономические операции...

Фискальная политика - это правительственное влияние на экономику через налогообложение, формирование объема и структуры государственных расходов с целью обеспечения надлежащего уровня занятости, предупреждения и ограничения инфляции и пагубного влияния циклического колебания. Она является главной составляющей финансовой политики и очень важным звеном экономической политики. Термин «фискальная» происходит от латинского fiscus, что в переводе означает «государственная казна».

Фискальную политику еще называют бюджетно-налоговой . Этот вид государственного воздействия на экономику осуществляется путем формирования доходов госбюджета и несения расходов в виде: государственных закупок, трансфертных расходов и процентных выплат по долговым обязательствам.

Обратим внимание, что термины «расходы» и расходы («видатки») имеют разное значение. Для государственного бюджета используют термин расходы («видатки»), а для частного сектора - «расходы», для микроэкономического уровня используют понятие «расходы», а для макроуровня - расходы («видатки»). Понятие «расходы» шире, оно включает и понятие расходы («видатки»), то есть расходы («видатки») являются формой расходов. Расходы свидетельствуют об эквивалентности сделок купли-продажи, а расходы («видатки») осуществляются на безвозвратной основе. Поэтому, совершая покупку товаров и услуг, государство несет расходы, а выплачивая трансферты - осуществляет расходы («видатки»).

Главными инструментами фискальной политики являются: налоги, государственные закупки, трансферты. Показателем активности государства в этой сфере доля национального дохода, который перераспределяется через государственный бюджет. Если в условиях централизованной плановой экономики через госбюджет перераспределялось до 75% национального дохода, то в современных рыночных экономиках эта доля составляет 30 - 50%. В Украине во второй половине 90-х гг. ХХ ст. этот показатель приближался к 45%, а сейчас составляет примерно 30%. В начале ХХ ст. доля национального дохода, перераспределялась через государственный бюджет, не превышала 10%. Увеличение участия государства в перераспределении национального дохода оказывает, с одной стороны, усиление социальной направленности современных экономических систем, а с другой - уменьшает инвестиционный потенциал частного сектора.

Степень централизации финансовых потоков в Украине достаточно высокая. А налоговая нагрузка по отраслевой структуре распределяется неравномерно. Максимальное налоговое бремя несут: промышленность, транспорт, связь.

В зависимости от экономической конъюнктуры фискальная политика государства: 1) направляется на стимулирование совокупного спроса путем увеличения государственных расходов на закупку товаров и услуг и / или уменьшение налогов в период кризиса, 2) ограничивает совокупный спрос путем снижения государственных расходов и / или увеличение налогов в условиях подъема и роста. То есть, в зависимости от фазы делового цикла фискальная политика проявляется в двух видах - стимулирующая или ограничительная.



Стимулирующую фискальную политику называют фискальной экспансией . В краткосрочном периоде она направляется на преодоление кризиса в экономике, а в долгосрочном политика ослабления налогового давления может привести к расширению предложения факторов производства и роста экономического потенциала.

Ограничительную (сдерживающую) фискальную политику называют фискальной реструкцией. В краткосрочном периоде меры сдерживающей фискальной политики позволяют замедлить темпы инфляции ценой роста безработицы и сокращения объема производства . В долгосрочном периоде увеличение налогового давления может вызвать стойкое снижение совокупного предложения , особенно государственных инвестиций, и активизацию механизма стагфляции .

В зависимости от того сознательно или автоматически влияют бюджетно-налоговые инструменты на состояние макроэкономики, различают дискреционную и недискреционную (автоматическую) фискальную политику.

Недискреционная (автоматическая) фискальная политика базируется на действии встроенных стабилизаторов, которые обеспечивают естественное приспособление экономики к фазам деловой конъюнктуры. Автоматические (встроенные) стабилизаторы - это такие механизмы в экономике, действие которых уменьшает реакцию ВВП на изменения совокупного спроса. К встроенным стабилизаторам относятся:

а) автоматическое изменение налоговых поступлений в бюджет при прогрессивной системе налогообложения:

Прогрессивная зависимость объема налоговых поступлений от личных доходов и доходов предприятий: если объем производства уменьшается, то автоматически уменьшаются налоговые ставки. Из меньших доходов домашние хозяйства и предпринимательский сектор платят меньшие налоги. В этой ситуации темпы падения совокупного спроса будут ниже темпов падения объема производства, что замедляет его резкое сокращение;

Увеличение ставок налогообложения в период бума и инфляции через рост доходов домашних хозяйств и предпринимательского сектора уменьшает личные доходы, сдерживает потребительские расходы, сокращает совокупный спрос и замедляет рост цен и заработной платы.

б) помощь на случай безработицы, социальная помощь и другие социальные трансферты, которые направляются в экономику в период кризиса.

То есть при недискреционной фискальной политике бюджетный дефицит (или избыток) образуется в результате действия автоматических стабилизаторов.

Дискреционная фискальная политика - это сознательное манипулирование правительством налогами и государственными расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорением экономического роста.

Основные средства (инструменты) дискреционной фискальной политики:

Создание программ общественных работ и других программ, связанных с расходами государства;

Осуществление перераспределительных программ «трансфертного типа»;

Циклические изменения уровня налоговых ставок.

Дискреционная политика с целью стимулирования совокупного спроса в период кризиса предполагает целенаправленное сознательное снижение ставок налогообложения, увеличение государственных расходов и сведения государственного бюджета с дефицитом. Но осуществление этих мер связано с фактором времени: изменения структуры государственных расходов или ставок налогообложения требуют длительных дебатов по этому поводу в высшем законодательном органе.

Заключение: Основные задачи фискальной политики заключаются в перераспределении национального дохода с целью:

Влияния на состояние хозяйственной конъюнктуры;

Накопления необходимых ресурсов для финансирования социальных программ;

Поддержания должного уровня занятости;

Стимулирования экономического роста.

Как любое предприятие, так и органы власти имеют свои текущие бюджеты. Государственная бюджетная система - это совокупность бюджетов разных уровней государственного управления, урегулированных определенными нормами, которые формируются на единых принципах под воздействием государственного устройства и административно-территориального деления страны.

Бюджетная система имеет двухуровневую структуру для унитарных государств (она включает государственный и местные бюджеты) и трехуровневую для федеральных государств (включает еще и третье звено - бюджеты членов федерации).

Бюджетная система Украины состоит:

Из Государственного бюджета Украины;

Местных бюджетов (их около 12 тысяч).

Местные бюджеты формируют органы власти АР Крым, областей, районов и органы местного самоуправления: территориальных общин, сел, поселков, городов и их объединений. Совокупность показателей всех бюджетов, входящих в состав бюджетной системы, составляет сводный бюджет Украины.

Как экономическая категория государственный бюджет отражает реальные экономические отношения между государством и другими субъектами хозяйствования по поводу аккумуляции и использования централизованного фонда денежных ресурсов страны для выполнения функций государства путем распределения и перераспределения национального дохода.

Государственный бюджет - это основной финансовый план государства: денежное выражение сметы доходов и расходов за определенный период времени (обычно за год). Бюджет имеет две основные составляющие: доходы и расходы. Доходы государственного бюджета называют фискальными. Это доходы государственной казны от государственных фискальных монополий (водочные, винные, табачные и др.).

Различают фактический, структурный и циклический бюджеты. Фактический бюджет отражает существующие поступления, расходы и дефициты за определенный период. Структурный бюджет указывает, какими должны быть затраты и поступления, если экономика функционирует при потенциальном объеме производства (определяется действием дискреционных программ, введенных законом). Циклический бюджет показывает влияние делового цикла на изменения доходов, расходов и дефицита, которые возникают из-за того, что экономика не работает при потенциальном объеме производства. Циклический бюджет - разница между фактическим и структурным бюджетами.

Уровень фискальных доходов свидетельствует о денежные отношения, которые возникают между государством, юридическими и физическими лицами в процессе изъятия части стоимости ВВП и аккумуляции в общегосударственном фонде с целью дальнейшего ее использования при осуществлении государством функций. К основным источникам фискальных доходов относятся:

– налоги;

– доходы государства от собственной производственной и других форм деятельности;

– платежи за ресурсы, которые принадлежат государству;

– социальные и бизнес трансферты и т.д.

Крупнейшим источником доходов государства являются налоги. Налоги - это финансовые отношения между государством и налогоплательщиком с целью создания общегосударственного централизованного фонда денежных средств, необходимых для выполнения государством его функций в порядке и на условиях, определенных законодательством.

Налоги выполняют три функции:

– распределительную: перераспределение стоимости созданного ВВП между государством и юридическими и физическими лицами;

– фискальную: централизация части ВВП в бюджете на общеобщественные нужды;

– регулирующую: стимулирование различных сфер жизнедеятельности плательщиков.

Необходимо различать источник и объект налогообложения. Источником налогообложения является доход налогоплательщика, подлежащий налогообложению. Объект налогообложения - это денежная сумма, которая служит базой для начисления налогов. Объектами налогообложения могут быть: доход (предприятий или населения) и имущество (недвижимое и движимое).

Если облагают собственно доход или имущество, что обеспечивает получение дохода, источник и объект налогообложения взаимосвязаны. Если уплачивается налог на имущество или землю, которая находится в личном пользовании и не приносит дохода, то указанная взаимосвязь теряется.

По форме изъятия налоги делятся на прямые и непрямые (косвенные) (рис.11.1). Прямые налоги изымаются непосредственно у владельцев имущества, получателей доходов. Косвенные налоги изымаются в сфере реализации или потребления товаров и услуг, т.е. перекладываются на потребителя продукции. Прямые налоги, которые изымаются путем роста цен, тоже могут переводиться на потребителя. Чем более развита страна, тем большая доля поступлений приходится на прямые налоги. Чем беднее страна, тем больше она полагается на косвенные налоги, особенно на налоги от внешней торговли.

Рис. 11.1. Классификация налогов по форме изъятия

В системе сбора налоговых поступлений используются методы пропорционального, прогрессивного и регрессивного налогообложения . При прогрессивном налогообложении средняя ставка налога повышается с ростом дохода. Регрессивное налогообложение предусматривает снижение средней ставки налога по мере роста дохода. Пропорциональное налогообложение означает неизменную среднюю ставку налога, независимую от размеров дохода: НДС = 20%, на прибыль = 25%, на доходы = 15%.

В процессе фискальных мер влияние прямых и косвенных налогов на макроэкономическую ситуацию разное. Косвенные налоги влияют на общий объем производства и уровень цен, что объясняется поведением экономических субъектов. Введение косвенных налогов повышает цену товаров и услуг, на что потребители отреагируют снижением спроса, а производители должны отреагировать уменьшением предложения товаров и услуг. А прямые налоги влияют на предложение труда , потому что этим видом облагаются факторные доходы. На использование домохозяйствам направляется доход за вычетом налогов. Если доля, которая изымается через прямое налогообложение, значительная, то теряется интерес экономических субъектов больше зарабатывать. Это побуждает их уменьшать предложение труда, особенно при прогрессивной шкале налогообложения. Но именно благодаря налогам, формируются условия производства общественных благ.

Графически модель влияния пропорционального прямого налогообложения на состояние рынка труда изображено на рис.11.2. На графике изображена:

а) кривая спроса на труд ;

б) кривая предложения труда к налогообложению заработной платы;

в) равновесие на рынке труда в налогообложении заработной платы , которой соответствует заработная плата и численность занятых ;

г) кривая предложения труда после введения налогообложения заработной платы ;

д) равновесие на рынке труда после внедрения налогообложения, которое сместится к точке ; ей соответствует заработная плата и численность занятых ;

е) отрезок – сумма налога на заработную плату одного работающего;

є) – заработная плата до внедрения налогообложения;

ж) – заработная плата после введения налога;

з) – заработная плата после уплаты налога;

і) площадь четырехугольника – величина налоговых поступлений в бюджет при условии, что все человек платят по единиц налога на заработную плату. Именно эта величина налоговых поступлений в бюджет образует общественные выгоды . А бремя налогообложения зарплаты распределяется между предпринимателями (площадь треугольника ) и наемными работниками (площадь треугольника ).

Рис.11.2. Влияние налога с доходов физических лиц на состояние экономики

Площадь треугольника – величина общих потерь общества в связи с внедрением налогообложения заработной платы. Содержание этих потерь заключается в том, что предприниматели направляют в Фонд оплаты труда больше, чем наемные работники из него получают. Это заставляет последних уменьшать предложение труда, что снижает объем производства.

Наемные работники несут потери , в связи с тем, что получают доход, ниже того, который бы они имели при условии отсутствия налогообложения их дохода. Работодатели несут потери, связанные с ростом их расходов, и, как следствие, уменьшением доходов.

Для выявления влияния косвенных налогов (например, НДС) на изменение равновесного объема производства рассмотрим график модели (рис. 11.3). На графике изображены:

а) на оси абсцисс - объем выпуска, а на оси ординат – уровень цен;

б) равновесие до введения НДС в точке , которая является точкой пересечения кривых совокупного спроса и совокупного предложения ;

в) равновесное значение цен и равновесный объем производства до введения НДС;

Бюджетная политика (фискальная политика) – политика правительства в области налогообложения, государственных расходов, государственного бюджета, направленная на обеспечение занятости населения и предотвращение, подавление инфляционных процессов. Является стержневой частью финансовой политики и составной частью экономической политики государства. [ 11 ]

Роль бюджета в развитии национальной экономике неоднозначна на разных периодах истории. При этом достаточно четко выделяются два этапа.

В эпоху классического капитализма государство, как известно, не вмешивалось активно в хозяйственную деятельность. Примечательно. Что в едущих странах через государственный бюджет перераспределялось от 9 до 18% национального дохода.

Во второй половине XXв. Бюджет превратился в мощный регулятор макроэкономики. Через бюджет западных государств перераспределяется от 1/3 до 1/2 ВНП. Уровень налогов и расходов позволяет бюджету играть значительную роль в обеспечении экономического роста и занятости работников. [ 2 ]

Фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики. Она значительно видоизменяется в зависимости от поставленных стратегических задач, как, например, антикризисное регулирование, обеспечение высокой занятости, борьба с инфляцией.

Современная фискальная политика определяет основные направле­ния использования финансовых ресурсов государства, методы финан­сирования и главные источники пополнения казны. В зависимости от конкретно-исторических условий в отдельных странах такая политика имеет свои особенности.

Основными задачами фискальной политики я вляется:

1. Сглаживание колебаний экономического цикла;

2. Стабилизация темпов экономического цикла;

3. Достижение высокого уровня занятости и умеренных темпов инфляции.

Бюджетная стратегия - это набор методов, с помощью которых бюджетные отношения, принципы и функции бюджетов можно реализовать в ходе осуществления бюджетного процесса на практике. Стратегия, как правило, рассчитана на обоснование перспективных, длительных (от нескольких до 10-15 и более лет) направлений Бюджетной политики., исходя из долговременных задач развития экономики. Она предполагает разработку системы долгосрочных мер мобилизации бюджетных ресурсов в целях успешного достижения перспективных целей. Бюджетная тактика - это система конкретных практических мер по управлению доходами и расходами бюджета в целом или его отдельных частей. Она используется для решения поставленных задач в достаточно короткие сроки. Тактика развития и совершенствования бюджетных отношений предполагает разработку мер по повышению эффективности бюджетов, их устройства с учетом особенностей существующих условий развития экономики и сложившегося бюджетного федерализма. Большое значение в реализации тактических мер имеет создание эффективного бюджетного устройства и механизма его функционирования. Последний призван обеспечивать практическую реализацию намеченных путей экономического развития. Содержание Бюджетной политики отражает общий комплекс направлений развития бюджетного федерализма и возникающих при этом взаимосвязей, которые она охватывает. Можно выделить: а) разработку общей концепции Бюджетной политики, т. е. ее целей, принципов, задач, этапов осуществления и наиболее эффективных методов; б) формирование действенного, адекватного развивающейся рыночной экономике бюджетного устройства и бюджетного процесса, стимулирующего экономический рост на микро-, мезо - и макроуровне; в) осуществление мер по повышению эффективности управления бюджетными ресурсами как централизованного, так и децентрализованного характера на всех уровнях.

В основе Бюджетной политики лежит ряд принципов. Она является органической частью общей экономической политики государства. Предполагает сбалансированность экономики. Обеспечивает стимулирующую роль бюджетных средств, их активное воздействие на развитие производства. Носит плановый и социальный характер

Подводя итоги рассмотрения бюджетно-налоговой политики, можно прийти к выводу, что воздействие на экономику государственных расходов и налогов противоречиво: с одной стороны, государственные расходы создают дополнительный платёжеспособный спрос и тем самым позволяют стимулировать экономический рост, но с другой стороны, используемое для этой цели налогообложение населения может сокращать его потребительский спрос. Государство пытается вовлечь в оборот временно свободные средства, создать, посредством перераспределения оптимальные условия для воспроизводственного процесса.

Как крупнейшая экономическая реальность, охватывающая все сферы жизни страны, государственные расходы играют центральную роль при определении структуры потребления, инвестиций и прибыли в экономике.

error: Content is protected !!